Оптимизация сестринской помощи в акушерско-гинекологической службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 15:43, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Системный кризис, отражающий переходное состояние российского общества, наиболее ярко проявился в кризисе демографическом. Являясь фактором национальной безопасности, состояние репродуктивного здоровья населения страны на сегодняшний день остается одной из наиболее острых медико-социальных проблем. За последние 5 лет выросли показатели гинекологической заболеваемости, в том числе эндометриозом на 1,4%, сальпингитом и оофоритом на 15,6%, женским бесплодием на 5,8%. Продолжается рост злокачественных заболеваний женской репродуктивной сферы, более половины которых приходится на долю рака молочной железы (Фролова О.Г., Николаева Е.И., 2004).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Структура и организация акушерско – гинекологической помощи населению …………………….............................................. 7
Женская консультация как основной субъект медицинского
обслуживания населения………………………………………………..7
Реформирование акушерско-гинекологической помощи в
современных условиях………………………………………………….16
Роль среднего медперсонала при оказании акушерско-
гинекологической помощи……………………………………………...21
Глава 2. Анализ деятельности женской консультации г. Королев
Московской области ………………………………………………27
2.1. Характеристика лечебного учреждения…………………………………27
2.1. Параметры и результаты деятельности женской
консультации………………………………………………………………32
2.2. Анализ мнений пациентов и медицинского персонала по проблемам улучшения акушерско-гинекологической помощи и роли среднего
медицинского персонала при ее оказании………………………………36
2.3. Обоснование направлений оптимизации деятельности среднего
медицинского персонала при оказании внебольничной акушерско- гинекологической помощи………………………………………………...44
Заключение 51
Библиографический список 55

Файлы: 1 файл

Оптимизация сестринской помощи в акушерско -гинекологической службе.docx

— 153.09 Кб (Скачать файл)

В инструкции указано также, что медицинская сестра (акушерка) должна осуществлять патронаж на дому беременных, родильниц, гинекологических больных с выполнением организационных и лечебных мер.

На медицинскую сестру (акушерку) возлагается обязанность проведения профилактических осмотров женщин с целью выявления гинекологических заболеваний (совместно с врачом или самостоятельно), работа по планированию семьи.

Медицинская сестра обязана выполнять меры по соблюдению санитарно-гигиенического режима (соблюдение правил асептики и антисептики, правильное хранение, обработка, стерилизация инструментов, приборов, перевязочного материала).

Также в ее обязанности входит оформление медицинской документации и повышение своей квалификации.

Медицинская сестра (акушерка) имеет право получать информацию, необходимую для четкого выполнения своих обязанностей. Давать распоряжения младшему медицинскому персоналу по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима. Вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию работы младшего и старшего медицинского персонала. Также медицинская сестра (акушерка) имеет право входить в состав Совета акушерок и медицинских сестер, принимать участие в работе профессиональных медицинских ассоциаций.

Медицинская сестра (акушерка) несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных типовой или индивидуальной должностной инструкцией, в пределах действующего трудового законодательства Российской Федерации; за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах действующего административного, уголовного и гражданского законодательства Российской Федерации; за причинение материального ущерба – в пределах действующего трудового и гражданского законодательства Российской Федерации; за ошибки при выполнении медицинских мероприятий, повлекшие за собой тяжкие последствия для пациенток – в пределах действующего законодательства Российской Федерации.

В исследованной женской консультации индивидуальные должностные инструкции медицинских сестер и акушерок полностью соответствуют типовым и сформированы одинаково. Таким образом, мало отражаются особенности работы данного персонала в конкретных условиях и проблемы разграничение обязанностей медицинской сестры и других групп персонала.

Вторым существенным моментом оптимизации сестринской помощи в амбулаторной акушерско-гинекологической службе выступает квалификация персонала. Медицинская сестра (акушерка) женской консультации должна постоянно повышать и совершенствовать свои знания, умения и навыки. Для этого ей недостаточно базового уровня образования, поэтому она проходит курсы совершенствования квалификации по плану.

Медицинской сестре необходимо заниматься лечебно-профилактической и санитарно-просветительной работой. Для этого ей необходимо знать, какой контингент женского населения, который находится на ее участке. Сколько среди населения женщин фертильного возраста, сколько подростков, какова численность женщин из социально неблагополучных семей, сколько состоит на диспансерном учете и т.д. В целях предупреждения возникновения факторов риска различных заболеваний, нежелательной беременности, инфекционных заболеваний женской половой сферы, медицинской сестре необходимо проводить санитарно-просветительные беседы с женщинами и подростками, которые приходят не прием в женскую консультацию. Для более успешной деятельности по проведению профилактической работы, можно выделить отдельный кабинет, где беседы могут проходить как индивидуальные, так и групповые.

Если медицинская сестра женской консультации будет успешно принимать участие в жизни женщины, это повысит значимость и роль медицинской сестры (акушерки) в современном обществе, в результате чего возрастет самооценка медицинской сестры. А это немаловажно для работников здравоохранения среднего звена.

Для совершенствования образования акушерок существенную роль играет соблюдение единых требований государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям «Сестринское дело» и «Акушерское дело».

Возможно также использование и реализация повышенного уровня среднего профессионального образования по специальностям «Сестринское дело» и «Акушерское дело» для студентов, имеющих базовый уровень образования по данным специальностям.

Для оптимизации подготовки акушерок к практической деятельности в современных условиях очень важно включение в учебные планы специальности «Сестринское дело» и «Акушерское дело» базового и повышенного уровней среднего профессионального образования дисциплины «Медицинская этика».

Вместе с тем, для налаживания взаимопонимания различных групп медицинского персонала необходимо введение в профессиональную образовательную программу специальности «Лечебное дело» медицинских ВУЗов элективного курса, раскрывающего роль сестринского персонала на этапе реформирования отрасли, что поможет изучить модель сестринского дела, а затем применить ее в работе.

Выявление уровня удовлетворенности пациенток медицинской помощью, оказываемой акушерками путем регулярного мониторинга даст возможность руководству ЛПУ объективно решать вопросы о моральном и материальном поощрении данных специалистов и поможет улучшить качество сестринской помощи в акушерско-гинекологических учреждениях внебольничного профиля. 

Для снижения оттока кадров специалистов среднего звена из амбулаторной акушерско-гинекологической службы, привлечения молодых специалистов после получения базового образования и улучшения качества сестринской помощи руководителям лечебно-профилактических учреждений акушерско-гинекологического профиля, использовать различные методы и подходы к моральному и материальному поощрению сестринского персонала на основе результатов опроса и исследования мнений пациенток.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день в системе оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению значительную роль играет средний медицинский персонал, которая заключается в определении вопросов качества сестринской помощи во внебольничных учреждениях оказания акушерско-гинекологической помощи, и включают в себя: отношение государства и медицинского сообщества к данным специалистам, взаимоотношения в медицинских коллективах, значимость со стороны пациентов.

Социологическое методы исследования помогли выявить причины неудовлетворенности медицинских сестер своей профессией, среди которых: низкая оплата и неудовлетворительные условия труда (65%), выполнение функций, не предусмотренных должностными инструкциями (25%), отсутствие в ЛПУ современного диагностического и лечебного оборудования (10%).

Врачи женской консультации уверены, что не все медицинские сестры и не всегда полностью реализуют свои профессиональные возможности на работе (55%). Основными причинами, негативно влияющими на результат работы реализацию способностей медицинских сестер, по мнению врачей, являются уровень профессиональный подготовки (85%), условия и оплата труда (15%) и отсутствие персональной ответственности медицинских сестер (20%).

Удовлетворенность пациенток женской консультации, как основных потребителей медицинских услуг акушерско-гинекологического профиля зависит от личных качеств среднего медицинского персонала, таких как внимание, добросовестность, отзывчивость. Несмотря на то, что пациенты поставили высокие оценки деятельности женской консультации (82,5% пациенток оценили «хорошо и «отлично»), на недобросовестное отношение среднего медицинского персонала к своей работе указывают 37,5% опрошенных.

Основными направлениями оптимизации деятельности среднего медицинского персонала при оказании внебольничной акушерско-гинекологической помощи являются: разграничение обязанностей медицинской сестры и других групп персонала, в рамках своих полномочий рост самостоятельности деятельности медицинской сестры (акушерки) по проведению лечебно-профилактической и санитарно-просветительной работы с контингентом женского населения своего участка, а также постоянное совершенствование своих профессиональных и общегуманитарных знаний и повышение квалификации.

Выводы:

    1. На женскую консультацию возлагается ответственность за сохранение и укрепление здоровья женщин. Кроме непосредственно лечебно-диагностической, огромная роль отводится профилактической и санитарно-просветительной работе.
    2. Современная медицинская сестра (акушерка) женской консультации представлена следующим образом – замужняя женщина (60%), считающая свою профессию необходимой и полезной для общества, находящаяся в продуктивном трудовом возрасте, имеющая базовый уровень образования, со среднемесячным доходом на 1 члена семьи от 15000 до 20000 рублей (65%), квалифицированная. Свои взаимоотношения с коллегами по работе медицинская сестра оценивает как бесконфликтные (95%) и взаимоотношения с пациентками как «хорошие».
    3. Основными направлениями оптимизации деятельности среднего медицинского персонала при оказании внебольничной акушерско-гинекологической помощи являются: разграничение обязанностей медицинской сестры и других групп персонала, в рамках своих полномочий рост самостоятельности деятельности медицинской сестры (акушерки) по проведению лечебно-профилактической и санитарно-просветительной работы с контингентом женского населения своего участка, а также постоянное совершенствование своих профессиональных и общегуманитарных знаний и повышение квалификации.

 

Предложения и рекомендации

 

1. Руководителям  и преподавателям образовательных  учреждений высшего и среднего  медицинского образования для  совершенствования подготовки акушерок  и медицинских сестер 

- на преддипломном этапе рассмотреть возможность включения в учебные планы специальности «Сестринское дело» и «Акушерское дело» базового и повышенного уровней среднего профессионального образования дисциплины «Медицинская этика» с рассмотрением специальных вопросов акушерско-гинекологической практики;

- при  организации непрерывной последипломной  подготовки (усовершенствовании) специалистов усилить подготовку акушерок и медицинских сестер по таким вопросам, как: обязанности, права и ответственность медицинских сестер и акушерок в соответствии с должностными инструкциями, лечебно-профилактическая и санитарно-просветительная работа среди женского населения, основы медицинского страхования.

- при  обучении врачей специальностям  «лечебное дело», «педиатрия» рассмотреть  возможность включения в учебные  планы элективного курса, раскрывающего  роль сестринского персонала  на этапе реформирования здравоохранения.

2. Руководителям  сестринских служб лечебно-профилактических  учреждений усилить внимание  к вопросам подготовки акушерок  и медицинских сестер, вопросам формирования адекватных сложившимся условиям должностных инструкций персонала, разработке критериев результатов деятельности и мониторингу работы каждого сотрудника.

3. Для  снижения оттока кадров специалистов  среднего звена из амбулаторной акушерско-гинекологической службы, привлечения молодых специалистов после получения базового образования и улучшения качества сестринской помощи руководителям лечебно-профилактических учреждений акушерско-гинекологического профиля, использовать различные методы и подходы к моральному и материальному поощрению сестринского персонала на основе результатов опроса и исследования мнений пациенток.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Приказ Минздрава России от 5.11.1998 № 323 «Об отраслевых стандартах акушерско-гинекологической помощи».
  2. Приказ Минздрава России от 30.12.1999 г. N 462 "О совершенствовании организации медицинской помощи беременным женщинам и гинекологическим больным".
  3. Приказ Министерства финансов РФ от 8 декабря 2006 г. № 168н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».
  4. Приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.03.2006 г. N 223 «Положение об организации деятельности женской консультации».
  5. Айдамирова Р.М., Грабарник А.Е. Актуальные проблемы амбулаторной помощи в акушерстве и гинекологии // Материалы научно-практической конференции.- 2004.- С.89-91.
  6. Айдамирова Р.М., Гулуа И.Р. Актуальные проблемы амбулаторной помощи в акушерстве и гинекологии // Материалы научно-практической конференции.- 2003.- С. 74-77.
  7. Антонов О.В. Новые организационные формы оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению // Здравоохранение Российской Федерации.- 2007.- №2.- С.11-13.
  8. Бабанов С.А. Пути оптимизации медицинской помощи населению // Здравоохранение Российской Федерации.- 2001.- № 3.– С.20-21.
  9. Баклаенко Н.Г. Состояние и перспективы развития акушерского дела в России // Материалы научно-практической конференции.- 2001.- С.97-103.
  10. Борисов С.Е. Направления по оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи населению // Здравоохранение Российской Федерации.- 2005.- № 6.– С.34-36.
  11. Гагарина В.В., Михайлов Ф.В., Филатов В.Н., Кузнецова О.Ю. Современные проблемы реформирования и организации первичной медицинской помощи // Проблемы городского здравоохранения. Сборник научных трудов. Выпуск 6.- 2001.- С.47-49.
  12. Генералова Г.Е. Анализ деятельности акушерок Волгоградской области и пути совершенствования медицинской помощи женщинам. // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. -2006. - № 3. -С. 24-28.
  13. Дадыкин В.А. Пути совершенствования медицинской помощи населению // Социальная медицина. -2002. -№ 5. С.46-47.
  14. Дымченко Л.Д., Фролова О.Г. Состояние и перспективы развития акушерского дела в России // Главная медицинская сестра -2001. № 3. –С.№ 34-38.
  15. Исполатовская Э.О. Сестринские технологии в санитарно-просветительной работе // Сестринское дело.- 1999. № 2. –С.26-27.
  16. Коновалова С.И., Бондаренко Н.Е. Оптимизация реабилитации юных женщин после родов и абортов // Акушерство и женские болезни. − 2005. − Т.LIV, № 1. − C. 20-28.
  17. Коновалова Т.В. Актуальность реформ сестринского дела // Главная медицинская сестра.- 2006.-№ 7. –С.25-26.
  18. Маслова Г.Е. Финансирование здравоохранения на федеральном и региональном уровнях // Здравоохранение РФ 2003.- №3 –С.27.
  19. Мучиев Г.С. Реформирование акушерской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях. – М.,1999. –С.50-53.
  20. Нечаев Э.А., Клюваев В.В., Зелинская Д.И., Погорелова Э.И. // Актуальные вопросы планирования семьи. – М., 2006. –С.18-32.
  21. Полянская Р.Т. Беременность на ранних сроках //Акушерство и женские болезни. 2006. -№ 4 –С.29-31.
  22. Пономарева Л.А., Хохлова Н.В. Внедрение методологии сестринского процесса // Сестринское дело. 2001. -№ 6. –С.24-27.
  23. Радзинский В.С. Роль базовых консультаций в оказании амбулаторной акушерско-гинекологической помощи // Акушерство и женские болезни .-2005. -№ 1. –С.30.
  24. Седова Н.Н. Стандартизация работы среднего и младшего медицинского персонала в гинекологическом отделении // Главная медицинская сестра. 2003. -№ 2. –С.21-23.
  25. Сельков С.А., Ярмолинская М.И., Павлов О.В., Соколов Д.И. Роль женской консультации в профилактике предраковых заболеваний // Акушерство и женские болезни. -2005.-№ 6. –С.26.
  26. Слепушенко И.О., Щепин О.П., Филатов В.Б., Коротких Р.В. Доступность и качество медицинских услуг // Здравоохранение РФ. -2006. -№ 5. –С.21-24.
  27. Солодовникова Н.Г., Ниаури Д.А., Сельков С.А. // Материалы V Российского форума «Мать и дитя». – М, 2003.
  28. Солодовникова Н.Г. Роль специализированной акушерской помощи // Акушерство и женские болезни. 2005. -№ 2. –С.30-31.
  29. Ткаченко Л. В. // Акушерство – традиции и новые веяния, Волгоград.- 2004. – С.45-47.
  30. Токова З. З. Опыт организации и оценки качества работы среднего медицинского персонала в дневных стационарах женской консультации // Главная медицинская сестра. -2006.-№ 3.-С.13-14.
  31. Усманова Р.М., Пасьмова Т.А. Состояние здоровья женщин фертильного возраста после операций на органах репродукции // Проблемы социальной гигиены здравоохранения и истории медицины. -200. -№ 5. –С.11-12.
  32. Фролова О.Г., Николаева Е.И. Рост гинекологических заболеваний в репродуктивном возрасте – основная медико-социальная проблема // Здравоохранение РФ .-2004. -№ 2. –С.20-23.
  33. Шарапова О.В., Баклаенко Н.Г., Гаврилова Л.В. Состояние и перспективы развития акушерского дела в России // Главная медицинская сестра. -2001.-№ 23. –С.2-4.

Информация о работе Оптимизация сестринской помощи в акушерско-гинекологической службе