Административно-правовые основы и система органов управления в области здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы обуславливается необходимостью изучения и анализа организационно правовых проблем государственного управления современным здравоохранением, основными из которых являются: во первых, нестабильность, нечеткость, неоднозначность толкования и применения правовых норм, регулирующих отношения в области государственного управления здравоохранением в РФ; во вторых, отсутствие четкого научного подхода к исследованию проблем правового обеспечения медицинской деятельности и ее законодательной регламентации; в третьих, необходимость обстоятельного анализа административно правового статуса органов, осуществляющих государственное управление здравоохранением и учреждений здравоохранения.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Административно-правовые основы здравоохранение в РФ
1.1 Система действующего российского законодательства о здравоохранении в Р.Ф.
1.2. Права человека и гражданина в области здравоохранения.
Глава 2 Система органов здравоохранения в РФ
2.1. Место и роль министерства здравоохранения и социального
развития РФ, других федеральных органов исполнительной
власти в регулировании отношений в сфере здравоохранения
2.2. Особенности управления негосударственным сектором
в области здравоохранения
Глава 3 Проблемы практики применения Административно-правовых норм в области здравоохранения.
Заключение.
Список источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая Админ.П..doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

- право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19);

- право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст. 20).

Права граждан в системе  медицинского страхования («Закон о медицинском страховании граждан в Российской Федерации», ст. б):

- на обязательное и добровольное медицинское страхование;

- на выбор медицинской страховой организации;

- на выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

- на получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;

- на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

- на предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.

Права пациента (ст. 30-32 «Основ законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан»):

- на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

- на выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

- на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

- на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

- на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

- на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

- на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

- на отказ от медицинского вмешательства;

- также на выбор лиц, которым в интересах пациента может на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

- на получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

- на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

- на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

- на непосредственное знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние   его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;

- на обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случаях нарушения его прав.

В современном праве, право на здоровье (как и право  на жизнь) – высшее неотчуждаемое  благо каждого человека. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще  и социальный характер и принадлежит  человеку. Иными словами, «право на здоровье» - составляющая часть экономических, социальных или же культурных прав человека. В числе таких прав находятся также право на питание, образование, достойные жилищные условия.

Обратимся к понятию  «права на охрану здоровья». Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что принято различать право в объективном и субъективном смысле. Право в объективном смысле есть система юридических норм, выраженных в нормативных актах (законах) и не зависящих от каждого отдельного индивида. Право в субъективном смысле - это система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, принадлежащие им от рождения или вытекающие из нормативных актов и зависящие от воли и сознания, особенно в процессе их использования.

Конституционное право  на охрану здоровья - есть представленная Конституцией РФ возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этого права. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.

Рассмотрим содержание права на охрану здоровья, оно, как  объемная категория, включает ряд правомочий человека и соответственно обязанностей государственных (полномочных) органов.

Право на охрану здоровья граждан Российской Федерации обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право  на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая и оплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными  работниками и иными специалистами  в учреждениях систем здравоохранения  и социальной защиты населения.

Граждане имеют право  на бесплатную медицинскую помощь в  государственной и муниципальной  системах здравоохранения. Гарантированный  объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Граждане имеют право  на регулярное получение достоверной  и своевременной информации о  факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими  работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в объеме и порядке, установленным законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Обратимся к программам (концепциям) направленным на охрану прав человека на здоровья.

В период реформирования и становления системы здравоохранения, принимаются концепции развития здравоохранения в РФ (Концепция  охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года; Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации от 21 марта 2003 г.; Отраслевая программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Система  органов здравовохранения в РФ

 

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, ме­дицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического  ха­рактера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Здравоохранение включает в себя медицинские и оздоровительно-реабилитационные организации различных типов и профилей (стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения, специализированные санатории и профилактории, реабилитационные центры и др.), различные формы медицинской помощи (экстренная, лечебно-диагностическая, помощь на дому и др.) и различные уровни ее организации (низший, средний, высший).

Актуальность проблем  охраны здоровья граждан и их многогранность приводят к необходимости интеграции результатов, полученных в других отраслях знаний. Так, результаты комплексного исследования, проведенного по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), показали, что в области изучения здоровья «стыкуется» более ста различных научных дисциплин. рассматриваемого явления. Связано это с целесообразностью создания четкого механизма охраны здоровья людей, защиты их прав и законных интересов в современных условиях посредством комплексного правового регулирования данных отношений.

Законодательство может  оказаться эффективным регулятором  правоотношений, складывающихся в здравоохранении.

По мнению экспертов ВОЗ, законодательство способно: устанавливать официальную политику государства; определять функции здравоохранения; регулировать географическое распределение ресурсов здравоохранения; управлять условиями работы и обеспечивать необходимую структуру; предъявлять определенные требования к субъектам рассматриваемых общественных отношений; ассигновать средства на подготовку и развитие персонала; решать другие задачи.

Основными принципами организации  деятельности системы здравоохранения  Российской Федерации являются:

1)  соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государствен­ных гарантий;

2)    приоритет  профилактических мер в области  охраны здоровья граждан;

3)    доступность  медико-социальной помощи;

4)    социальная  защищенность граждан в случае  утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреж­дения, образовательные учреждения, фармацевтические пред­приятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-про-филактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и меди­цинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

Так же правовой основой  организации системы здравоохранения  в России является раздел III Основ  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан. В данном разделе предусмотрены три звена  этой системы: государственная (ст. 12), муниципальная (ст. 13) и частная системы здравоохранения (ст. 14).

В государственную систему  здравоохранения входят: медицинские  организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия  и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Административно-правовые основы и система органов управления в области здравоохранения