Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:32, реферат

Описание работы

Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства.
Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционых прав и свобод граждан.

Содержание работы

Введение. 5
1. Семья как объект социальной защиты населения. 9
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей. 9
1.2 Функции семьи. 11
1.3. Классификации современной семьи. 15
1.4. Проблемы современной семьи. 18
1.4.1 Демографическая ситуация современной семьи в России и г. Красноярске 20
1.4.2 Проблема обеспеченности жильем современной семьи. 24
1.4.3 Проблемы молодой семьи. 27
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы.. 32
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики. 32
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России. 38
2.3. Социальная работа с семьей как реализация государственной семейной политики. 48
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района) 54
3.1. Основные направления работы с современной семьей. 54
3.2. Психологические основы социальной работы с семьей. 57
3.3 Эффективность социальной защиты современной семьи. 66
3.4. Повышение эффективности социальной работы с семьей. 71
Заключение. 77
Список использованных источников. 80

Файлы: 1 файл

материнство и детство.docx

— 119.16 Кб (Скачать файл)

Во всех случаях социальная защита исходит из трех принципов:

1) адресность; 2) комплексность; 3) учет специфики кризиса клиента: его глубина, острота, длительность  протекания, характерные черты.

Социальная защита также учитывает тот факт, что человек – это субъект городского сообщества и носитель тех кризисных явлений, которые оно испытывает.

Находясь в структуре городского сообщества и выполняя функции по регулированию кризисных явлений, социальная защита населения занимает одно из ведущих мест. По крайней мере, так сложилась ситуация в настоящее время. Безусловно, находясь в системе муниципальных учреждений города, социальная защита оказывает адресную социальную помощь гражданам, находящимся в кризисной ситуации. Как механизм регулирования кризисов городского сообщества, социальная защита выполняет несколько специфических функций, и видимо, в обозримом будущем эта практика будет продолжена:

1) оказание   превентивных   мер,   включая   пропаганду   достигнутых результатов, положительного опыта, а также проведение социальной политики в пределах своей компетенции;

2) выявление нуждающихся  граждан в социальной помощи, диагностика их проблем;

3) оказание адресной социальной  помощи;

4) анализ  социально - демографической  ситуации  в  городе,  изучение потребностей в услугах социального характера и их реклама;

5) оказание   помощи   в  момент   кризиса  и  после  его   преодоления, включение граждан в активную жизнь социума или оказание требуемых услуг в зависимости от состояния здоровья и жизненного кризиса;

6) накопление   базы   данных   по   социальным   кризисам,   а   также достигнутом положительном опыте по их предупреждению, разрешению и снятию кризисных последствий;

7) внедрение  отечественных  и  зарубежных  научных  достижений  в области управления социальными кризисами и оказанию адресной социальной помощи.

Каким видится будущее социальной защиты как одного из механизмов антикризисного управления города, и какую помощь население может ожидать от нее? Направления ее деятельности и приоритеты определяются исходя из государственной политики РФ, Красноярского края и города, а также исходя из потребностей населения. Учитывая социально-экономическую ситуацию в городе, следует подчеркнуть, что в ближайшее время услуги социальной защиты будут актуальными и востребованными.

Таким образом, социальная ситуация в обществе существенно не изменилась. Эффективность ряда направлений социальной защиты (выплата пособий на детей, финансирование программ занятости и др.) достигла критического уровня; они перестали оказывать значимое влияние на положение уязвимых групп населения, которым были адресованы.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Существенной проблемой до настоящего времени продолжает оставаться незавершенность системы актов законодательной и исполнительной власти, а также создания единых организационных структур управления системой социальной защиты населения на муниципальном уровне.

В настоящее время социальная защита населения (СЗН) формируется по фрагментарно - эклектическому принципу.

СЗН не имеет адекватного теоретико - методологического обоснования на местном уровне.

Отсутствует система концептуальных подходов к формированию механизма организации и функционирования системы СЗН, организационно-правового, морально-этического и экономического обеспечения дальнейшего развития.

СЗН представляет собой систему реактивного типа, тогда как необходим переход к прогностическому, опережающему ее построению и функционированию с учетом многовариантного изменения и развития факторов как внешней, так и внутренней природы на международном, национальном и региональном уровнях.

Система СЗН обладает недостаточной адаптивностью к внешним и внутренним изменениям, не минимизирует общественные издержки, не учитывает широкого спектра изменений на всех уровнях (от мирового до регионального) социально-экономических отношений, влияющих на определение контингента населения, нуждающегося в защите.

 

3.4. Повышение эффективности  социальной работы с семьей

 

В качестве критерия эффективности семейной политики необходимо рассматривать условия жизнедеятельности здоровой, благополучной, трудоспособной семьи с детьми, которая должна определяться как социальная норма, опора общества и государства.

Социальная защита семьи как основополагающая опора общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

Система органов и учреждений социальной работы в нашей стране начала функционировать сравнительно недавно, пока недостаточно разработаны многие содержательные аспекты ее деятельности. Чтобы обеспечить реализацию важнейших документов государственной политики защиты семьи требуется осуществить определенные меры, разработать новые механизмы и специальные технологии.

В последние годы принимались меры социальной защиты семьи, женщин, детей, в том числе в области защиты социальных прав, реализации установленных гарантий, расширился спектр, предоставляемых социальных услуг. Существующая система социальных гарантий и механизмы их реализации не в полной мере обеспечивают защиту данной категории населения в ситуациях социального риска. Продолжается снижение уровня и качества жизни большинства семей, с особой остротой стоит проблема воспроизводства населения. Материальная база системы учреждений, направленных на социальную защиту, не отвечает всем требованиям работы, многие учреждения испытывают проблемы с обеспечением транспортом, техникой и оборудованием, слабое финансирование ограничивает потенциал всех учреждений.

Для решения стратегических задач социальная защита должна изменяться, совершенствовать свою деятельность в рамках городского сообщества как целого по следующим направлениям [49; С. 231]:

1) совершенствование    культуры    обслуживания    населения    через повышение профессионального роста работников социальной защиты и улучшение качества материально-технической базы обслуживания и привлечения современных технологий социальной работы;

2) формирование   перспективных   стратегий   развития   отрасли   и работников социальной сферы при непосредственном взаимодействии со смежными ведомствами, а также принятие во внимание тенденции в социально-демографической и экономической городской среде;

3) активное вовлечение  научных кадров в практическую  социальную работу;

4) принятие во внимание  одного из направлений стратегии  социального развития: «Управление  актуальными социальными кризисными  процессами как необходимое условие  стабильного и эффективного развития  городского сообщества».

Решение поставленных задач требует принятия ряда существенных мер по совершенствованию механизмов реализации социальной политики, в частности, в отношении социальной защиты семьи:

– государственное  стимулирование  малого,  в  том числе семейного предпринимательства;

– развитие   сети   специализированных   учреждений   социального обслуживания семей, детей и подростков, расширение перечня оказываемых ими услуг, в том числе консультативных, психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям.

– регулярно анализировать выполнение законодательства по проблемам социальной защиты семьи, женщин и детей, принимать оперативные меры по фактам отказа в предоставлении семьям с детьми льгот и преимуществ.

В целях улучшения положения детей хотелось бы внести предложения следующего порядка:

– обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– расширение  государственной  поддержки  и  развития  новых  форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи);

– создание   эффективной   системы   профилактики   безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних;

– на новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства. Необходимо продолжить практику создания лагерей дневного пребывания при центрах социального обслуживания, обеспечив условия для полноценного отдыха и реабилитации детей. Особое внимание должно быть уделено их трудовому воспитанию, приобщению к общественно полезному труду.

В Красноярске ведётся активная работа по социальной защите и поддержке семей. Вместе с тем, в работе социальных служб г. Красноярска имеет место некоторые пробелы в области защиты и социальной поддержке семьи. К их числу можно отнести:

- сосредоточение внимания  на малообеспеченных, многодетных  семьях, семьях группы социального  риска, что оставляет вне пределов  оказываемой социальной поддержки  иные категории семьей; так, например, в районе практически не ведётся  работа с молодыми семьями, недостаточно  внимания уделяется неполным  семьям;

- отдел  по  вопросам  семьи  малочислен  (включает  всего  четырёх специалистов), что не позволяет сотрудникам всегда быстро реагировать на поступающие от населения сигналы, некоторые заявления граждан рассматриваются долго;

- недостаточный  уровень  информатизации  служб  СЗН,  прямым следствием чего является громоздкое делопроизводство, волокита, отсутствие строгой системы в документообороте;

- низкий уровень консультативной  работы по предоставлению семьям  информации юридического, психологического, бытового и т.д. характера;

- недостаточно активно  ведётся работа по привлечению  спонсорской помощи для оказания  социальной помощи и поддержки  семье; по-прежнему главной статьёй  финансирования мероприятий является  районный бюджет.

В связи с этим можно вынести следующие рекомендации по оптимизации работы служб СЗН г. Красноярска.

1. Расширение спектра направлений  деятельности СЗН, превращение в  объекты социальной поддержки  всех категорий семей, проживающие  в районе. Так, одним из объектов  социальной поддержки должны  стать молодые семьи. Сегодня  эта категория семей составляет 1,3 % от общего числа семей. Безусловно, причин сокращения брачности  масса, но одна из них отсутствие  видимых гарантий как со стороны  федеральных, так и со стороны  районных властей. Гарантированное  предоставление социальных услуг  молодым семьям предполагает  создание и совершенствование  работы учреждений специальной  социальной службы для молодежи. Наряду с государственными социальными  службами, которые оказывают, прежде  всего, материальную помощь молодой  семье, необходимо совершенствовать  систему социальной помощи молодым  супругам, организуя при органах  социальной защиты консультационные  центры по подготовке молодежи  к семейной жизни.

2. Одной  из  составляющих  социально  поддержки  семьи  является предоставление консультативных услуг. В настоящее время Отдел по вопросам семьи при Администрации г. Красноярска не справляется с потоком желающих получить не только материальную помощь, но и консультативную. Причины этого коренятся как в недостаточной численности работников Отдела, так и их недостаточной компетенции по некоторым насущным проблемам.

Поэтому сейчас как никогда появилась потребность в возрождении консультационных центров при органах социальной защиты, но с более углубленной методикой медико-психологической, социально-правовой, социально-экономической помощи семье. Такая помощь должна носить адресный характер: помощь каждой конкретной семье, необходимо индивидуальное консультирование семей. 

Сегодня происходит смена регуляторов семейно-брачных процессов: юридические и экономические факторы уступают место социально-психологическим и морально-этическим. Такие явления, как увеличение числа разводов, рост количества неудачных, хотя и не распавшихся браков, замена традиционных брачных отношений на сожительские, снижение возраста вступления в сексуальные отношения, снижение уровня рождаемости, часто выступают значимым звеном в структуре формирования неврозов, злоупотреблений алкоголем и развития алкогольной зависимости, невротических явлений у детей. Семейное консультирование как фактор психопрофилактики и социальной помощи способно оказать в данном случае благотворное действие.

Информация о работе Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми