Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:32, реферат

Описание работы

Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства.
Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционых прав и свобод граждан.

Содержание работы

Введение. 5
1. Семья как объект социальной защиты населения. 9
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей. 9
1.2 Функции семьи. 11
1.3. Классификации современной семьи. 15
1.4. Проблемы современной семьи. 18
1.4.1 Демографическая ситуация современной семьи в России и г. Красноярске 20
1.4.2 Проблема обеспеченности жильем современной семьи. 24
1.4.3 Проблемы молодой семьи. 27
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы.. 32
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики. 32
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России. 38
2.3. Социальная работа с семьей как реализация государственной семейной политики. 48
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района) 54
3.1. Основные направления работы с современной семьей. 54
3.2. Психологические основы социальной работы с семьей. 57
3.3 Эффективность социальной защиты современной семьи. 66
3.4. Повышение эффективности социальной работы с семьей. 71
Заключение. 77
Список использованных источников. 80

Файлы: 1 файл

материнство и детство.docx

— 119.16 Кб (Скачать файл)

Нормативно-правовыми основами семейной политики выступает, как международная практика в области социальной защиты семьи, так и современное российское законодательство, программы  региональной власти и научные разработки современной науки и практики в области социальной работы с семьей.

По результатам анализа реализации семейной политики в Красноярском крае необходимо отметить, что в основном внимание сосредоточение на малообеспеченных, многодетных семьях, семьях группы социального риска, что оставляет вне пределов оказываемой социальной поддержки иные категории семьей; так, например, практически не ведётся работа с молодыми семьями, недостаточно внимания уделяется неполным семьям.

 

3. Методы и инструменты  социальной защиты семьи (на примере  Центра социальной помощи семье  и детям Октябрьского района)

3.1. Основные направления  работы с современной семьей

 

Деятельность Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Красноярска (далее по тексту Центра) направлена на защиту прав семьи и детей и помощь со стороны государства, на их обслуживание, на улучшение социально - экономических условий жизни, а также на улучшение показателей социального здоровья и благополучия детей, содействие стабильности семьи, как социального института, связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных семейных отношений. В связи с этим Центр осуществляет:

- мониторинг  социальной  и  демографической  ситуации,  уровня социально-экономического благополучия семьи и детей;

-  выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение  и  предоставление  (постоянно,  временно,  на  разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, социально-правовых, социально-психологических и иных социальных услуг;

- поддержку  семей  и  отдельных  граждан  в  решении  проблем самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- социальный патронаж  семей и детей, нуждающихся в  социальной помощи, реабилитации  и поддержке;

-  оказание помощи гражданам, перенесших психофизическое насилие;

- участие    в    работе    по    профилактике    безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

- участие  в  привлечении  государственных,  муниципальных  и негосударственных органов, организаций и учреждений к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

- внедрение  в   практику  новых   форм  и  методов   социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке, а также в зависимости от местных социально - экономических условий;

- проведение  мероприятий  по  увеличению  объема  предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества;

- проведение мероприятий  по повышению профессионального  уровня работников Центра.

Структура Центра представлена на рисунке 5.

 

Рисунок 5. - Структура Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района

 

Количественные и качественные характеристики услуг, оказанных семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи.

Всего в 2006 г. Центром населению Октябрьского района было оказано 66790 тыс. услуг. Численность обслуженных составила 17934 человека, число обращений - 59781, из них обслужено: семей с детьми - 3344 (число обращений - 46532), несовершеннолетних - 3043 ребенка (число обращений - 29891). То есть, практически, каждый четвертый житель района, в той или иной форме, пользовался услугами Центра.

В соответствии с основными направлениями государственной семейной политики, приоритетным направлением в работе Центра является формирование здорового нравственно-психологического и социального климата в семье. В связи с этим, основными задачами работы Центра в 2006 году являлись: профилактика негативных явлений в семье, повышение ее авторитета, поддержка семьи, как естественной среды жизнеобеспечения детей, обеспечение помощи в развитии и воспитании детей, их успешной адаптации в обществе, защита их прав, а также поддержка детей, находящихся в особо трудных  обстоятельствах. Центр оказывает семьям с детьми следующие услуги:

1) консультирование по  вопросам самообеспечения граждан  и их семей, развития семейного  предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами  своего материального положения;

2) консультирование по  вопросам, связанным с правом  граждан на социальное обслуживание  в государственной, муниципальной  и негосударственной системах  социальных служб и защиту  своих интересов;

3) консультирование (индивидуальное  и групповое) по социально медицинским  вопросам (планирование семьи, гигиена  питания и жилища, избавление  от избыточного веса, вредных  привычек, психосексуальное развитие  и др.);

4) социально-педагогическое  консультирование, социально-педагогическая  диагностика и обследование личности, педагогическая коррекция;

5) консультирование по  социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое право; права детей, женщин, отцов, инвалидов  и др.);

6) содействие семьями, имеющим  детей с ограниченными умственными  и физическими возможностями;

7) обучение детей-инвалидов  навыкам самообслуживания, поведения  в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и  другими формами жизнедеятельности;

8) организация и проведение  клубной и кружковой работы  для формирования и развития  интересов клиентов;

9) содействие в решении  вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим  днем, работы на дому;

10) содействие в получении  страхового медицинского полиса;

11) анимационные услуги (экскурсии, посещение театров; выставок, концерты  художественной самодеятельности, праздники и другие культурные  мероприятия);

12) содействие в предоставлении  нуждающимся детям услуг оздоровления  и их направлении на санаторно-курортное  лечение.

Работу с семьей и детьми осуществляют все отделения Центра. Одним из главных направлений в этой работе является повышение психолого-педагогической культуры и грамотности родителей. Этим занимается Отделение психолого-педагогической помощи. В 2006 году отделение работало в соответствии с задачами и проблемами, выявленными по итогам 2005 года. Эта работа охватывала родителей, имеющих детей разных возрастов - от новорожденных до студентов. Практика показала, что главной задачей психолого-педагогической службы является восстановление семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс, а также личностная и интеллектуальная диагностика детей, родителей, выявление основных психологических проблем, и определение приоритетных целей и задач коррекционной и развивающей работы с детьми.

 

3.2. Психологические  основы социальной работы с  семьей

 

Семейное консультирование представляет собой относительно новое по сравнению с семейной психотерапией направление оказания психологической помощи семье. Первоначально всеми основными открытиями и наработками эта область была обязана семейной психотерапии. Наиболее значимыми для развития семейного консультирования факторами стали: переориентация психоанализа на работу с семьей как в форме детско-родительских отношений, так и в форме совместной супружеской терапии в 1940-х гг. Начало разработки системного подхода Н. Аккерманом; создание Дж. Боулби теории привязанности; распространение бихевиоральных методов диагностики и терапии на работу с семьей и создание совместной семейной психотерапии В. Сатир. Благодаря значительным успехам семейной психотерапии и бурному росту спроса на ее услуги число членов Американской терапевтической ассоциации по браку и семье за десятилетие с 1978 по 1986 гг. удвоилось. Бурное развитие практики сделало востребованным и развитие научных исследований в области семьи, что привело к выделению самостоятельной особой психологической дисциплины - психологии семьи. Параллельно развитию семейной психотерапии и семейной психологии шло интенсивное развитие сексологии, в которой главными вехами стали работы А. Кинси, В. Мастерса и В. Джонсона и начало консультирования в этой сфере семейных отношений.

В отечественной науке интенсивное развитие семейной психотерапии началось в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Однако еще в конце XIX в. возникло учение о «семейном лечении» различных психических расстройств и необходимости проведения семейной диагностики. Основоположником семейной терапии в России считают И.В. Маляревского, который в своем лечении психически больных детей и подростков исходил из необходимости специальной работы в рамках «семейного воспитания» с родственниками больных детей. Значительную роль в становлении отечественной семейной психотерапии сыграли ученые Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева - В.К. Мягер, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, Т.М. Мишина. Э.Г. Эйдемиллер выделяет три основных этапа в развитии отечественной семейной психотерапии. На первом - «психиатрическом» - этапе исследователи исходили из представления о семье как совокупности входящих в нее индивидуальностей, учет которых позволяет разработать рекомендации по оптимизации жизни семьи и каждого из ее членов. На втором - «психодинамическом» (психоаналитическом) - этапе фокусом терапии стали сформированные в детском возрасте неадекватные модели поведения, переносимые впоследствии личностью в супружеские и детско-родительские отношения в собственной семье. Наконец, третий этап - системная психотерапия - характеризуется синтезом системного подхода и психологии отношений В.Н. Мясищева и созданием оригинальной концепции патологизирующего семейного наследования (Э.Г. Эйдемиллер). Ведущим принципом семейной психотерапии, развиваемой в рамках этого направления, является принцип взаимной акцептации психотерапевта и семьи. Важным фактором развития семейной психотерапии, определившим становление семейного консультирования как особой психологической практики, в нашей стране явились работы В.В. Столина, А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, А.Я. Варги и др.

История семейной психотерапии и история семейного консультирования столь тесно переплетены и взаимообусловлены, что это дает основание ряду исследователей и практиков считать семейное консультирование разновидностью семейной психотерапии, имеющей отличительные признаки, границы и объем вмешательства. Для решения вопроса о том, является ли семейное консультирование видом семейной психотерапии или качественно иной практикой оказания психологической помощи, необходимо уточнить содержание самого понятия «психотерапия», выявить сходство и различия консультирования и психотерапии. Проблема социального, научного и прикладного статуса, содержания и перспектив развития психотерапии в контексте становления психологической практики в современном обществе стала предметом глубокого и всестороннего анализа и оживленной международной дискуссии. Психотерапия (лечение души) рассматривается как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам, страдающим от болезни, оказывается профессиональная помощь психологическими средствами в решении связанных с ней психологических проблем.

Сегодня можно говорить о психотерапии в медицинском, социологическом, психологическом и философском аспектах. В философском аспекте психотерапия выступает как определенный вид общения между людьми, в социологическом - как инструмент социального контроля и манипуляции сознанием и поведением людей. Наконец, в психологическом - как метод психологического воздействия, обеспечивающий личностный рост, развитие и научение личности. В медицинском аспекте психотерапия есть система лечебного воздействия на психику больного и через психику на соматическое состояние и функционирование организма, а также на психологические проявления человека.

Цели семейного консультирования могут быть определены как развивающие, коррекционные, профилактические, адаптивные. Развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и саморазвития. Итогом психологической работы становится рост компетентности семьи в разрешении нормативных и ненормативных кризисов и проблем. Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации. Профилактические цели связаны с ростом фрустрационной толерантности семьи, адаптивные - с успешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи. Очевидно, что разделение всех названных целей возможно лишь на уровне научной абстракции.

Важной социальной задачей семейного консультирования является консультирование семьи в трудной жизненной ситуации. Ее признаки: детская дезадаптация и нарушения развития детей, супружеская рассогласованность, неадекватное взаимодействие семьи с социумом (микро- и макросоциум), личностные нарушения и дезорганизация в семье. В процесс консультирования должны быть включены как практические учреждения - центры психолого-социально-педагогической поддержки семьи, учреждения собственно системы образования, отраслей социальной сферы, управленческие и административные учреждения, - так и специалисты, непосредственно работающие с семьей.

Информация о работе Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми