Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:32, реферат

Описание работы

Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства.
Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционых прав и свобод граждан.

Содержание работы

Введение. 5
1. Семья как объект социальной защиты населения. 9
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей. 9
1.2 Функции семьи. 11
1.3. Классификации современной семьи. 15
1.4. Проблемы современной семьи. 18
1.4.1 Демографическая ситуация современной семьи в России и г. Красноярске 20
1.4.2 Проблема обеспеченности жильем современной семьи. 24
1.4.3 Проблемы молодой семьи. 27
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы.. 32
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики. 32
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России. 38
2.3. Социальная работа с семьей как реализация государственной семейной политики. 48
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района) 54
3.1. Основные направления работы с современной семьей. 54
3.2. Психологические основы социальной работы с семьей. 57
3.3 Эффективность социальной защиты современной семьи. 66
3.4. Повышение эффективности социальной работы с семьей. 71
Заключение. 77
Список использованных источников. 80

Файлы: 1 файл

материнство и детство.docx

— 119.16 Кб (Скачать файл)

Хотелось бы отметить замечание, высказанное в научных публикациях о том, что подход к семейной политике направленный «на улучшение условий и повышение качества жизни семей», сформированный в Указе Президента Российской Федерации объясним, но является частичным. В большинстве развитых стран, несмотря на то, что качество жизни там достаточно высокое также происходит снижение рождаемости, уменьшение числа детей в семье, увеличение числа неполных семей, рост числа семей с двумя работающими супругами [22; C. 109]. В Дании число неполных семей с детьми в возрасте до 15 лет в 1981 г. было 18 %, а в 1990 г. увеличилось до 21 % [22; C. 110]. Эти и многие другие подобные примеры развития семьи в индустриально развитых странах дают основание считать, что в обозримом будущем в России полная семья с 3 - 4 детьми вряд ли станет нормой. Тем не менее, государство должно начать осуществлять конкретную и понятную для населения протекционистскую политику по отношению к полной семье с 3 - 4 детьми.

До недавнего времени основополагающим документом в области семейной политики в Красноярском крае являлось Постановление от 5 июня 2001 г. № 14-1343П «О концепции семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001-2005 гг.».

В распоряжении Совета Администрации Красноярского края от 15 июня 2006 г. № 458-р, в  соответствии со статьей 68 Устава Красноярского края, в целях реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, сформирована рабочая группа по разработке предложений по реализации задач, определенных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, по вопросам формирования государственной семейной политики и демографической ситуации в Красноярском крае.

В целом, оценивая нормативно-правовые основы государственной семейной политики в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, проводимой в Красноярском крае, необходимо сказать, что основывается она на государственной политике Российской Федерации, регулируется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Красноярского края «О защите прав ребенка» и является частью социально - экономической политики края.

Однако необходимо отметить ее частичную ограниченность и узконаправленность до недавнего времени, так как в поле зрения законодателей попадали только остро нуждающиеся, в целом семья не являлась объектом социальной защиты, что и имело последствия в виде современного состояния семьи в России и в Красноярском крае, рассмотренное в первой части работы.

 
 
 

2.3. Социальная  работа с семьей как реализация  государственной семейной политики

 

В декабре каждого года в Красноярском крае принимается закон о наделении на соответствующий год исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения, в том числе и семей, нуждающихся в социальной поддержке. В целом социальная работа с семьями в Красноярском крае осуществляется по следующим направлениям.

1. Социальное обслуживание  семьи, женщин и детей.

В Красноярском крае открыто и функционирует 91 учреждение и служб социального обслуживания семьи, женщин и детей. Для детей, оставшихся без попечения родителей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, функционируют 1812 мест для круглосуточного пребывания, для детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, организовано 292 места дневного пребывания. Вопросами семьи, материнства и детства в крае занимается 26 муниципальных служб семьи; краевые государственные учреждения «Краевой центр усыновления, опеки и попечительства», «Краевой центр семьи».

Развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создано 107 приемных семей, в которых воспитываются 289 детей. 162 семьи готовы принять на воспитание в свою семью детей. В системе органов социальной защиты создано 46 семейных воспитательных групп, в них проживает 95 детей. В системе начального профессионального образования создана сеть патронатных семей, где проживают 100 подростков, нуждающихся в социальной реабилитации. Открыт краевой социально реабилитационный центр для несовершеннолетних на 70 мест, с транзитным отделением на 24 места.

2. Работа с беспризорными  и безнадзорными детьми.

Управлением социальной защиты населения администрации края с 1999 г. проводится работа по выявлению и возвращению беспризорных и безнадзорных детей, самовольно оставивших родные семьи и государственные интернатные учреждения к месту их постоянного проживания. В крае организована работа 5 транзитных отделений: в городах Ачинск, Канск, Минусинск, Шарыпово, краевом социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в г. Красноярске. С начала 2003 года обслужено 1199 несовершеннолетних, из них 685 перевезено: по краю 464, по России 215, по СНГ 6 чел.

3. Реабилитационная работа.

На территории края на начало 2004 года открыто и функционирует 9 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и 16 отделений реабилитации детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания семьи, женщин и детей. Кроме того, в 14 центрах социальной помощи семье и детям и 15 отделениях по работе с семьей в центрах социального обслуживания ведется большая реабилитационная работа.

В крае идет процесс становления системы комплексного психолого-педагогического, медико-социального сопровождения развития ребенка в условиях образовательного процесса. 1708 педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов - логопедов, педагогов - дефектологов осуществляют помощь, поддержку ребенку в его развитии (в 1998 году их было 1499 человек).

Работа органов социальной защиты населения по взаимодействию с семьями, нуждающимися в особой заботе государства, строится через предоставление различных льгот и услуг. Во всех территориях края практически сохранено предоставление основных видов льгот для семей, имеющих детей-инвалидов, многодетных семей, семей, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС. Наряду с этим, муниципальными образованиями за счет средств местных бюджетов вводятся дополнительные льготы: бесплатный проезд для учащихся общеобразовательных школ и ПТУ; льготный проезд к садово - дачным участкам семьям, воспитывающим детей; полное или частичное освобождение от родительской платы за содержание детей из малообеспеченных семей в детских дошкольных учреждениях; льготная оплата за обучение детей из малообеспеченных семей в художественных и музыкальных школах; ежемесячная выплата стипендий студентам; организация бесплатного дополнительного горячего питания для детей из малообеспеченных семей, обучающихся в школах; 50-типроцентная скидка на ремонт и пошив одежды, ремонт обуви, услуги парикмахера.

С целью формирования в крае основ комплексного решения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, их адаптации и интеграции в общество, профилактике детской инвалидности Законодательным Собранием края принят Закон «О краевой целевой программе «Дети-инвалиды» на 2003 - 2005 годы».

В 2003 году краевые средства были израсходованы на приобретение специализированных колясок для занятий танцами детей с заболеваниями опорно-двигательной системы, сценических костюмов для занятий театральным искусством слабослышащих и глухих детей, персональных компьютеров в комплекте с Брайлеровским дисплеем для незрячих детей, на проведение краевого конкурса литературного творчества детей-инвалидов «Лучик надежды» в рамках Всероссийского фестиваля художественно-поэтического творчества детей «Я - автор», на приобретение новогодних подарков детям-инвалидам.

Детям-инвалидам в учреждениях обеспечен доступ на право пользования реабилитационным, коррекционным, физкультурно-оздоровительным, технологическим оборудованием для восстановления здоровья, получения трудовых и творческих навыков. С целью выработки индивидуальной коррекционной программы в учреждениях организуются медико-психолого-педагогические консилиумы, в которых многопрофильность участников (врачей, психологов, педагогов, специалистов по социальной работе, логопедов, массажистов, психиатров и др.) позволяет посмотреть на проблему с разных сторон и найти оптимальные пути ее решения. Ключевым моментом является взаимодействие всех специалистов по составлению индивидуальной программы реабилитации на каждого ребенка. В соответствии с этой программой проводится реабилитация: медицинская, психологическая, педагогическая и социальная.

С целью привлечения внимания общественности и государственных учреждений к проблемам семьи широко используются средства массовой информации. В них освещаются и материалы совещаний, конференций, новаций, реализуемых в рабочем порядке. Средства массовой информации пропагандируют здоровые семейные отношения, основанные на взаимопонимании, уважении интересов каждого члена семьи, освещают передовой опыт учреждений, служб, общественных организаций, работающих с семьей и детьми. Через средства массовой информации население получает консультации по правовым вопросам, по предоставлению льгот, разъяснение механизмов реализации, применяемых в крае законов в интересах семьи.

В настоящее время активизировалась работа учреждений культуры края с семьями, отмечается совершенствование форм и содержания их деятельности, направленной на становление социально здоровой семьи и повышение ее общественной значимости и авторитета.

Организацией содержательного семейного досуга, совместной художественно - творческой деятельности, популяризацией здоровых семейных отношений. Не менее важным направлением деятельности культурно - досуговых учреждений является развитие семейного художественного творчества, чему способствуют различные семейные конкурсы.

В российском обществе сегодня возрос интерес к истории своих семей, фамилий, составлению родословных. Музейные учреждения края уже включились в работу по данному направлению. В ряде территорий на их базе действуют историко - родословные общественные объединения. Научные сотрудники музеев помогают населению в поиске необходимых материалов.

В настоящее время заметную роль играют библиотеки семейного чтения, а также семейные клубы, создание которых стало действенной формой досуговой и коммуникативной деятельности библиотек. Их работа способствует объединению семьи через книгу и чтение, удовлетворению познавательных интересов, дает возможность всем членам семьи занимательно и с пользой организовать свой досуг, раскрыть свои творческие способности.

Большой популярностью у семей, имеющих детей с проблемами зрения, пользуется детская игровая комната Краевой специальной библиотеки-центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению, оснащенная соответствующим оборудованием и мультимедийным компьютером. В этом же учреждении работает продленка для детей, имеющих незрячих родителей. Семьи, имеющие детей с дефектами зрения, внесены в специальную картотеку и регулярно информируются о новинках литературы.

Психологи, медицинские работники, социальные педагоги работают с семьями индивидуально, оказывая консультативную помощь.

Учитывая, что в ряде семей отсутствует со стороны родителей (опекунов) элементарная забота о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза для здоровья и развития, социальные педагоги совместно с органами опеки и попечительства в особо сложных случаях поднимают вопрос о лишении родительских прав, отмене опеки и одновременно ведется работа с родственниками ребенка по созданию Гостевой семьи.

Для ребенка важно быть частью семьи. Учитывая, что потеря семьи - тяжелейшая трагедия, которая оставляет глубокий след в душе, даже в тех случаях, когда ребенок обретает новую семью, в системе кадетского и женского гимназического образования большое внимание уделяется работе с Гостевыми семьями.

Традиционными формами работы с семьей являются родительские собрания. Как правило, собрание носит тематический характер по вопросам воспитания детей и выстраивания взаимоотношения с ними с учетом их возрастных особенностей, организации жизни классного и родительского коллективов. Как правило, собрания не сводятся к монологу офицера - воспитателя (классной дамы), а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска решения проблемы с использованием групповых форм взаимодействия.

В соответствии с Положением о комитете по молодежной политике администрации Красноярского края основными задачами его работы являются духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, а также реализация творческих способностей молодежи, решение ее социальных проблем, профилактика в указанной среде негативных явлений. Данная деятельность в конечном итоге способствует также и решению целого ряда проблем семейных отношений.

Таким образом, государственная семейная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального характера, адресованных непосредственно семье. От эффективности этой политики зависит не только благополучие каждого человека, но и общества в целом.

Информация о работе Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми