Взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность тревожности как психологического феномена.
2. Определить структуру индивидуального стиля и факторы, определяющие его формирование.
3. Выявить взаимосвязь индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ..………………………………………………………..…………
4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОМУ САДУ …………………………………………………………….


7
1.1 Адаптация как психологический феномен …..………….…
7
1.2 Особенности адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения ………………

10
1.3 Факторы, влияющие на адаптацию дошкольников к условиям детского сада ………………….……………..……….


20

1.4 Половая идентификация детей дошкольного возраста …...
23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………
25

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………


26
2.1 Организация и методы исследования …………………...…
26
2.2 Результаты исследования …………………………….……
29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………
36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …

Файлы: 1 файл

курсовая работа ПРИМЕР.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

Следовательно, большинство старших школьников отличаются автономным стилем учебной деятельности.

 

Рисунок 2.7 – Распределение старшеклассников по стилю учебной деятельности

Выявлено, что для старших школьников с автономным стилем учебной деятельности наиболее характерен средний уровень школьной тревожности (59 %), в меньшей степени низкий (29 %) и высокий (12 %) уровень.

Рисунок 2.8 – Выраженность уровня общей школьной тревожности у учащихся с автономным стилем

Для старшеклассников с зависимым стилем учебной деятельности также в большей степени характерен средний уровень тревожности (71 %), в меньшей – низкий (14 %) и высокий (14 %) уровень.

Рисунок 2.9 – Выраженность уровня общей школьной тревожности у учащихся с зависимым стилем

Для старшеклассников с неопределенным стилем учебной деятельности в равной степени характерны средний (50 %) и высокий (50 %) уровень школьной тревожности и вовсе не проявляется низкий (0 %) уровень.

Рисунок 2.10 – Выраженность уровня общей школьной тревожности у учащихся с неопределенным стилем

Вычисление коэффициента корреляции по Спирмену свидетельствует о наличии следующих взаимосвязей между уровнем школьной тревожности по различным факторам и стилем учебной деятельности.

 Установлено  наличие прямой слабой взаимосвязи  между стилем учебной деятельности и школьной тревожностью старшеклассников по таким  факторам, как переживание социального стресса (r = 0,11; p < 0,01) и страхи в отношениях с учителями (r = 0,09; p < 0,01) (приложения Е, М). Значит, чем выше уровень школьной тревожности в указанных ситуациях, тем более автономным является стиль учебной деятельности старшеклассников.

Обратная слабая связь выявлена между стилем учебной деятельности и школьной тревожностью по факторам общая тревожность в школе (r = - 0,02; p < 0,01), фрустрация потребности в достижении успеха (r = - 0,03; p < 0,01), страх самовыражения  (r = - 0,2; p < 0,01) и страх ситуации проверки знаний (r = - 0,05; p < 0,01) (приложения Д, Ж, З). Следовательно, чем выше уровень тревожности по указанным факторам, тем менее автономным является стиль учебной деятельности.

Обратная связь средней степени установлена между степенью автономности стиля учебной деятельности старшеклассников и уровнем выраженности страха несоответствовать ожиданиям окружающих (r = -0,4;  p < 0,01), с одной стороны, и степенью физиологической сопротивляемости стрессу (r = -0,3; p < 0,01), с другой стороны (приложения К, Л).

Значит, существует наиболее сильная зависимость стиля учебной деятельности от уровня тревожности старшеклассников в учебных ситуациях, требующих подтверждения ожиданий референтных лиц, и в ситуациях, превышающих функциональные резервы организма.

Наименьшее влияние на проявления характеристик того или иного стиля учебной деятельности оказывает тревожность в ситуации неблагоприятного взаимодействия со сверстниками, общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний.

Вычисление коэффициента корреляции по Спирмену свидетельствует о наличии обратной взаимосвязи слабой степени между уровнем школьной тревожности и индивидуальным стилем учебной деятельности (r = -0,24; p < 0,01) (приложение Г). Следовательно, чем выше уровень школьной тревожности, тем менее автономным является стиль учебной деятельности старшеклассников.   

 

Наличие обратной взаимосвязи между факторами тревожности и стилями учебной деятельности свидетельствует о том, чем выше тревожность по этому фактору, тем менее автономным является стиль учебной деятельности.

Наличие прямой взаимосвязи между страхами в отношениях с учителями, переживанием социального стресса в отношениях со сверстниками и стилем учебной деятельности свидетельствует о том, что чем выше тревожность по этим факторам, тем более автономным является стиль деятельности. По причине того, что старший школьник, избегающий контактов с учителями и сверстниками,  проявляет большую самостоятельность в своей учебной деятельности. 

Таким образом, выдвинутая нами в процессе исследования гипотеза о том, что чем выше уровень школьной тревожности, тем менее автономным является стиль учебной деятельности у старших школьников, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Подводя итог вышеизложенному, необходимо сформулировать следующие выводы:

1. Для  большинства старших школьников характерен автономный стиль учебной деятельности.

2. У большинства  старшеклассников преобладает средний  уровень школьной тревожности. Среди  старшеклассников со средним уровнем школьной  тревожности наиболее выраженной является тревожность по следующим факторам: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и общее состояние школьника, связанного с различными формами его включения в жизнь школы.

3. В наибольшей  степени на формирования  стиля  учебной деятельности влияет  страх не соответствовать ожиданиям окружающих и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, то есть особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость школьника к ситуациям стрессогенного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные нами теоретические и эмпирические исследования позволяют сформировать следующие выводы:

1. Отечественными и зарубежными психологами изучено множество понятий и видов тревожности. Одна из них школьная тревожность, которая выражается в волнении школьника, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

 На  школьную тревожность влияют  следующие факторы: эмоциональное нежелание учиться, недостаток интеллектуальной базы наряду с желанием учиться, характерологические особенности (впечатлительность, ранимость, застенчивость), серьезные перемены в жизни, семейные проблемы.

2. Понятие «индивидуальный стиль деятельности» рассматривалось в работах многих психологов ( А.Б. Збанацкой, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Б.Ф. Теплова).

 Индивидуальный стиль учебной деятельности – это индивидуально-своеобразный способ учебной деятельности, определяемый учебными действиями и обусловленный свойствами субъекта деятельности.

  На индивидуальный стиль  учебной деятельности влияют  следующие факторы: тип темперамента, способности, характер старшеклассника, стратегия педагогического взаимодействия, особенности личности (самооценка, уровень притязаний, самоэффективность, локус-контроля, уровень тревожности), особенности познавательной сферы, сформированность компонентов учебной деятельности, тип нервной системы.

По критерию автономности и зависимости личности в учебной деятельности различают классификацию стилей учебной деятельности. Учащиеся с автономным стилем проявляют в учебной деятельности такие качества, как: настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы. Для учащихся с зависимым стилем характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, а их учебная деятельность связана в основном с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на советы, подсказки

3. По  результатом исследования школьной  тревожности было выявлено, что для 20 % старших школьников характерен высокий уровень тревожности, для 60 % характерен средний уровень, а для 20 % - низкий уровень тревожности.

Исследование индивидуального стиля учебной деятельности показало, что  для 56,7 % испытуемых характерен автономный стиль, для 23,3 % характерен зависимый стиль, для 20 % - неопределенный стиль учебной деятельности.

Вычисление коэффициента корреляции по Спирмену свидетельствует о наличии обратной взаимосвязи слабой степени между уровнем школьной тревожности и индивидуальным стилем учебной деятельности. Следовательно, чем выше уровень школьной тревожности, тем менее автономным является стиль учебной деятельности старшеклассников.

Проведенное исследование не охватывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективные исследования могут быть продолжены в направлении по выявлению гендерных, возрастных и социокультурных особенностей во взаимосвязи стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – М.:  Знание, 1988. – 248с.

2. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. Психология подростка: Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. – М.: Мысль, 1997. – 304с.

3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.

4. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С.17–39.

5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 397с.

6. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. – М.: Флинта, 2006. – 432с.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480с.

8. Збанацкая, А.Б. Личностные характеристики студентов вуза как основа индивидуального стиля учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. / А.Б. Збанацкая. – Москва, 2007. – 25с.

9. Збанацкая, А.Б. Некоторые аспекты проблемы стилевых особенностей обучения студентов ВУЗа / А.Б. Збанацкая // Прикладная психология. – 2006. – № 6. – С. 28–37.

10. Кажарская, С.Р. Аддиктивное поведение подростков / С.Р. Кажарская. – Мн.: Красико-Принт, 2008. – 123с.

11. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: ( Проблемы формирования личности) / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175с.

12. Марцинковская, Т.Д. Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко. – М.: Академия, 2005. – 528с.

13. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456с.

14. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – 640с.

15. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское пед. агентство, 1996. – 374с.

16. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: МОДЭК, 1996. – 513с.

17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1984. – 797с.

18. Петровский, А.В. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Р. Ярошевского. – М.: МОДЭК, 1990. – 453с.

19. Поляков, А.М. Психология развития: учеб. пособие / А.М. Поляков. –Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 304с.

20. Прихожан, А.М. Переживание и ненасыщаемые  потребности в контексте концепции Л.И. Божович / А.М. Прихожан // Журнал практического психолога.  – 2008. – № 5. – С. 172–196.

21. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С.38–47.

22. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, А.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432с.

23. Реан, А.А. Психология подростка / под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2003. – 480с.

24. Рогов, Е.И. Настольная книга практического  психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529с.

25. Савина, Е.А. Тревожные дети / Е.А. Савина, Н.С. Шанина // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 4. – С. 11–28.

26. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология. Краткий  курс / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2007. – 208с.

27. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические  проблемы исследования тревоги. Стресс и тревога в сорте / Ч.Д. Спилбергер. – М.: Мысль, 1983.  – 336с.

28. Степанов, С.С. Попытка словаря трудностей / С.С. Степанов // Семья и школа. – 1994.  – № 1. – С. 138–154.

29. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 304с.

30. Хорни, К.Л. Собрание сочинений: в 3 т. / К.Л. Хорни. – М.: Смысл, 1997. – Т. 2. – С. 174–180.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тест школьной тревожности Филлипса

Цель: выявление уровня и характера тревожности, связанной со школой.

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

 

1. Трудно ли тебе держаться  на одном уровне со всем  классом?

2.  Волнуешься ли ты, когда  учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3.  Трудно ли тебе работать  в классе так, как этого хочет  учитель?

4.  Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от  того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь  из твоего класса бил или  ударял тебя?

6.  Часто ли тебе хочется, чтобы  учитель не торопился при объяснении  нового материала, пока ты не  поймешь, что он говорил?

7.  Сильно ли ты волнуешься  при ответе или выполнении  задания?

Информация о работе Взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности