Источники Уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 20:42, лекция

Описание работы

1. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.
2. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства.
3. Понятие и содержание нормы уголовно-исполнительного права.
4. Применение норм уголовно-исполнительного права.

Файлы: 1 файл

УИП лекц.Т.7 Источн. УИП и законода..doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Пермский институт ФСИН России

Кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уголовно-исполнительное право

 

Лекция:

 

Тема №7  Источники Уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительное законодательство

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебные вопросы:

  1. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.
  2. Понятие и содержание  уголовно-исполнительного  законодательства.
  3. Понятие и содержание нормы уголовно-исполнительного права.
  4. Применение норм уголовно-исполнительного права.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. Ст. 12, 15, 71.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М.: Эксмо, 2014 г. Ст. 1,2-4.
  3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1  (в ред. от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ).
  4. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы"
  5. Федеральным законом от 7.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки в уголовное законодательство РФ
  6. Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части: Постановление Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 669 // Собрание законодательства РФ. 1997.  № 23. Ст. 2697.
  7. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 25. Ст. 2947.
  8. Правила отбывания уголовных  наказаний  осужденными  военнослужащими: Приказ Минобороны России от 27 июля 1997 г. № 302. 
  9. Нормы питания и материально – бытовое обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказания, на мирное время.: Приказ МЮ РФ от 2 августа 2005 № 125
  10. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 10.05 2005 г. № 205
  11. Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утверждена Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142;
  12. - Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утверждена Приказом Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258
  13. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник /Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. Гл. 7. 8
  14. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юрид. вузов /Под ред. В.И. Селиверстова. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2010. С. 44-65.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С этой лекции мы начинаем изучать конкретные нормативно- правовые акты, регулирующие уголовно – исполнительные правоотношения. Вы, должны знать содержание правовых актов, уметь им пользоваться это непременное условие получения образования, это азбука, которую вы должны усвоить. Без чёткого знания законодательства невозможно организовать работу в уголовно-исполнительной системе, поскольку её деятельность строго регламентирована нормами права.

 

Первый учебный вопрос: Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права

 

Источниками права являются официальные документы (нормативно-правовые акты) компетентных государственных органов, в которых закрепляются юридические нормы.

Под источниками права в общей теории понимается формы права, выраженные внешне в нормативно - правовых актах регламентирующих общественные отношения.

Нормативно-правовые акты как источники уголовно-исполнительного права, необходимо отличать от иных актов, которые не относятся к источникам права, таковыми являются:

    • акты применения норм права (индивидуальные акты) - это акты амнистии и помилования
    • и акты толкования норм права – это комментарии.

Несходство нормативно-правовых актов и актов применения норм права выражается в следующем:

1) нормативно-правовые акты рассчитаны  на постоянное или достаточно  длительное действие и многократное  применение, тогда как необходимость  в актах применения норм права  отпадает тотчас после их однократной  реализации;

2) нормативно-правовые акты адресованы  неопределенному кругу субъектов, а индивидуальные акты предназначены  для конкретных лиц или круга  лиц и издаются по конкретному  поводу.

Источники уголовно-исполнительного права можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от органа принявшего нормативно правовые акты подразделяются

    • на общефедеральные,
    • акты субъектов Российской Федерации
    • и акты органов местного самоуправления.

Предмет уголовно-исполнительного права четко определен в ч. 2 ст. 2 УИК РФ. Из ее анализа следует, что в систему уголовно-исполнительного права входят только те нормативно-правовые акты, которые изданы исключительно с целью правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на:

    • законы
    • и подзаконные акты.

По сфере действия нормативно–правовые акты  могут быть

    • федеральными,
    • отраслевыми
    • и местными (локальными).

Среди нормативно-правовых актов ведущая роль во всех отраслях права и законодательства отводится законам.

Законы подразделяются на конституционные и текущие, федеральные и принятые субъектами Российской Федерации.

Важнейшим источником отечественного права, в том числе и уголовно-исполнительного, является Конституция Российской Федерации.

Одним важнейшим источником уголовно-исполнительного права является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996г. и вступивший в действие с 1 июля 1997 г., который является текущим (обыкновенным) законом. В нем, регулируется исполнение всех видов уголовных наказаний. УИК РФ определил цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его структуру, содержание и принципы. В кодексе закреплены также система и виды учреждений, исполняющих наказание. Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также иные вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания.

Поэтому к источникам уголовно –исполнительного права также относятся все законы, которые внесли изменения и дополнения в УИК РФ.

К ним можно отнести:  Федеральный закон от 27декабря 2009 г.. № 377-ФЗ «О введения в действия наказании в виде ограничения свободы», Федеральный закон от 7 декабря 2011 г.  № 420-ФЗ ««О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части домашнего ареста, отсрочки отбывания наказания осужденным, признанными больными наркоманией применяется с 1 января 2011г. и в части принудительных работ применяются с  января 2013 г.» и др.

К источникам уголовно-исполнительного права можно отнести Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Так как  регламентирует порядок и условия содержания под стражей.  правовой статус лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, изучаются практически только в рамках науки и учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право».

Наиболее близок по значению к источникам уголовно-исполнительного права Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».. Однако и он не является источником уголовно-исполнительного права, поскольку регулируемые им отношения относятся не к уголовно-исполнительным, а, скорее всего, к административно-правовым. Содержащиеся в Законе нормы не регулируют порядок и условия исполнения и отбывания наказания, а закрепляют организационно-правовые основы создания и функционирования как уголовно-исполнительной системы в целом, так и ее отдельных структурных подразделений, устанавливают правовой статус ее сотрудника и т. д.

Источниками уголовно-исполнительного права могут также являться решения Конституционного Суда РФ.

Значительную долю в системе уголовно-исполнительного законодательства составляют подзаконные нормативно-правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты, принимаемые министерствами юстиции и обороны, в том числе совместно с другими ведомствами1.

Правительством РФ принято ряд постановлений и распоряжений, относящихся к источникам уголовно-исполнительного права, в частности:

– от 30 октября 1998 г. № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», в соответствии с которым действие нормативных правовых актов Правительства РФ, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы МВД РФ, распространяется на их деятельность в составе Минюста России;

– от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственном изоляторе ФСИН на мирное время»;

Подавляющее большинство нормативно-правовых актов, регулирующих условия и порядок исполнения уголовных наказаний, приняты министерствами и ведомствами в развитие федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Речь идет о нормативных правовых актах, принятых Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ и Министерством обороны РФ, а также актах, принятых несколькими ведомствами совместно.

Не все ведомственные акты содержат нормы права, поэтому не каждый из них можно отнести к его источникам. Таковыми являются приказы, посредством которых регулируются различные направления деятельности министерства, а также утверждаются разработанные положения и инструкции, как правило, детализирующие нормативный акт более высокого порядка. Издание некоторых из них прямо предусмотрено в законодательных актах. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 82 УИК РФ Минюстом России по согласованию с Генеральной прокуратурой приняты Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений ( утверждены приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205,); на основании ст. 152 УИК РФ Министерством обороны РФ приняты Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (утверждены приказом от 27 июля 1997 г. № 302) и т. д.

К числу основных ведомственных нормативных актов, являющихся источниками уголовно-исполнительного права, принадлежат:

– Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, конкретизирующие регламентацию основных вопросов деятельности учреждений, обеспечивающих порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. В Правилах установлены особенности условий содержания различных категорий осужденных, а также перечень запрещенных к использованию осужденными предметов и вещей (Приказ МЮ РФ №205 от 03.11.2005);

–  Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (объявлена приказом Минюста России от 13 июля 2006 г. № 252 – ДСП), регулирующая порядок осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России. Инструкция раскрывает понятие и содержание надзора, особенности его организации в учреждениях разного вида, закрепляет перечень должностных лиц, осуществляющих надзор, их функциональные обязанности и алгоритм действий при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах, содержит образцы соответствующих документов;

–Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утверждена Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142;

- Инструкции по организации  исполнения наказания в виде  ограничения свободы, утверждена Приказом Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258. и т.д..

 

Важное место среди источников уголовно-исполнительного права занимают международно-правовые акты.

Все международно-правовые акты и стандарты обращения с заключенными можно разделить на две большие группы:

акты, содержащие нормы-принципы,

 и акты, содержащие нормы-рекомендации.

И если выполнение последних желательно, но обусловлено юридическими, экономическими, социальными, географическими и иными возможностями государства, то нормы-принципы в случае их ратификации подлежат безусловному выполнению.

 

 

Второй учебный вопрос: Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства

 

Под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера.

Исходя из этого определения  можно говорить, что действующее уголовно-исполнительное законодательство состоит:

 а) из Уголовно-исполнительного  кодекса Российской Федерации;

Информация о работе Источники Уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительное законодательство