Источники Уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 20:42, лекция

Описание работы

1. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.
2. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства.
3. Понятие и содержание нормы уголовно-исполнительного права.
4. Применение норм уголовно-исполнительного права.

Файлы: 1 файл

УИП лекц.Т.7 Источн. УИП и законода..doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

В системе уголовно-исполнительного законодательства можно выделить организационно-технические нормы, которые близки к процессуальным, но отличаются от последних, поскольку не предусматривают дополнительных прав и обязанностей участников правоотношения. Такие нормы сосредоточены в основном в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений – нормативном акте, принимаемом МЮ РФ. В этих Правилах установлен, например, порядок предоставления осужденным свиданий и телефонных переговоров (глава 24 и 25 Правил), порядок приема и получения осужденными посылок, передач, бандеролей (гл. 26 правил).

В уголовно-исполнительном праве имеются  специальные нормы.  Под специальными нормами понимаются те нормы, которые устраняют  несогласованность  составных элементов целостного правового образования, регулируют отношения между нормами разного вида, устанавливают порядок действия этих норм.

 К специальным нормам относятся коллизионные и оперативные нормы.

В качестве коллизионных выступают действующие нормы, которые способны устранить несогласованность составных элементов (норм, нетипичных нормативных предписаний) данного целостного правового образования (отрасли права, нормативного акта), регулируют в необходимых случаях отношения между нормами разного вида (даже между нормами различных отраслей права, воздействующими на один объект), устанавливают порядок действия этих норм. Различают темпоральные, пространственные и компетенционные коллизионные нормы.

Темпоральные коллизионные нормы устанавливают правило выбора нужной нормы из числа разновременно действующих, пространственные – из числа норм, имеющих различную территориальную сферу действия.

Существующая система уголовно-исполнительного законодательства обусловливает необходимость существования пространственных коллизионных норм. Дело в том, что порядок и условия исполнения и отбывания уголовного наказания, назначаемого судом, устанавливаются не только Уголовно-исполнительным кодексом, но и другими федеральными законами.

В роли пространственной коллизионной нормы выступают ч. 1 ст. 6 и ч. 4 ст. 10 УИК РФ, которые определяют, что российское уголовно-исполнительное законодательство применяется на всей территории Российской Федерации, а права и обязанности осужденных определяются только Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. В части 4 ст. 88 Кодекса предусмотрен единственный случай предоставления права субъектам Российской Федерации принимать решения, относящиеся к условиям отбывания наказания в плане повышения размера средств, разрешенных для расходования осужденными, в пределах установленного минимального размера оплаты труда.

Важное место в системе рассматриваемого законодательства занимают компетенционные нормы, которые также устраняют коллизии между нормами одной правовой системы путем четкой регламентации перечня вопросов, подлежащих решению соответствующими ведомствами. Например, минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы вещевого довольствия осужденным утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации.

В уголовно-исполнительном законодательстве применяются оперативные нормы, которыми устанавливается порядок вступления в действие новых нормативных актов. Так, первостепенное значение имели оперативные нормы, содержащиеся в Федеральном законе от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». В нем, в частности, было предусмотрено, что положения Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. Федеральный закон от 10 января 2002 г. внес изменения в сроки введения в действие указанных видов наказаний: обязательных работ – не позднее 2004 г., ограничения свободы – 2005 г., ареста – 2006 г..  Также  оперативные нормы закреплены в федеральном законе от 7декабря 2011 г. №420 ФЗ в части домашнего ареста, отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больными наркоманией, применяется с 1 января 2011года, а  в назначения  наказания в виде принудительных работ применяется 1 января 2013 года.

Разделение норм уголовно-исправительного права на виды имеет не только общетеоретическое значение, оно помогает предметно их анализировать при правоприменительной деятельности. При конструировании новых норм необходимо учитывать их видовую принадлежность для более точного определения характера прав и обязанностей субъектов и участников правоотношений.

В уголовно-исполнительном законодательстве  можно выделить большую группу норм: бланкетных и отсылочных.

В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Отсылочные нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 и т. д.) отсылают к другим нормам УИК, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм. Они имеют внутриотраслевое назначение.

Разновидности правовых институтов уголовно-исполнительного права. Если рассмотренная разновидность норм выражает первичный уровень структуры данной правовой системы, то разновидность ее правовых институтов представляет собой более высокий уровень структуры.

К признакам, выделяющим правовые институты в качестве главных структурных подразделений системы, относятся:

а) самостоятельность цельного правового воздействия на определенный участок отношений, возникающих в сфере исполнения и отбывания уголовного наказания;

б) общность взаимосвязанных между собой норм, связующая сущность которых выражается в нормах-принципах, возглавляющих соответствующий правовой институт;

в) относительная обособленность правовых институтов в системе уголовно-исполнительного законодательства.

Последний признак не является обязательным, хотя большинство правовых институтов уголовно-исполнительного права закрепляются в виде самостоятельных структурных подразделений кодифицированных нормативных актов – в главах или разделах.

Правовые институты, как и нормы уголовно-исполнительного права, охвачены процессом специализации, между ними существует своеобразное «разделение труда», что позволяет их классифицировать в зависимости от особенностей предмета правового регулирования и функциональной дифференциации правового воздействия на общественные отношения. На основании первого критерия в рассматриваемой отрасли права можно выделить целую группу сложных предметно-регулятивных институтов, в составе которых обособляются так называемые субинституты, представляющие собой самостоятельные органические образования, встречающиеся внутри того или иного правового института.

Предметно-регулятивными институтами являются, например, институты исполнения и отбывания следующих видов уголовного наказания: лишения свободы, исправительных работ, штрафа, обязательных работ, ограничения свободы и т. д. Внутри перечисленных институтов имеются органические образования относительно самостоятельного характера (субинституты): порядок исполнения и отбывания наказания (режим); общественно полезный труд осужденных; воспитательная работа с осужденными; общеобразовательное обучение осужденных; условия отбывания наказания в исправительных учреждениях; освобождение от отбывания наказания и др.

Указанные субинституты являются продуктом функциональной дифференциации уголовно-исполнительного права. В юридической литературе их иногда называют функциональными. Они призваны обеспечить полное, относительно законченное регулирование отдельных сторон отношений, находящихся под воздействием норм определенного предметно-регулятивного института. Для институтов, представляющих собой исполнение и отбывание различных видов уголовного наказания, характерно то, что все они формально обособлены в уголовно-исполнительном законодательстве, то есть каждому из них посвящен специальный раздел или глава.

Как правило, каждый институт имеет собственные нормы – принципы и нормативные обобщения, что способствует правильному пониманию основных начал, идей, правовых категорий того или иного института, а следовательно, удобству его применения на практике.

Так, институт исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы «возглавляется» нормами-принципами, сформулированными в ст. 73–81 УИК РФ, к числу которых относятся:

а) соединение наказания в стадии его исполнения с исправительным воздействием;

б) отбывание наказания осужденными в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены;

в) раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях;

г) отбывание осужденными всего срока наказания в одном исправительном учреждении;

д) дифференциация и индивидуализация исправительного воздействия на основе правовой и психолого-педагогической классификации осужденных;

е) оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В рассматриваемый институт в качестве его субинститута входит, например, режим в исправительных учреждениях, имеющий свои нормы-принципы, изложенные в ст. 82 УИК РФ, которые представляют собой не что иное, как концентрированное выражение совокупности основных свойств правовых предписаний, содержащихся в этом субинституте: обязательная изоляция осужденных; постоянный надзор за ними; точное и неуклонное выполнение осужденными своих обязанностей; различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Идеи, содержащиеся в этих нормах-принципах, находят свое конкретизированное выражение и закрепление во всех нормативных предписаниях данного субинститута.

Анализ названных норм-принципов и правовых предписаний показывает, что между ними имеется устойчивая связь, образующая такую структуру, которая обеспечивает самостоятельное регулятивное воздействие на определенный участок отношений.

Второй критерий – функциональный, в основе которого лежит функциональная дифференциация правового воздействия, что позволяет выделить правоохранительный, общий и процессуальный институты в структуре уголовно-исполнительного права.

К правоохранительным институтам прежде всего относятся институты дисциплинарной и материальной ответственности осужденных, а также институты: отмены предоставления осужденным права передвижения без конвоя или без сопровождения; отмены права на проживание вне колонии; установления мер безопасности, применяемых к осужденным к лишению свободы.

Содержание указанных институтов органически связано с запретами и процессуальными нормами. Первые образуют нормативную основу правоохранительных норм, вторые устанавливают порядок их применения. Наличие правоохранительных предписаний способствует выработке общих объединяющих нормативных положений, принципов, без которых невозможно формирование правоохранительных институтов.

В уголовно-исполнительном законодательстве можно выделить группу норм, цель которых – охрана отношений, складывающихся в процессе исполнения наказаний. Наиболее стройную систему имеет комплекс правоохранительных норм, направленный на охрану отношений, которые возникают при исполнении наказания в виде лишения свободы. В нем содержатся основные положения о порядке наложения взысканий и их обжалования, четко определен перечень должностных лиц, обладающих правом применять меры взыскания. Данный институт возглавляют, в частности, следующие нормы-принципы: при применении мер взыскания учитываются обстоятельства совершения нарушения и поведение осужденного до проступка; налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру проступка осужденного; взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях – не позднее 30 дней со дня его наложения, и др.

Особое место среди институтов уголовно-исполнительного права занимает общий институт, который состоит из основного общего института и группы общезакрепительных институтов.

Общезакрепительные институты обеспечивают самостоятельное регулирование отдельных сторон общественных отношений, имеющих значение для исполнения всех видов уголовного наказания. Они как бы осуществляют «сквозное» регулирование отдельных процессов во время отбывания наказания. К их числу относится большинство институтов, содержащихся в первом разделе УИК РФ «Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации», среди которых можно назвать следующие: основные средства исправления осужденных; правовое положение осужденных; учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью; участие общественности в исправлении осужденных; применение к осужденным мер медицинского характера.

Перечисленные институты играют определенную роль по отношению к предметно-регулятивным институтам. Например, при толковании и применении норм, регулирующих порядок и условия исполнения того или иного вида уголовного наказания, исходное значение имеют общезакрепительные предписания, устанавливающие правовое положение лиц, отбывающих наказание, а также общезакрепительные предписания, характеризующие содержание основных средств исправления осужденных.

Информация о работе Источники Уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительное законодательство