Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.

1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.

1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.

1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.

2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.

3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.

ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

Обучение в школе связано с напряженной к сложной умственной работой, в процессе выполнения которой постепенно развивается утомление, снижается качество усвоение преподаваемого материала. Утомление- естественное следствие любой работы, особенно однообразной  и монотонной. Объективно оно характеризуется снижением работоспособности, субъективно проявляется усталостью.

Поддержанию работоспособности на высоком уровне в течении недели способствуют соответствие величины учебной нагрузки возрасту ребенка, правильной режим занятий (построение расписания на учебный день и наделю), методика проведения уроков и перемен, соответственно санитарно- гигиенических условий обучения существующим требованиям по устройству и содержанию общеобразовательных школ.

На состояние работоспособности учащихся влияют так же микроклиматические условия в классе и рекреационных помещениях, уровень освещенности рабочего места школьника, правильный подбор мебели, посадка учащегося.

Для обеспечения благоприятного микроклимата необходимо производить интенсивное проветривание классов классов  и рекреационных помещений до занятий и на переменах. В осеннее и зимнее время года окна должны быть надежно заклеены, чтобы исключить излишнее охлаждение детей на занятиях , которое приводит к снижению резистентности детского организма и повышению заболеваемости.

Зрительная работа при недостаточном или нерациональном освещении снижает умственную работоспособность, вызывает перенапряжение орган зрения и способствует развитию близорукости. Поэтому во всех школьных помещениях для учебных занятий должно быть обеспечено достаточно интенсивное, равномерное  освещение, не оказывающее слепящего действия и не дающего резких теней.

Естественное освещение  помещений зависит от светового климата, который складывается из общих климатических    условий местности, степени прозрачности атмосферы, а так же отражающих способностей окружающих способностей окружающей среды.

Существенным фактором, влияющим на интенсивность и продолжительность естественного освещения помещений, является величина, форма и расположение окон, что и учитывается в таких геометрических показателях, как световой коэффициент (СК) и коэффициент заглубления (КЗ).

В проведенных исследованиях обнаружено, что световой коэффициент и коэффициент заглубления находятся в пределах нормы и составляет в среднем 1:4-1:5 и 2,3 соответственно.

Коэффициент естественного освещения в классах составил 1,6, а в спортивном зале и рекреациях 1,1, что вполне соотносится с гигиеническими нормами.

Недостаточное естественное освещение должно быть восполнено искусственным, поэтому основным требованиям к нему является достаточная интенсивность и равномерность создаваемого освещения. Кроме того, используемые источники искусственного освещения не должны оказывать слепящего действия, не должны создавать резких теней, должны обеспечивать правильную цветопередачу, создаваемый ими спектр должен быть приближен к естественному солнечному спектру, свечение источников света должно быть постоянным во времени.

В качестве источников искусственного электрического освещения в школе применяются лампы накаливания и люминесцентные лампы. Люминесцентные лампы имеют ряд преимуществ по сравнению с лампами накаливания: создают рассеянный свет, не дающий резких теней, характеризующейся малой яркостью: не обладают слепящим действием. Однако люминесцентные лампы обладают и рядом недостатков ( нарушение цветопередачи, создание ощущения сумеречности при низкой освещенности, появление монотонного шума во время их работы). Это приводит к появлению стробоскопического эффекта ( по греческий - стробов- кручение, верчение, скопе - смотрю І- искажению зрительного восприятия направления и скорости движения вращающихся, движущихся или сменяющихся объектов.

При использовании ламп накаливания гигиенистами рекомендуется устанавливать их в светильники рассеивающего типа (молочный шар и другие). Однако в 35 школе- лицее такие светильники отсутствуют и в отдельных классах имеются и лампы накаливания и люминесцентные лампы.

Уровень искусственного освещения рабочих поверхности в классах, учебных кабинетах должен быть не менее 150 лк (лампы накаливания) либо 300 лк (люминесцентные лампы). Для создания достаточной освещенности в типовом классе устанавливают 12 люминесцентный светильники ШОД 2х80 (в два ряда по шесть светильников) или восемь светильников ШОД 2х80 (по четыре светильников в ряду). Однако в школе- лицее №35 это соблюдается не во всех классах.

При использовании ламп накаливания достаточная освещенность достигается за счет 7- 8 светильников (светильники кольцевые с мощностью 300 вт), размещаемых в два ряда вдоль класса.

Местное освещение классной доски в школе-лицее отсутствовало. Анализ искусственного освещения показал, что, в среднем в классах использовалась лишь 6- 8 ламп накаливания, и напряжение их было недостаточным.

Тепловой режим, радиационный фон были в пределах нормы. В холодный период года температура превышала нормативы на 5- 8 градусов, атмосферное давление, влажность были в пределах нормы.

В лицее имелся дефицит стандартной школьной мебели соответствующих размеров. Рассаживание детей в большинстве случае было нерациональным. Отмечено, что длительность пребывания лицеистов вынужденной позе с наклоном туловища более 30 градусов превышало 30% рабочего времени, которое наблюдается на всех профилях.

Продолжительность урока составила 45 минут, длительность перемен колебалась от 5 до 20 минут. Анализ структуры уроков показал соответствие ее стандартной схеме. Наполняемость классов в среднем была 28 человек.

У лицеистов на всех профилях выявлено серьезное нарушение режима дня: недостаточная возрасту продолжительность ночного сна, ограниченное время пребывания на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность. Лицеисты не занимаются утренней зарядкой, закаливающими процедурами, малый их процент занимается в спортсекциях.

Изучение учебной нагрузки в 7- 11- ых классах лицея показало, что величина недельной учебной нагрузки во всех классах не соответствовало базисному учебному плану или превышала ее на 3- 6 часов, либо не достигала ее на 1- 3 часа.

Однако, 80% лицеистов посещают дополнительные занятия, спецкурсы по профилирующим предметам практически каждый день, что повышает на 2- 3 часа в среднем дневную учебную нагрузку и на 12- 18 часов суммарную недельную нагрузку.

Анализ учебного расписания в 7- 11- ых классах свидетельствует о его нерациональности в отношении распределения предметов с учетом степени их тяжести. Нередко основными чертами расписания во всех классах является случайный характер расстановки предметов. При этом не учитывается недельная динамика работоспособности (например, в 7- ых классах в понедельник ставятся 4- 5 трудных предметов, а в понедельник, работоспособность низкая, происходит

64

уроки ставятся первыми, пятыми и седьмыми, что также не соответствует кривой недельной динамике работоспособности. В 9-ых классах, а также в 10-ом и 11-ых классах имеют место сдвоенные уроки, однако самый высокий их процент в 11-ых классах. Так, например, 11 классе во вторник и среду в расписании видим по два урока алгебры и два урока – английского языка в четверг, то есть в один день в расписании стоят уже по два урока алгебры и два урока английского языка, а в пятницу регистрируем даже три раза по два двойных урока (два урока алгебры, два урока человек и общество, два урока алгебры). В субботу, день сниженной работоспособности, в расписании занятий стоит три подряд урока физики.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости сопоставления занятий на основе сравнения величины учебной нагрузки с недельной кривой изменения работоспособности лицеистов.

Вероятно, что фактором, значительно затрудняющим обучение в лицее является расстановка предметов вопреки биологическому ритму физиологических функций и разности умственной работоспособности учащихся в течении недели.

Полученные данные свидетельствует с необходимости коррекции расписания на всех профилях обучения на основе кривой динамики умственной работоспособности в течении учебного дня и недели.

Таким образом произведена комплексная оценка условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа.

Алгоритм действия исследователя- гигиениста предполагают определенную последовательность:

  1. Сбор информации по установленным показателям.
  2. Создание банка данных по выделенным критериальным признаком
  3. Сопоставление критериальных признаков с действующим гигиеническими нормативами
  4. Гигиеническая оценка условий обучения и воспитания
  5. Комплексная оценка условий обучения и воспитания

Таким образом методология комплексной оценки условий обучения и воспитания основано на выявлении соответствие между фактическим состояниям и существующими гигиеническими нормативами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава V

ВЫВОДЫ

 

  1. Недельная учебная нагрузка не всех профилях ( гуманитарном, физико – математическом, естественно- научном) не соответствует учебному базисному плану : 80% лицеистов посещают спецкурсы по выбору, по профильным предметам, дополнительные занятия , что на 15% превышает недельную нагрузку.
  2. При составлении расписания не всегда учитываются фазы дневной и недельной умственной работоспособности, соотношение трудных и легких предметов, имеют место строенные уроки, наиболее трудные предметы ставятся первыми, шестыми и седьмыми. Расписание оценивается как гигиенически нерациональное на всех профилях обучения.
  3. Интенсификация обучения, большие нагрузки способствовали тому, что больше времени затрачивалось лицеистами на самостоятельному работу, а увеличение времени на самоподготовку приводило к уменьшению длительности ночного сна, отдыха, двигательной активности, пребывание на свежем воздухе, то есть нарушался режим дня.
  4. Напряженный характер учебы, применение методов и приемов активного обучения, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации оказывают стрессорное воздействие на детский организм и вызывает переутомление, а также способствует возрастанию неврозоподобных состояний к 11-му классу.
  5. Показатели воздушного и теплового режимов соответствуют гигиеническим нормативам, а светового – на 75% . Радиационный фон в лицее в пределах нормы, однако размещение компьютеров в кабинетах информатики не рационально.
  6. 40% мебели в кабинетах не соответствует гигиеническим нормативам.
  7. Нормализация учебных нагрузок,  режима обучения, оптимизация внутришкольной среды, проведение оздоровительной работы в самих учебных заведениях будет способствовать уменьшению негативного влияния школьно- обусловленных факторов на детский организм.
  8. Необходимо незамедлительная коррекция расписания занятий в лицее на всех профилях обучения с учетом кривой динамики умственной работоспособности в течении учебного дня и недели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

  1. Необходимо оптимизировать обучение, обеспечить максимальный учебно- воспитательный эффект при сохрани благоприятной динамики работоспособности, и функционирования организма учащегося.
  2. Для рационального составления расписания чрезвычайно важно учитывать трудность предметов и преобладание статического или динамического компонента во время занятий.
  3. Рациональное чередование предметов естественно- математического гуманитарного циклов с уроками физической культуры, музыки, хореографии, рисования дает возможность учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечить работоспособность как в течение всей учебной недели.
  4. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологических принципов изменения  работоспособности школьников
  5. В компьютерных классах желательно рационально разместить компьютеры, с гигиенических позиций, дабы избежать перекрестного облучения рабочих мест.
  6. В кабинетах лицея заменить школьную мебель и подобрать мебель, соответствующую гигиеническим нормативам.
  7. В 10-ых -11–ах классах отыскать возможность введения дополнительного урока физической культуры.
  8. Целесообразно произвести коррекцию режима дня лицеистов, так как анализ причинно- следственных связей позволяет нам выделить три группы факторов, способствующих переутомлению школьников:1- неправильная организация труда и учебного процесса в целом;

     2- несоответствие учебной  нагрузки возрастным и индивидуальным    

     особенностям лицеистов;

     3- игнорирование гигиенических  условий требований к режиму и

     условиям обучения.

  1. При составлении расписания занятий учитывать удельный вес трудных и легких предметов как в течении дня, так и недели.
  2. На двадцатой минуте каждого урока проводить физкультминутки ( упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, глаз)
  3. Ввести оздоровительный час на улице.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антропова М.В., Соколова Н.В. работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1996.
  2. Антропова М.В., Соколова Н.В. Гигиена и санитария . М., 1996,№5.
  3. Кардашенко В.Н.  Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. М., 1990.
  4. Кузнецова Т.А. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.М.,1997, т.1.
  5. Методические рекомендации по физиолого- гигиеническому изучению учебной нагрузки учащихся. Под. Ред. М.В.Антроповой, В.И. Козлова ,М.,1984.
  6. Ильин А.Г.Агаповой А.А. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков. М.,2000,№5.
  7. Сухарев А.Г. Игнатова Л.Ф. Гигиена и санитария . М., 1997,№6
  8. Сухарев А.Г. Школа здоровья .М.,1998,№2.
  9. Сухарев А.Г., Каневская Л.В., Рябова Д.В., Шелонина О.А., Мамчур Н.Н.  методология комплексной оценки условий воспитания и обучение детей и подростков . М., 2000, №4.
  10. Агаджанян И.А. Физиологическое проблемы адаптации. Тарту., 1984.
  11. Опанасенко Г.Л. Здоровье человека в условиях ИТР, методологические аспекты. Новосибирск., 1989.
  12. Берснева А.П. Современные проблемы проффесиональной патологии. М., 1989.
  13. Пивоваров Ю.П. гигиена и экология человека. М., 1999.
  14. Гигиена детей и подростков. Под.ред. Г.Н.Сердюковская Е.М. Белостецкая , М., 1986.
  15. Особенности физиологии детей. Под.ред. В.М.Смирнова , М.,1993
  16. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. М., 1985.
  17. Гигиена Под.ред. Р.Д. Габович, С. С. Познанский  Г.Х. Шахбазян .М.,1988.
  18. Здравоохранение Казахстана. Под.ред. И.П. Петрище., Способ определения групп мебели новых ГОСТов. М.,1986,№3.
  19. Кучма В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого- гигиенических условиях. М.,1996.
  20. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 1993.
  21. Швецов Л.Г., Филина Т.П. Методы исследования и оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков. Методические рекомендации. Караганда, 1986.
  22. Хрипкова А.Г., Фарбер Д.А. Основные направления исследований физиологии развития ребенка. Итоги и перспективы. Физиология человека, т.9,№1.
  23. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990.
  24. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991.
  25. Смоляр В.И. Гигиенические проблемы роста детей и подростков, Киев,1985.
  26. Руководство по гигиене детей и подростков. Под.ред. С.М. Громбаха. М.,1964.
  27. Громбах С.М. Гигиена детей и подростков. М., 1977.
  28. Адаптация  организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. Под.ред. А.Г.Хрипковой ., М.В. Антроповой. М.,1982.
  29. Узунова А.Н., Лопатина О.В. Физическое развитие детей. Челябинск,1998.
  30. Баранов А.А., Матвеева Н.Л. Здоровье школьников и пути его укрепления. Красноярск, 1999.
  31. Молодцов С.А., Камаев И.Х. Особенности здоровья подростков и пути гео укрепления. Новгород, 1997.
  32. Шеплягина Л.А. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков. М., 1998.
  33. Котова И.В. Гигиеническое обоснование системы интегральных оценок состояния здоровья и среды обитания школьников. Новгород, 1996.
  34. Гумер П.И. Принципы оценки состояния организма и его регулирования при трудовых операциях школьников. М., 1986.
  35. Макарова В.И. Гигиеническая оценка и регламентация учебной нагрузки в средних классах гимназии. М., 1999, №3.

Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов