Административно-правовые основы и система органов управления в области здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы обуславливается необходимостью изучения и анализа организационно правовых проблем государственного управления современным здравоохранением, основными из которых являются: во первых, нестабильность, нечеткость, неоднозначность толкования и применения правовых норм, регулирующих отношения в области государственного управления здравоохранением в РФ; во вторых, отсутствие четкого научного подхода к исследованию проблем правового обеспечения медицинской деятельности и ее законодательной регламентации; в третьих, необходимость обстоятельного анализа административно правового статуса органов, осуществляющих государственное управление здравоохранением и учреждений здравоохранения.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Административно-правовые основы здравоохранение в РФ
1.1 Система действующего российского законодательства о здравоохранении в Р.Ф.
1.2. Права человека и гражданина в области здравоохранения.
Глава 2 Система органов здравоохранения в РФ
2.1. Место и роль министерства здравоохранения и социального
развития РФ, других федеральных органов исполнительной
власти в регулировании отношений в сфере здравоохранения
2.2. Особенности управления негосударственным сектором
в области здравоохранения
Глава 3 Проблемы практики применения Административно-правовых норм в области здравоохранения.
Заключение.
Список источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая Админ.П..doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Административное право России»

 

Административно-правовые основы и система органов управления в области здравоохранения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск

2012

Оглавление

 

 

Введение.

Глава 1. Административно-правовые основы здравоохранение в РФ

1.1 Система действующего российского законодательства о здравоохранении в Р.Ф.

1.2. Права человека  и гражданина в области здравоохранения.

Глава 2 Система органов здравоохранения в РФ

2.1. Место и роль  министерства здравоохранения и социального

развития РФ, других федеральных  органов исполнительной

власти в регулировании  отношений в сфере здравоохранения

2.2. Особенности управления  негосударственным сектором

в области здравоохранения

Глава 3 Проблемы практики применения Административно-правовых норм в области здравоохранения.

Заключение.

Список источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы исследования. В ходе проводимых реформ, современная система здравоохранения переживает значительные организационно правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, направленная на децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.

Несмотря на это, функционирование системы здравоохранения сталкивается с определенными трудностями: снижением  качества медицинской помощи населению; увеличением числа заболеваний социально опасного характера; ростом смертности и снижением рождаемости, отрицательным естественным приростом населения; недостаточным финансированием отрасли и декларативным характером программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Их наличие обусловлено утратой комплексного подхода к охране здоровья, деформированим системы медицинской профилактики, снижением доступности квалифицированной медицинской помощи для большей части населения, развитием неконтролируемой теневой экономики в отрасли. Кроме того, на состояние системы здравоохранения оказывает влияние отсутствие четкой и последовательной, должным образом подкрепленной в правовом, организационном и финансовом отношении государственной политики в области охраны здоровья граждан, в то время как от правильно определенных направлений здравоохранительной политики и результатов работы органов государственного управления зависит эффективность системы здравоохранения в целом, а, следовательно, здоровье всего многонационального народа России. Правовое обеспечение отстает от развития общественных отношений, складывающихся в области здравоохранения.

Таким образом, объективные  социально экономические и политические причины пока не позволили создать систему управления, которая бы обеспечивала стабильное и полноценное развитие здравоохранения в России.

Актуальность исследуемой  темы обуславливается необходимостью изучения и анализа организационно правовых проблем государственного управления современным здравоохранением, основными из которых являются: во первых, нестабильность, нечеткость, неоднозначность толкования и применения правовых норм, регулирующих отношения в области государственного управления здравоохранением в РФ; во вторых, отсутствие четкого научного подхода к исследованию проблем правового обеспечения медицинской деятельности и ее законодательной регламентации; в третьих, необходимость обстоятельного анализа административно правового статуса органов, осуществляющих государственное управление здравоохранением и учреждений здравоохранения.

Таким образом, все многообразные  проблемы, связанные с охраной  здоровья граждан, в том числе  проблемы юридического обеспечения  медицинской деятельности и правовой регламентации государственного управления в этой области, свидетельствуют о теоретической и практической актуальности их рассмотрения.

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся при непосредственном осуществлении органами здравоохранения Российской Федерации своих задач .

Предметом выступают законодательные  и иные нормативные акты, регламентирующие общие и специальные вопросы государственного регулирования в области здравоохранения. Речь идет о принципах, организационных структурах исполнительной власти различных уровней, в рамках которых реализуются государственно-властные формы и методы исполнительной власти, направленные на упорядочение , деятельности в области здравоохранения.

Степень научной  разработанности проблемы. Интерес к изучению вопросов, связанных со сферой здравоохранения рассматривались в работах О.Ю. Александровой, Е. Вавиловой, Н.С. Волковой, Н.Ф. Герасименко, З.В. Каменевой, Н.В. Путило, А.В. Серебренникова, А.В. Тихомирова, Н.К. Фроловой, В.Ф. Чавпецова, В.И. Шабайлова и других ученых.

Цель и задачи. Выявить юридическую природу механизма административно - правового регулирования здравоохранения, раскрыть основные тенденции и закономерности развития деятельности в области здравоохранения. Исходя из этой цели, возникают задачи:

- уяснить сущность  и содержание административно - правового регулирования;

- определить основы административно - правового регулирования здравоохранения в России;

- уяснить содержание  деятельности органов исполнительной  власти, осуществляющих государственное  регулирование в области здравоохранения;

- определить формы  и методы управления в рассматриваемой  области;

В курсовой работе присутствуют две основные группы источников. Сюда относится массив федерального законодательства, регламентирующего вопросы, связанные со сферой здравоохранения . А к числу наиболее важных источников, относится Конституции РФ.

При подготовке курсовой работы использовались как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и частнонаучные (сравнительно-правовой и формально-юридический) методы

В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

 

Глава 1. Правовые основы здравоохранение в РФ

 

Конституция Российской Федерации закладывает правовые основы по-строения и деятельности системы охраны здоровья населения РФ, которые находят дальнейшее воплощение и развитие в федеральном и региональном законодательстве, правовых актах органов исполнительной власти РФ и ее субъектов и органов местного самоуправления.

Конституционные нормы, закрепляющие права граждан, в том числе медицинских работников, на страхование здоровья и профессиональной деятельности, изложены в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 19 августа 1993 г. принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный Закон от 29.11.2010 №362-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Р.Ф.» и в других нормативно правовых актах.

Так же не менее важные отношения в сфере здравоохранения  регулирует

"Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2012) . Глава 6 «Административные правонарушения , посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность», совокупность норм данной главы кодекса позволяет осуществлять правовое регулирование в области охраны здоровья граждан , их прав в области охраны здоровья и установление гарантии их соблюдения.

 

 

 

 

 

 

1.1 Система  действующего российского законодательства  о здравоохранении в Р.Ф.

 

Система действующего в  настоящее время российского зако­нодательства о здравоохранении включает в себя нормативные правовые документы, различающиеся между собой по юридической силе в зависимости от органов, их принявших, и по сфере их применения. Возглавляет эту систему Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Ее вторая глава Права и свободы человека и гражданина (ст. 17 - 64) формулирует ряд принципиальных положений для жизни любого человека в нашем обществе:

-  о равенстве всех  граждан перед законом и судом (ст. 19);

-  о праве на жизнь  (ст. 20);

- об охране достоинства личности государством, о невозможности подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21);

-  о запрещении распространения информации о частной жизни человека (ст. 24);

-  о защите государством  материнства, детства и семьи  (ст. 38);

-  о гарантиях социального  обеспечения по возрасту, в случае  болезни и инвалидности (ст. 39);

-  о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

-  о праве на благоприятную  окружающую среду (ст. 42);

-  о государственной  и судебной защите прав и  свобод (ст. 45-46);

-  о государственной  защите прав потерпевших от  преступлений и злоупотреблений  властью, компенсации причиненного ущерба (ст. 52).

В исключительном ведении  государства находятся регулирование  и защита прав и свобод человека и гражданина, установление основ  федеральной политики в области  экологического и социального развития. В совместном ведении государства и субъектов Российской Федерации находятся регулирование вопросов охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства и детства, осуществление мер по борьбе с эпидемиями. Практическая реализация этих положений возложена на исполнительные органы государственной власти Российской Федерации.

Основы отношений между  конкретным человеком и государством в области здравоохранения определяет ст. 41 Конституции Российской Федерации. Данная статья возлагает на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязанность по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи. В то же время она предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создавших угрозу жизни и здоровью людей.

Взаимоотношения между  пациентом и врачом в нашей  стране определяются, во-первых, конституционным  правом каждого че­ловека на получение  бесплатной медицинской помощи, во-вторых, конституционной обязанностью государства через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывать эту помощь.

Основные направления  деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации прав граждан в области  охраны здоровья регулируются в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.93 №5487-1) (ред.от 07.12.2011).

  Этот до­кумент является главным нормативным правовым актом для каждого медицинского работника, независимо от того, работает ли он в государственном, муниципальном или частном медицинском учреждении.

К правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся также  указы Президента Российской Федерации  и подзаконные нормативные акты, такие как постановления Правительства  Российской Федерации, приказы, распоряжения, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Ряд вопросов, связанных  с медицинской деятельностью, регу­лируется  в рамках традиционных отраслей права - трудового, гражданского, административного, уголовного и др.

Законодательство Российской Федерации о здравоохранении  постоянно развивается, отражая  объективные процессы, которые происходят в нашем обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Права человека и гражданина в области здравоохранения

 

 

Право на здоровье впервые на конституционном уровне было провозглашено в Конституции СССР 1977 года (Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья).

В соответствии с Конституцией Р.Ф. каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных  учреждениях  здравоохранения   оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В   Российской   Федерации   финансируются   федеральные программы  охраны   и  укрепления  здоровья   населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Права граждан на медико-социальную помощь и информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19, ст. 20 «Основ законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан»):

- право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения (ст. 20);

Информация о работе Административно-правовые основы и система органов управления в области здравоохранения