Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.

1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.

1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.

1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.

2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.

3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.

ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

Физиологи доказали, что переход от одного вида деятельности к другому благотворно влияет на функциональное состояние организма школьников. Кроме того, очень важно широко использовать наглядные пособия, так как при наглядном методе обучения в большей степени участвует первая сигнальная система, в то время как при словесном способе обучения- вторая сигнальная система, которая развита хуже. Использование ТСО 1 телевидение, кинофильмы, диафильмы, звукозаписи в учебном процессе нарушает монотонность урока, придает занятиям эмоциональную окраску и в итоге способствует повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако применение технических средств создает повышенную нагрузку на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. В связи с этим гигиенисты регламентируют оптимальную длительность просмотра диафильмов, кинофильмов и телепередач на уроках в разных классах

I Румянцев Г.И.  и др.. 1985 г.I.

Таблица I

Длительность использования на уроках технических средств обучения

Классы

Длительность просмотра 1 минут

Диафильмов, диапозитивов

Кинофильмов

Телепередач

7-й

8-11-й

20-25

-

20-26

25-30

20-25

25-30


 

Очень важен контроль за продолжительность перемен в школе. Уставом средней общеобразовательной школы ля учащихся всех классов установлена 10- минутная продолжительность перемен между уроками. Большая перемена 1 после 2-го урока длится 30 минут.

Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3- го уроков устраивать две перемены по 20 минут. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функции и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. Сочетание видов деятельности в режиме учебного дня могут быть чрезвычайно разнообразным. Для рационального составления школьного расписания гигиенисты прилагают учитывать трудность предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности ( Сивков И.Г..1975), согласно которой каждый предмет имеет свой балл.

 

Математика, русский язык………………………………11

Иностранный язык……………………………………….10

Физика, химия……………………………………………..9

История…………………………………………………….8

Родной язык, литература………………………………….7

Естествознание, география……………………………….6

Физкультура……………………………………………….5

Труд………………………………………………………...4

Черчение…………………………………………………...3

Рисование…………………………………………………..2

Пение……………………………………………………….1

 

Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторыми или третьими уроками, то есть давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд 1 например: физика, математика, иностранный язык: лучше чередовать их с менее трудными предметами 1 например: история, математика, география. Рационально чередование предметов естественно- математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, пения и рисования, дает возможность учащимся переключаться с  умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность как в течение учебного дня, так и в течении всей учебной недели.

Шкалой трудности уроков используют для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Школьное расписание оценивается положительно в том случае если образуется кривая с одним подъемом- в среду или четверг, или с двумя – в сред и в пятницу. Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или в субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле. Следовательно, в расписании необходимо снижать нагрузку в понедельник и четверг и максимально использовать высокую работоспособность (Пивоваров Ю. П..1999г )

 

2.1 Суточный режим и его физиологические основы

 В понятие суточный режим  входят длительность, организация  и распределение в течение  суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Суточный  режим определяя и регламентируя  весь уклад жизни является  важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков. Рационально построенный и организованный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.

Физиологические особенности определяют один из принципов гигиенического суточного режима- строгое его выполнение, недопустимость частных изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания. Деятельность (ее характер и длительность) должна быть посыльной и не превышать предел работоспособности клеток коры, а отдых – обеспечить полное их функциональное восстановление. Этот гигиенический принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени. Под бюджетом времени понимается суммарная продолжительность всех режимных моментов, которые можно объединить в шесть основных компонентов режима: сон; пребывание на открытом воздухе (прогулки); учебная деятельность; игровая деятельность и отдых по собственному выбору; приемы пищи; личная гигиена. Содержание и деятельность каждого из этих компонентов, а так же их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые особенности и характерные черты ( Смирнова В. М., 1993г.).

Сон- это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем, в первую очередь функции клеток коры большого мозга. К 17-18 годам длительность сна приближается к норме взрослого человека (8-8,5 часа). В осеннее -зимний период потребность в сне у подростков повышается, он должен длится не менее 9 часов.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки)- наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженные в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. В зависимости от возраста детей  прогулки (их характер и длительность ) имеют особенности. Пребывание на воздухе школьников старших классов составляет-2,5 часа в сутки ( Габович Р.Д. и др., 1971 г.).

Учебные занятия постепенно занимают все более значительную часть бюджета времени. В режиме предусматривается более продолжительные занятия (20-30 минут), направленные на способность оперировать отвлеченными понятиями. Уровень морфологического и функционального развития организма подростка (15-16 лет) позволяет преступить к профессиональному обучению, формированию сложных рабочих динамических стереотипов.

 

Рисунок2.

Работоспособность учащихся в зависимости от длительности ночного сна (по М.В. Антроповой)

 

 

 

I-при нормальной продолжительности; II-при недосыпании 1-1,5 часа; III-при недосыпании более 2,5 часов.

Учебные занятия школьников и подростков состоят из уроков в школе и выполнения домашних заданий (самоподготовка). Общая продолжительность школьного учебного дня определяется числом уроков. Длительность приготовления уроков регламентируется уставом средней общеобразовательной школы и составляет в зависимости от возраста 1-4 часа. Однако следует подчеркнуть, что 4 часа- максимальная величина. Оптимальная длительность от 45 минут до 3-х часов (Бердюковская Г.Н. и др., 1986 г.).

 

 

 

 

Таблица 2

Суточный бюджет времени школьников разного возраста

 

Компонент режима

Класс, возраст, лет

7-й, 12

8-й, 13

9-й,14

10-11, 15-16

Сон: ночной

         дневной

Отдых на открытом воздухе

Учебные занятия: в школе

приготовление уроков

по Уставу

по гигиеническим рекомендациям

Отдых по собственному выбору

Приемы пищи

Личная гигиена

-

 

 

 

30 минут

 

 

1ч 15 минут

1ч 15 минут

-

 

 

 

 

 

2ч 30 минут

 

2ч 30 минут

1ч 15 минут

1ч 15 минут

 

-

2ч-2ч 30м

 

5-6ч

 

 

 

 

2ч 30 минут

 

2ч 30 минут

1ч 15 минут

1ч 15 минут

8ч-8ч 30 минут

-

2ч-2ч 30 минут

 

5-6ч

 

До 4ч

 

 

 

 

1ч 15 минут

1ч 15 минут


 

   Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций. Физиологическое значение их заключается в повышении возбудимости коры большого мозга и нивелировании неблагоприятных изменений в организме, связанных с отрицательными эмоциями. Разнообразные игровые, внеклассные и внешкольные занятия, отсутствие элемента принуждения при их выборе, максимальная активность, возможность увидеть результаты затраченных усилий и испытать чувство удовлетворения – все это вызывает у школьников положительные эмоции и укрепляет их уверенность в своих силах. Время игровой деятельности в суточном бюджете у школьников отдых по собственному выборе занимает 1,5-2 часа.

Приемы пищи, так же как и личная гигиена, являются обязательными компонентами режима школьников любого возраста. Они воспитывают и развивают гигиенические,  культурные навыки, знания и умения. В суточном бюджете необходимо предусматривать достаточное время для приемов пищи, утреннего и вечернего туалета, переодевая, умывания перед сном. Соблюдение норм суммарной длительности основных компонентов бюджета времени, хотя и является обязательным условием правильно организованного режима,  не решает полностью проблемы профилактики переутомления. Не менее важны рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена и чередование, то есть построение режима. В процессе реализации этого принципа следует исходить из: учета биологических ритмов, свойственных организму подростка; рационально чередования деятельности: использования механизма повышения работоспособности клеток  коры через систему подкорковых образований.

 

Рисунок 3

Работоспособность учащихся во время  приготовления уроков в зависимости от условий активного отдыха (по М. В Антроповой )

 

 

3. Гигиенические  требования  предъявляемые  к школьной мебели

 

Существенную роль общей школьной нагрузки школьников составляет статическое напряжение, которое возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Длительное статическое напряжение является  одним из факторов, способствующих более быстрому утомлению во время учебных занятий. Уменьшение статического напряжения во время сидения за партой может быть достигнуто за счет сохранения правильной рабочей позы, которая, в свою очередь, зависит от соответствующего подбора школьной мебели.

Учебный процесс связен с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской связаны с определенными преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечности. В систему управления позой входит ЦНС и периферические рецепторы в мышцах: управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору- незначительную дрожание мышц. Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастном школьников: у школьников средних и старших классов между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 39-33 градусов и 53-48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатома- физиологическими параметрами организма.

Главный показатель, используемый при подборе мебели- рост учащихся. Для оборудования классов общеобразовательных школ и учебном – воспитательных учреждений ранее использовали школьные парты с №6 (ГОСТ 5994-72), которые выполнились одноместными или двухместными. Ростовой интервал для каждого последующего номера парт составлял 10 см.

Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов