Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:32, реферат

Описание работы

Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства.
Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционых прав и свобод граждан.

Содержание работы

Введение. 5
1. Семья как объект социальной защиты населения. 9
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей. 9
1.2 Функции семьи. 11
1.3. Классификации современной семьи. 15
1.4. Проблемы современной семьи. 18
1.4.1 Демографическая ситуация современной семьи в России и г. Красноярске 20
1.4.2 Проблема обеспеченности жильем современной семьи. 24
1.4.3 Проблемы молодой семьи. 27
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы.. 32
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики. 32
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России. 38
2.3. Социальная работа с семьей как реализация государственной семейной политики. 48
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района) 54
3.1. Основные направления работы с современной семьей. 54
3.2. Психологические основы социальной работы с семьей. 57
3.3 Эффективность социальной защиты современной семьи. 66
3.4. Повышение эффективности социальной работы с семьей. 71
Заключение. 77
Список использованных источников. 80

Файлы: 1 файл

материнство и детство.docx

— 119.16 Кб (Скачать файл)

Задачи, формы и методы работы с семьей различаются в зависимости от того, в какой сфере семейных отношений и на каком этапе жизненного цикла развития семьи осуществляется консультирование - в сфере консультирования по вопросам заключения брака; супружеских отношений, детско-родительских отношений. Основные задачи семейного консультирования представлены на рисунке 6.

 

психологическое консультирование в случаях насилия в семье.


 

 

Рисунок 6. - Основные задачи психологии семейного консультирования

 

Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи (рисунок 7).

 

Рисунок 7. - Основные этапы психологической работы с семьей

 

Предварительный этап. Запись. Фиксация обращения. Объективирование жалобы и запроса клиента. Сбор исходной информации о семье и клиенте. Решение организационных вопросов. Ориентация клиента в порядке и регламенте работы.

Первичный прием. Знакомство консультанта с клиентом. Установление контакта с использованием техник присоединения - аккомодации как подражания консультанта стилю и особенностям поведения членов семьи (С. Минухин), активного эмпатического слушания (К. Роджерс), мимезиса как подражания и копирования по типу имитации позы, одежды, мимики и пр. (С. Минухин). Конкретными формами мимезиса являются синхронизация дыхания, «отзеркаливание» позы, мимики, жестов, подражание речи клиента по параметрам скорости, громкости, интонации либо, если работа идет с семьей в целом, речи «идентифицированного пациента», отслеживание глазодвигательных реакций клиента. Представление консультанта и структурирование позиций в консультативном процессе. Установление атмосферы доверия и безопасности. Коммуницирование эмоциональной поддержки и стабилизация эмоционального состояния клиента. Выявление жалобы и запроса. Первичное исследование проблемы. На этой стадии необходимо получить общую информацию о составе семьи, возрасте, образовании, профессии каждого из членов семьи и выявить особенности их отношений и взаимодействия. Оптимальным методом здесь является составление генограммы для трех поколений семьи. Если работа идет с семьей в целом, то необходимо выявить позицию каждого из присутствующих ее членов в отношении проблемы обращения. Переформулирование запроса. Заключение договора (контракта) на проведение психологического консультирования. В рамках договора согласуются цели консультирования и форма психологической помощи, которая будет оказана клиенту. Обсуждаются проблема ответственности клиента и консультанта и их функции в процессе работы. Осуществляется согласование организационных вопросов: количество встреч, их продолжительность и периодичность, состав участников, оплата консультаций.

Диагностический этап. Уточнение проблемы клиента. Направленное ее изучение в соответствии с принципом стереоскопичности диагноза, выявление ролевой структуры семьи и ее внутренних и социальных ресурсов. Реконструкция истории развития семьи с момента знакомства супругов. Анализ проблемных ситуаций, типовых семейных сценариев, выявление и обсуждение семейных мифов. Формулирование рабочих гипотез о содержании и причинах проблемы. Проведение необходимого диагностического обследования с целью проверки выдвинутых гипотез.

Этап составления психологического заключения. Формулирование психологического диагноза и прогноза. Диагностическое заключение должно содержать описание объективного статуса семьи, вывод о соответствии жалобы объективной проблеме семьи и мере ее обоснованности, позитивную оценку функционирования семьи с выделением ее ресурсов, переформулирование значения симптомов проблемного поведения членов семьи и объективирование механизма симптомообразования; в нем должна быть показана роль симптома в сохранении семейного функционирования. Разработка общего плана рекомендаций по преодолению проблем семьи. Психологическое заключение может быть составлено консультантом вне времени встречи с клиентом, представлять собой результат анализа и интерпретации проблемы консультантом и основу для проведения последующего этапа. В ряде случаев этап составления психологического заключения может совмещаться с этапом совместного анализа проблемы и поиска ее решения.

Этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурсных, и «слабых» аспектов семейного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования. Обсуждение основных положений психологического диагноза. Совместная выработка условно - вариантного прогноза. Рассмотрение «веера» возможных решений, всесторонняя оценка «плюсов» и «минусов» каждого из них. Принятие решения, выработка плана его реализации. Распределение ответственности и функций между членами семьи. Разработка системы «домашних заданий» для воплощения принятого решения в жизнь.

Заключительный этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализации принятого решения. Завершение совместной работы с консультантом, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совместная выработка плана профилактических и превентивных мероприятий по предупреждению возникновения трудностей и проблем в семье.

Даже простое перечисление этапов психологического консультирования семьи обнаруживает то, что они эксплицируют не столько временную последовательность, сколько саму логику и последовательность разрешения задач, обеспечивающих удовлетворение запроса клиента. Сами же этапы могут перекрываться во времени, допускать нарушение линейности продвижения и возвращение с последующего на предыдущий этап. Выделенная последовательность этапов скорее определяет закономерность перехода от выполнения одного вида консультативных работ и процедур к другому.

В настоящее время используются следующие формы семейного консультирования, представленные на рисунке 8.

Рисунок 8. - Формы психологического семейного консультирования

 

Индивидуальная форма консультирования одного из супругов является наименее продуктивной. В ряде случаев отмечается, что при индивидуальной работе лишь с одним из супругов отношения в семье не только не улучшаются, но значительно дестабилизируются. Эти факты еще раз доказывают, что семья представляет собой целостную систему, а потому именно она должна быть субъектом обращения за психологической помощью. Параллельное консультирование супругов одним или сотрудничающими консультантами, несомненно, является шагом вперед к достижению цели консультирования - повышения уровня эффективности функционирования семьи. Однако в этом случае «за кадром» остаются общение и формы взаимодействия и сотрудничества супругов, что значительно ограничивает возможности консультирования и коррекции. Признанным фактом является максимальная эффективность консультирования при использовании формы совместного консультирования супругов/семьи.

 
 
 

3.3 Эффективность  социальной защиты современной  семьи

 

Важнейшие аспекты современной социальной ситуации в России, не представленные в социальной статистике, однако чрезвычайно важные для понимания, как ее нынешнего состояния, так и ее дальнейшей динамики, позволяет увидеть социологическая информация - прежде всего самооценка уровня благосостояния российским населением.

В июле 2005 г., по данным ВЦИОМ, на вопрос «Что Вы можете сказать о нынешнем уровне доходов Вашей семьи?» население ответило так, как представлено в таблице 1.

 

Таблица 1. - Результаты ответов на вопрос «Что Вы можете сказать о нынешнем уровне доходов Вашей семьи?»

Варианты ответов

%

Позволяет жить без проблем и делать накопления

2

Позволяет ни в чем себе не отказывать

5

Позволяет приобретать только самое необходимое

54

Позволяет с трудом поддерживать свое существование

33

Не имеем даже самого необходимого

6

 

Таким образом, более половины семей хотя и не бедствовали, но жили весьма стесненно, ограничиваясь самым необходимым; очень значительная часть опрошенных находилась или у черты бедности (33 %), или даже за ее чертой (6 %). Критическим уровень благосостояния своих семей чаще всего считали женщины, пожилые люди, лица с образованием ниже среднего, рабочие, пенсионеры, безработные, разведенные и вдовые, жители сел.

Официальная статистика говорит следующее (рисунок 9).

 

Рисунок 9. - Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

 

В июле 2005 г., по данным ВЦИОМ, ответы населения на вопрос «К какой из следующих групп населения Вы могли бы отнести себя, скорее всего?» распределились следующим образом:

«Мы едва сводим концы с концами; денег не хватает даже на продукты» - 21,4 %;

«На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения» - 37,9 %;

«Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования для нас затруднительна» - 32,1 %;

«Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вощи» - 8,2 %;

«Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки - квартиру, дачу и др.» - 0,4 %.

Для решения социальных проблем необходимо создание простого, эффективного и надежного механизма посредством социально-философского анализа управления кризисными процессами в обществе, который позволит их прогнозировать, обнаруживать, регистрировать, диагностировать, разрешать, снимать кризисные последствия и осуществлять превентивные меры. На практике имеются государственные, муниципальные структуры, институты, которые занимаются решением проблем, связанных с социальными кризисами.

К ним относятся Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям, Международная организация Красный крест, Благотворительные фонды, НКО и т.п. В Красноярске создана и функционирует уже более 12 лет система муниципальных учреждений социальной защиты населения. Ее основные функции на данный момент сводятся к следующему: социальное обслуживание и социальная поддержка населения. Категории населения, с которыми работает социальная защита, – это, прежде всего, те граждане, которые находятся в трудной жизненной ситуации и попадают под действие Закона РФ «Об основах социального обслуживания в РФ» от 10.12.1995 г.

В качестве механизма - совокупности инструментов, посредством которых обеспечивается функционирование и воспроизводство системы социальной защиты населения, выступают сложившиеся устойчивые внутриведомственные связи и отношения, профессионально-этические нормы обслуживания населения, эффективная система профессионального роста сотрудников социальной защиты населения, культурные традиции самих учреждений, сложившееся положительное мнение у населения, в глазах которого социальная защита завоевала кредит реального доверия.

При взаимодействии со смежными ведомствами (здравоохранение, служба занятости, образование, культура, милиция, паспортный стол и т.д.) - оказание помощи населению строится по трем основным направлениям:

1) оказание срочной социальной  помощи, которая выполняется в  рамках отделений дневного пребывания  для детей и взрослых и реализуется  через консультации специалистов, профилактические, реабилитационные  и культурно - досуговые мероприятия;

2) оказание    долговременной    помощи,    которая    осуществляется учреждениями, имеющими в своем составе стационарные отделения, где граждане получают медицинскую, бытовую, экономическую, правовую, психологическую помощь;

3) оказание   смешанной   (срочной  и  долговременной)   социальной помощи, которую выполняет, например, геронтологический центр «Жарки» для пожилых людей или социальная гостиница «Родник».

Специфика оказания социальной помощи населению в системе социальной защиты в ситуации социального кризиса заключается в следующем: во-первых, социальная защита – это разветвленная комплексная сеть услуг социального характера; во-вторых, социальная защита оказывает услуги бесплатно малообеспеченным гражданам; в-третьих, социальная защита как самодостаточная структура, но в тесном взаимодействии со смежниками, оказывающая адресную социальную помощь; в-четвертых, социальная защита обладает уникальными кризисными технологиями, которыми не обладает ни одно ведомство в отдельности.

Так, например, система диагностики и оценки кризисной ситуации, разработка индивидуальных, семейных и групповых программ профилактики и реабилитации детей, семей и одиноко проживающих граждан, консультирование населения, релаксация (восстановление энергетических ресурсов человека), тренинги, группы взаимодоверия, взаимоподдержки и взаимопомощи, реабилитационные и культурно - досуговые мероприятия и многое другое.

Информация о работе Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми