Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.

1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.

1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.

1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.

2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.

3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.

ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Графическое изображение  8 «в» расписания ( рисунок 2) с помощью ранговой шкалы трудности показало, что расписание составлено нерационально, подъем графика наблюдается во вторник и субботу.

В 8 классе суммарная недельная нагрузка (приложение 6) меньше на один час и составляет 37 часов. Трудные уроки ставятся в расписание первыми, например, в понедельник- физика, во среду – математика, в четверг- химия. Наблюдается три подряд урока трудных, например, во вторник- химия, математика, ЭВТ и два подряд трудных урока в понедельник- физика, математика; в среду – русский язык, математика. Не всегда в недельном расписании чередуются уроки естественно- научного и гуманитарного циклов, например, в четверг- литература, казахский язык, английский язык; в пятницу- казахский, английский русский языки. При  анализе расписания выявлено, что не выдерживается соотношение между трудными и легкими предметами; в понедельник два трудных урока, в среду три трудных, в четверг два трудных, в пятницу три трудных, в субботу четыре трудных. В отдельные дни удельный вес трудных предметов составил: 12-76, 5-82,4%, тогда как удельный вес легких предметов составил от  до 12 %.

 

 

 

Приложение 6

Расписание уроков в 8 «в» классе и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности

 

 

 

Пн

 

Вт

 

Ср

 
  1. Физика
  2. Математика
  3. Психология
  4. Физкультура
  5. История
 
  1. География
  2. Химия
  3. Математика
  4. ЭВТ
  5. Хореография
  6. Лабораторная работа по физике
  7. Черчение
 
  1. Математика
  2. Русский язык
  3. Биология
  4. Химия
  5. История
  6. Литература
 

 

 

Чт

 

Пт

 

Сб

 
  1. Химия
  2. Литература
  3. Казахский язык
  4. Английский язык
  5. Физкультура
 
  1. Казахский язык
  2. Английский язык
  3. Русский язык
  4. Литература
  5. Физика
  6. География
 
  1. Биология
  2. Русский язык
  3. Математика
  4. Экология
  5. Лаб. Работа по химии
  6. Английский язык
  7. Казахский язык
 

 

 

 

Графическое изображение расписания 8 «в» класса оценивается  нерациональным, так как подъем графика наблюдается в среду и субботу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 Уровень учебной нагрузки лицеистов в 7-ых классах в динамике учебной недели

 

 

По оси абсцисс- дни недели, по оси ординат- баллы

7 «а»- физико-математический профиль

7 «б»- гуманитарный профиль

7 «в»- естественно- научный профиль

 

 

 

Рисунок 2 Уровень учебной нагрузки лицеистов в 8-ых классах в динамике учебной недели

 

 

По оси абсцисс- дни недели, по оси ординат- баллы

8 «а»- физико-математический профиль

8 «б»- гуманитарный профиль

8 «в»- естественно- научный профиль

 

 

В 9 «а» классе суммарная недельная нагрузка была 38 часов, что на 2 часа меньше гигиенических нормативов, В 9 «а» классе есть сдвоенные уроки: во вторник- первый, второй уроки- математика; в среду третий, четвертый урок- физика. Анализ расписания показывает, что в понедельник ставятся пять трудных уроков подряд, во вторник- шесть, в четверг- три. Первыми в расписании поставлены трудные уроки: во вторник- математика, в четверг – физика , в пятницу- математика, в субботу- русский язык. Пятыми, шестыми уроками ставятся также трудные уроки: в понедельник пятый, шестой уроки- английский язык, казахский язык; во вторник пятый- физика, шестой- русский язык. В недельном расписании занятий не всегда чередуются уроки естественно- научного, физика- математического блоков с уроками гуманитарного цикла. Например, в понедельник в 9 «а»   классе третьим, четвертым, и пятым уроками стоят уроки физика- математического блока, в четверг – 4 урока физика- математического и естественно- научного блоков: два урока физики, химия и математика. Не всегда в расписании учитывается соотношение между трудными и легкими предметами. Например, в понедельник- это соотношение составляет 6:1; во вторник 5:0; в среду 5:2, в четверг 5:1. Колебания удельного веса трудных предметов в течении недели составляли с понедельника по субботу 82.94.50.94.82. и 82%, а легких 6,0,0,60,60,6%. Колебания удельного веса средних предметов имеет следующий вид: 0,12,12%. Уровень учебной нагрузки в динамике недели достигает максимума в понедельник и пятницу, что не соответствует динамике умственной работоспособности, поэтому расписание в 9 «а» классе можно оценить как нерациональное.

Приложение7

Расписание уроков 9 «а» класса и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности

 

 

 

Пн

 

Вт

 

Ср

 
  1. Биология
  2. Математика
  3. Русский язык
  4. Математика
  5. Английский язык
  6. Казахский язык
 
  1. Математика
  2. Математика
  3. Английский язык
  4. Казахский язык
  5. Физика
  6. Литература
 
  1. Химия
  2. Литература
  3. Физика
  4. Физика
  5. Черчение
  6. История
  7. Хореография
 

 

 

Чт

 

Пт

 

Сб

 
  1. Физика
  2. Математика
  3. Химия
  4. ОГП
  5. Физкультура
  6. История
 
  1. Математика
  2. Лаб. Работа по физике
  3. Хореография
  4. ЭВТ
  5. Казахский язык
  6. Английский язык
  7. Литература
 
  1. Русский язык
  2. Физкультура
  3. Математика
  4. История
  5. Математика
  6. География
 

 

В 9 «а» классе суммарная недельная нагрузка на 4 часа была больше гигиенических нормативов, то есть составляет 44 часа. Трудные предметы в расписании стоят первыми ( алгебра- в понедельник, английский  язык- во вторник, история в среду, физика в четверг) . причем наблюдается в расписании 3-4 трудных предметов, которые следуют друг за другом (например, в пятницу: история, литература, геометрия, английский язык) и.т.д. В среду в расписании уроки английского языка обычно ставятся сдвоенными. Не всегда чередуются в расписании естественно- научного и физика- математического блоков с уроками гуманитарного (например, в четверг три урока подряд гуманитарного цикла- литература, английский язык, казахский язык). Соотношение трудных и легких предметов составляет с понедельника по субботе : 6:2, 6:2, 5:1, 6:1, 7:1,7:1. Удельный вес трудных предметов в течении недели составляет :76,82, 24,82, 78 и 82%, легких-12, 6, 1, 6, 1,6%, средних -12,12,76,12,12,18%.Расписание оценивается как нерациональное, так как пик учебной нагрузки падает на пятницу, когда умственная работоспособность снижается. 

 

 Приложение 8

Расписание уроков 9 «б» класса и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности

 

Пн

 

Вт

 

Ср

 
  1. Алгебра
  2. Русский язык
  3. Физика
  4. Биология
  5. ОГП
  6. Физкультура
  7. Казахский  язык
  8. Шейпинг
 
  1. Английский язык
  2. Русский язык
  3. География
  4. Литература
  5. Геометрия
  6. Психология
  7. Этикет и речевой этикет
  8. Спорт танцы
 
  1. История
  2. Химия
  3. История
  4. Английский язык
  5. Английский язык
  6. Черчение
 

 

 

Чт

 

Пт

 

Сб

 
  1. Физика
  2. Химия
  3. МХК
  4. Литература
  5. Английский язык
  6. Литература
  7. Акробатика
 
  1. История
  2. Литература
  3. Геометрия
  4. Английский язык
  5. Хореография
  6. ЭВТ
  7. Английский язык
  8. Литература
 
  1. Литература
  2. Алгебра
  3. География
  4. Физкультура
  5. Казахский язык
  6. Алгебра
  7. ЭВТ
 

 

В 9 «в» классе суммарная учебная нагрузка на два часа была меньше гигиенических нормативов, то есть составляла 38 часов вместо 40. Первыми в расписании ставятся трудные предметы : во вторник- химия, в четверг, пятницу- английский язык. Вновь трудные предметы стоят в расписании подряд: в понедельник это второй, третий, четвертый, пятый уроки: во вторник- это третий, четвертый, пятый, шестой и.т.д. Не всегда в течении недели чередуются уроки естественно- научного и физика – математического циклов с уроками гуманитарного цикла.

Так, в понедельник в 9 «в» классе 3-ий , 4-ый, и 5-ый- это уроки физико-математического цикла, в четверг- 3й, 4-ый, 5-ый и 6-ой- это уроки физико- математического и естественно- научного циклов. Не всегда выдерживается соотношение между трудными и легкими предметами, например, в понедельник оно составляет 7:0, во вторник 5:0, в среду 6:1, в четверг, пятницу 5:1, и.т.д. Колебания удельного веса трудных предметов составили с понедельника по субботу 82, 94, 34, 94, 82, и 82 %, легких- 6,0,1,6,6,6%, средних-12,6,76,1,0,12,12%. Расписание в 9 «в» классе можно оценить как нерациональное, так как максимальная учебная нагрузка зарегистрировали в понедельник, а в этот день работоспособность у лицеистов низкая, так как наблюдается период врабатывания.

 

Приложение 9

Расписание уроков 9 «в» класса и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности

 

 

Пн

 

Вт

 

Ср

 
  1. Физкультура
  2. Русский язык
  3. Физика
  4. Математика
  5. Математика
  6. Биология
  7. История
 
  1. Химия
  2. География
  3. Русский язык
  4. Математика
  5. Литература
 
  1. География
  2. История
  3. Казахский язык
  4. Математика
  5. Химия
  6. Английский язык
  7. Черчение
 

 

Чт

 

Пт

 

Сб

 
  1. Английский язык
  2. Физика
  3. Физика
  4. химия
  5. Математика
  6. ОГП
 
  1. Английский язык
  2. Литература
  3. История
  4. Казахский язык
  5. Хореография
  6. Физика
 
  1. Физкультура
  2. Казахский язык
  3. Лаб.работа по физике
  4. Литература
  5. Английский язык
  6. Лаб.работа по химии
  7. Экология
 

Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов