Административно-правовые основы и система органов управления в области здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы обуславливается необходимостью изучения и анализа организационно правовых проблем государственного управления современным здравоохранением, основными из которых являются: во первых, нестабильность, нечеткость, неоднозначность толкования и применения правовых норм, регулирующих отношения в области государственного управления здравоохранением в РФ; во вторых, отсутствие четкого научного подхода к исследованию проблем правового обеспечения медицинской деятельности и ее законодательной регламентации; в третьих, необходимость обстоятельного анализа административно правового статуса органов, осуществляющих государственное управление здравоохранением и учреждений здравоохранения.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Административно-правовые основы здравоохранение в РФ
1.1 Система действующего российского законодательства о здравоохранении в Р.Ф.
1.2. Права человека и гражданина в области здравоохранения.
Глава 2 Система органов здравоохранения в РФ
2.1. Место и роль министерства здравоохранения и социального
развития РФ, других федеральных органов исполнительной
власти в регулировании отношений в сфере здравоохранения
2.2. Особенности управления негосударственным сектором
в области здравоохранения
Глава 3 Проблемы практики применения Административно-правовых норм в области здравоохранения.
Заключение.
Список источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая Админ.П..doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

К муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юри­дическими лицами.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность в пределах своей компетенции.Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Оказание медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Р.Ф.

К частной системе  здравоохранения относятся лечебно-профи­лактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической дея­тельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

Система здравоохранения  Российской Федерации призвана обеспечить охрану здоровья каждого человека в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательными актами Российской Федерации, конституциями и законодательными актами субъектов Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

 

 

 

 

2.1. Место и  роль министерства здравоохранения  и социального

развития РФ, других федеральных органов исполнительной

власти в  регулировании отношений в сфере  здравоохранения

 

В соответствии со ст. 72 Конституции  РФ здравоохранение является предметом  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому  отраслью здравоохранения управляют федеральные и субъектов Федерации государственные органы исполнительной власти, а также и муниципальные органы местного самоуправления в порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения по подчиненности.

Президент РФ определяет стратегию разработки и руководит  реализацией федеральной государственной  политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных  посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства и других федеральных органов исполнительной власти в этой области. Так, например, в целях укрепления вертикали президентской власти и усиления государственного регулирования в отрасли приказом Министра здравоохранения РФ от 30 июня 2000 г. N 239 "О представителях Министерства здравоохранения в федеральных округах" была учреждена специальная должность представителя этого министерства в федеральном округе.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения, принимает необходимые меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; определяет порядок и условия предоставления населению платных медицинских услуг; организует, направляет, координирует и контролирует деятельность всех центральных федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к здравоохранению, и определяет их правовой статус; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные и региональные программы развития здравоохранения.

Министерство здравоохранения  и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также  в случаях, установленных законодательством, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, министерство уполномочено осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации.

В систему Министерства здравоохранения и социального  развития РФ входят: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в  сфере здравоохранения и социального  развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму.

Основными направлениями  государственного регулирования здравоохранения  и вмешательства в медицинскую деятельность являются: установление порядка «входа» хозяйствующих субъектов на рынок медицинских услуг, функционирования на данном рынке и «выхода» с него; правовое и административное обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования, стандартизации, аттестации специалистов; регулирование цен на соответствующие товары, работы, услуги; регулирование статистической и иной отчетности; контроль новых технологий, медицинских манипуляций; создание государственных и муниципальных лечебно-профилактических, аптечных, образовательных, научных и иных учреждений и организаций; бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных направлений и программ; разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением; разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов; другие.

Непосредственное руководство  здравоохранением страны как отраслью осуществляет Министерство здравоохранения  РФ, являющееся федеральным административным ведомством. Оно проводит государственную политику и осуществляет управление, регулирование и контроль в области охраны здоровья, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Минздрав РФ обладает следующими особенностями: имеет полномочия по управлению отраслевой системой медицинских учреждений; ряд его полномочий распространяется и на другие ведомства.

В то же время, в связи  с принятием Конституции РФ и  федерального закона о принципах  местного самоуправления Минздрав утратил ряд рычагов управления. Данные субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям широкие полномочия позволяют говорить о существенном повышении их роли и значимости в решении проблем охраны здоровья граждан и обеспечения их качественной медицинской помощью. За каждым из них должны быть четко закреплены актами различных уровней сфера действия, предмет ведения, полномочия, мера ответственности.

Сфера деятельности Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (с изменениями), и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства».

Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся  в его ведении: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федеральной службы по труду и занятости; Федерального медико-биологического агентства.

Министерство также осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Цели и задачи деятельности Министерства заключаются в следующем : - повышение уровня и качества жизни  населения, включая: повышение материального уровня жизни населения; улучшение здоровья и формирование здорового образа жизни; обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты); обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития, в части обеспечения эффективной занятости населения и удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах.

Кроме того, Министерство здравоохранения и социального  развития Российской Федерации участвует  в достижении следующих стратегических целей страны: повышение эффективности государственного управления (повышение результативности деятельности органов исполнительной власти и повышение использования эффективности бюджетных средств; комплексное внедрение информационных технологий в сферу государственного управления, позволяющее преодолевать ведомственную информационную разобщенность и обеспечивать согласованное и последовательное выполнение ведомствами соответствующих проектов); удовлетворение потребностей граждан в образовании (в части медицинского образования); развитие научного, технического и технологического потенциала и развитие национальной инновационной системы (в части медицинской науки); развитие потенциала международных связей; обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития, в части содействия развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг.

С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на определенный период , а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, главными направлениями работы в сфере ведения Министерства в предстоящий период будут: решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности; содействие росту заработной платы работников; повышение материального уровня жизни пенсионеров; повышение доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь на основе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; формирование здорового образа жизни; повышение эффективности функционирования системы социального обслуживания населения; улучшение положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов; содействие развитию некоммерческих организаций и благотворительности, направленных на поддержку населения, нуждающегося в социальной помощи; осуществление мер по содействию занятости населения; реализация мер по совершенствованию профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу; создание условий для повышения территориальной мобильности населения.

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с положительными тенденциями в экономике и  социальной сфере, связанными с восстановлением внутреннего спроса в посткризисный период, мерами социальной направленности, прежде всего с увеличением занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения достойных условий для жизни людей и развития социального государства.

 

2.2. Особенности  управления негосударственным сектором

в области здравоохранения

 

К частной системе  здравоохранения относятся лечебно-профи­лактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической дея­тельностью.

В частную систему  здравоохранения входят медицинские  и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

К частному сектору здравоохранения относится осуществление медицинской помощи производителями медицинских услуг, не находящимися в государственной или муниципальной собственности. Прежде всего, следует говорить о так называемых частнопрактикующих врачах, осуществляющих медицинскую деятельность без образования юридического лица, а также различных организациях (от стационаров до отдельных диагностических кабинетов), осуществляющих медицинскую деятельность, и имеющих различные формы собственности: акционерные общества, кооперативы и т.п.

Если при определении  частного сектора здравоохранения  руководствоваться формой собственности  медицинских организаций, то по этому  чисто формальному признаку к  частному сектору могут быть отнесены некоторые так называемые ведомственные медицинские организации, принадлежащие предприятиям, не являющимся государственными или муниципальными.

Как правило, финансирование таких частных медицинских организаций  осуществляется за счет негосударственных источников. Хотя нет никаких законодательных или иных правовых ограничений в привлечении негосударственных производителей медицинских услуг к осуществлению государственных (муниципальных) программ, финансируемых как из бюджета, так и из средств обязательного медицинского страхования.

С другой стороны, государственные  и муниципальные медицинские  учреждения в значительной степени  финансируются за счет частных средств  граждан или предприятий, осуществляя  оказание платных медицинских услуг и работая по договорам добровольного медицинского страхования. Кроме того, не является секретом широкое развитие практики «теневых» платежей пациентов непосредственно врачам и среднему медицинскому персоналу в государственных и муниципальных ЛПУ.

Информация о работе Административно-правовые основы и система органов управления в области здравоохранения