Анализ предпринимательской деятельности и пути ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:05, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования - анализ и оценка предпринимательской деятельности ООО «им. Суворова», выявление проблем и резервов, разработка рекомендаций по повышению эффективности предпринимательской деятельности. В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ теоретических, прикладных источников по проблемам малого предпринимательства в России и тенденций его развития.
2. Изучение статистики развития малого предпринимательства и выявление основных проблем и препятствий на пути его развития.
3. Исследование и оценка предпринимательской деятельности малого предприятия ООО «им. Суворова», мониторинг внешней и внутренней среды предприятия с использованием различных методов оценки факторов влияния

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,
ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
Сущность малого предпринимательства.
Экономические, социальные и правовые условия, необходимые
Для предпринимательской деятельности 7
1.2 Виды предпринимательской деятельности 15
1.3 Статистика развития малого предпринимательства 24
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСКА ООО «им. СУВОРОВА»
2.1 Краткая характеристика ООО «им. Суворова» 32
2.2 Внутренняя среда организации 33
2.3 Внешняя среда организации 42
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
ООО «им. СУВОРОВА»
3.1 Анализ динамики производства в ООО «им. Суворова» 47
3.2 Анализ использования производственных фондов 53
3.3 Анализ использования трудовых ресурсов 57
3.4 Система повышения квалификации в ООО «им. Суворова» 62
3.5 Анализ условий и безопасность труда в ООО «им. Сучшение63
3.6 Экологические проблемы в ООО «им. Суворова» 65
ГЛАВА 4 РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «им. СУВОРОВА»
4.1 Разработка миссий и целей организации 67
4.2 Основные направления совершенствования планирования 68
4.3 Улучшение производственной структуры и формирование
формирование новой организационной структуры 70
4.4 Пути повышения производительности, улучшение условий
и безопасности труда 74
4.5 Активизация маркетинговой деятельности 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИНФОРМАЦИИ 86

Файлы: 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 181.36 Кб (Скачать файл)

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. В общем виде маркетинг  представляет собой систему организации  и управления всеми сторонами  хозяйственной деятельности коммерческого  предприятия, фирмы. Маркетинг рассчитан  на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия. Важнейшим условием осуществления  маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объему продаж в натуральном  и стоимостном выражении. При  этом товары различаются по характеристике спроса: первая группа - товары, еще  не завоевавшие рынок, а потому требующие  повышенного внимания; вторая группа - товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом. Структура маркетинга наряду с оперативно-управленческой работой  включает в себя и такие функции, как исследования рынка, оценка ситуации, предвидение, планирование, практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных  функций. Модель-программу маркетинговой  работы в торговой фирме можно  представить на рис. 2 приложений [27, с. 125-138]. В заключение разрабатываются  бизнес-план и укрупненный координационный  план действий.

Финансовое предпринимательство - основным полем деятельности являются коммерческие банки и фондовые биржи.

Коммерческий банк - это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка служит разница между процентными ставками депозитных (привлеченных и ссудных средств).

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. На фондовой бирже проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, проходящим через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности - своеобразных барометров экономической конъюнктуры.

Консультативное предпринимательство.

Слово «консультант» в  переводе с латинского - советующий. Это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. В промышленно развитых странах вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию. В России подобного отношения к консультанту не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдается парадоксальная ситуация: большинство предприятий находится в тяжелом экономическом положении по причинам нередко организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям и не использует при этом имеющийся интеллектуальный потенциал в данной области.

Консалтинговые услуги могут  осуществляться в форме устных разовых  советов. Однако чаще всего они предоставляются  в виде консалтинговых проектов и  включают в себя следующие основные этапы: выявление проблем (диагностика); разработку решений; осуществление  решений, проекта. Наиболее известны и  применяемы три метода консультирования: экспертное, процессное и обучающее [27, с. 125-138]. В России в настоящее  время насчитывается несколько  сотен частных консалтинговых фирм (для сравнения; в Голландии их насчитывается более 2000) [26, с. 28-39].

Помимо частных фирм консультационные услуги на коммерческих началах также  оказывают государственные, учебные, информационные и исследовательские  организации. В России действуют  и зарубежные фирмы. Если российские консультанты хорошо разбираются в  современной экономической ситуации России, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом, широко мыслят и знакомы с механизмом рыночной экономики западного типа, то достоинством зарубежных консалтинговых фирм являются хорошее владение методами консультирования и детальное знание рыночной экономики западного типа.

Для нынешнего этапа развития экономики России, когда экономическая  ситуация и деятельность отдельных  предприятий претерпевают существенные изменения, постоянно порождающие новые проблемы, ответ может быть только однозначным: да, нужны, необходимы.

Однако, учитывая ограниченность финансовых средств большинства  предприятий, следует приглашать консультантов  главным образом для выявления  и установления степени важности самих проблем предприятия, фирмы. И начинать надо с решения главной  проблемы - стратегии развития предприятия. Лишь после этого следует консультироваться  по проблемам маркетинга, развития инновационного потенциала и т.д.

1.3 Статистика развития  малого предпринимательства

Статистическое выборочное обследование малых предприятий  в России, охватывающее порядка 20% общего числа действующих предприятий, проводится с 1995 года с квартальной  периодичностью. Его результаты позволяют  оценить состояние и развитие малых предприятий в период между  сплошными переписями, динамику изменений  основных показателей этого сектора  экономики. Результаты выборочных обследований сопоставимы, начиная с 1996 года [32], когда в соответствии с российским законодательством вступило в силу новое определение малого предприятия, действующее по настоящее время. Последняя сплошная перепись малых предприятий по итогам 2004 года прошла в 2005 году. Ее данные являются наиболее информативными для характеристики текущего состояния данного сектора российской экономики, реального вклада малого бизнеса в основные экономические показатели как России в целом, так и отдельных регионов.

Сопоставительный анализ результатов выборочного и сплошного  обследований МП по итогам 2004 года затруднен. Главная причина этого - несовпадение размеров генеральной совокупности МП, используемой в ходе выборочного  обследования, и количества малых  предприятий, принявших участие  в сплошном обследовании. Так, в ходе сплошного обследования МП были получены сведения от 76% малых предприятий, включенных в перечень для обследования. Из общего числа предприятий, о которых  не получено сведений, 21% не были найдены  по адресу официальной регистрации, 24% ликвидированы или, находились в стадии ликвидации, 4% не относились к типу малых предприятий.

Количество действующих  малых предприятий: к началу 2005 года в России насчитывалось 634,4 тыс. малых предприятии, реально функционирующих в различных отраслях экономики (табл. 4 приложений). Почти половина из них (44,3%) занимались торговлей, которая остается для малого предпринимательства наиболее привлекательной сферой деятельности. В основных сферах материального производства - в промышленности и строительстве — действовали немногим более 1/4 всех малых предприятий (по 14% в каждой из них). Не получило значительного развития малое предпринимательство в такой традиционной для него сфере как услуги населению, - сказывается все еще низкий платежеспособный спрос населения. Слабо развит малый бизнес и в области инноваций.

Сохраняется неравномерность  распределения малых предприятий  по территории России. Немногим менее  половины из них - 43% - сосредоточено  в Центральном федеральном округе. Плотность распространения малых  предприятий (количество МП на 1000 жителей) значительно отстает от показателей  стран с развитой рыночной экономикой - всего 4 МП в среднем по России. Несколько  выше плотность распространения  МП в Центральном федеральном  округе – 7 МП на 1000 жителей [27, с. 36-38].

Российские малые предприятия  представили в 2004 г. немногим более 6 млн. рабочих мест, причем 86% из них – на условиях полной занятости. Немногим менее 1/3 всех работающих на малых предприятиях (31%) были заняты в сфере торговли. В основных отраслях материального производства – промышленности и строительстве – были заняты чуть более 2/5 всех работающих на малых предприятиях.

Значительная часть работающих на МП (40% общего количества) – жители ЦФО. Только 4% всех рабочих мест, предоставляемых  малыми предприятиями, приходится на Дальневосточный  федеральный округ. Вклад малых  предприятий в общее обеспечение  занятости не превышает  10% в целом  по России. Самая высокая доля работников МП в среднегодовой численности занятых зафиксирована в ЦФО, самая низкая – в Сибирском федеральном округе: 14% и 6% соответственно.

Средний размер малого предприятия, измеряемый численностью работающих на одном МП, составил 10 человек, что  подтверждает факт доминирования микробизнеса в малом предпринимательстве. Относительно более крупные малые предприятия  с числом работников 14-15 человек  функционируют в промышленности, строительстве, на транспорте. Самые  мелкие предприятия, в среднем по 6 работников на каждом, заняты общей  коммерческой деятельностью по обеспечению  функционирования рынка.

Средние размеры МП по регионам отличаются незначительно - от 11 работников на малом предприятии в Северо-Западном федеральном округе до 9 работников — в Центральном, Южном и Сибирском  федеральных округах. Только 10% российских МП имеют более 25 работников. В  промышленности, строительстве и на транспорте доля относительно крупных малых предприятий (более 25 работников) несколько выше - 18-20%.

Как указывалось выше, малые  предприятия предоставляют рабочие  места 6087,7 тыс. россиян, для большинства  из которых они являются основным местом работы. Закономерен вопрос об уровне оплаты труда на малых  предприятиях. По данным официальной  статистической отчетности МП, он крайне невысок. Так, среднемесячная номинальная  начисленная заработная плата работников списочного состава в среднем  по российским МП составила за 2000 год  всего 1523 руб., что в 1,5 раза ниже аналогичного показателя по отраслям экономики в  целом. Наибольший разрыв в оплате труда  между крупными и малыми предприятиями  зафиксирован в Сибирском федеральном  округе, где заработная плата работников МП в 1,8 раза ниже, чем в среднем  по региону. В отраслевом разрезе  наиболее низкая оплата труда зафиксирована  на малых предприятиях торговли и  общественного питания, а также  в сфере бытового обслуживания населения - 1121 руб. и 846 руб. соответственно. Приведенные  данные, однако, ничего не говорят об уровне неформальных выплат работникам предприятий, которые в малом бизнесе, по-видимому, выше, чем в крупном, а также выше в тех сферах, где деятельность сопряжена с наличным оборотом [27, с. 36-38].

Малые предприятия характеризуются  не только небольшими размерами, но и  непродолжительностью срока деятельности. «Средний возраст» малого предприятия не превышает 5 лет. Относительные «долгожители» - малые предприятия, функционирующие в сферах науки и научного обслуживания, а также оказывающие бытовые услуги населению. Их «средний возраст» составляет 6 лет, В торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и в оптовой торговле продукцией производственного назначения ротация малых предприятий идет особенно быстро - здесь МП «живут» всего 4 года.

Основной группой собственников  на малых предприятиях являются физические лица, которым принадлежит в среднем 70% уставного капитала. Второй по значимости группой собственников являются коммерческие организации (кроме финансово  кредитных учреждений), которым принадлежит  в среднем 29% уставного капитала МП. Доля иностранной собственности  в целом по сектору МП не превышает 1%.

Следует отметить, что в  соответствии с законодательством  на долю коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не может приходиться более 25% уставного  капитала МП. В таких отраслях, как  промышленность и оптовая торговля продукцией производственного назначения, на долю указанной группы собственников  приходится 23% и 24% уставного капитала соответственно. То есть МП в данных отраслях встроены в систему отношений  собственности более крупного бизнеса  в масштабах, максимально возможных  в рамках действующего законодательства.

Наибольшая доля собственности  в руках физических лиц зафиксирована  в таких отраслях, как наука  и научное обслуживание и непроизводственные виды бытового обслуживания населений 91% и 89% соответственно. Наименьшая доля - в оптовой торговле продукцией производственного назначения (38%),где в качестве собственника доминируют коммерческие организации (62% уставного капитала).

По результату финансово-экономической  деятельности, измеряемому как доля убыточных предприятий в общем  числе МП, малые предприятия основных отраслей экономики распределились следующим образом. В целом по России доли убыточных МП и всех убыточных предприятий и организаций  совпадают – по 40% общего количества. Малые предприятия могут быть признаны наиболее эффективными  как на транспорте, так и в оптовой торговле. В промышленности, строительстве и торговле доля убыточных МП выше, чем по всему кругу предприятий и организаций. Не следует на этом основании утверждать, что малый бизнес в этих отраслях менее эффективен. Причина, возможно, в более высоком уровнем «серого» предпринимательства, что свойственно сектору МП.

Информация о работе Анализ предпринимательской деятельности и пути ее развития