Источники Уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 20:42, лекция

Описание работы

1. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.
2. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства.
3. Понятие и содержание нормы уголовно-исполнительного права.
4. Применение норм уголовно-исполнительного права.

Файлы: 1 файл

УИП лекц.Т.7 Источн. УИП и законода..doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

б) других федеральных законов, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с исполнением уголовных наказаний;

в) нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

В содержание законодательства, кроме общих положений и принципов исполнения наказаний, в качестве предмета правового регулирования входят порядок и условия исполнения и отбывания всех уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, а также порядок: применения средств исправления осужденных; деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и общественных объединений, граждан в исправлении осужденных; освобождения от наказания; оказания помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания.

Впервые в законодательстве выделены в качестве самостоятельных категорий цели и задачи данной отрасли права. Изложение в одной статье Кодекса целей и задач уголовно-исполнительного законодательства вполне логично, поскольку цели законодательства должны конкретизироваться в его задачах.

Рассматриваемое законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными (частная превенция), так и иными лицами (общая превенция). Если сравнить ч. 1 ст. 1 УИК РФ и ч. 2 ст. 43 УК РФ, то можно констатировать, что цели наказания, изложенные в Уголовном кодексе, по своему содержанию совпадают с целями уголовно-исполнительного законодательства. Это не случайное совпадение, а свидетельство взаимосвязи уголовного и уголовно-исполнительного законодательства на уровне социальных задач, определяемых политикой государства в сфере борьбы с преступностью.

Закон трактует исправление осужденных как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Специальное (частное) предупреждение совершения осужденными новых преступлений как в процессе отбывания наказания, так и после его отбытия осуществляется путем организации специально-предупредительной деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, в которую входят:

    • изоляция и охрана осужденных,
    • надзор за ними,
    • воспитательная работа с осужденными,
    • меры их поощрения и взыскания,
    • обеспечение личной безопасности осужденных,
    • раздельное содержание различных категорий осужденных,
    • применение технических средств надзора и контроля для предотвращения правонарушений осужденных,
    • подготовка осужденных к освобождению,
    • контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, и др.

Общее предупреждение преступлений достигается путем угрозы применения наказания за совершение деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность в Особенной части УК РФ, а также реальным исполнением наказания в соответствующих органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Таким образом, общее предупреждение воздействует на неустойчивых граждан опосредованно, через наказание лиц, совершивших преступления.

 Общепредупредительное действие  наказания может проявляться  в трех видах:

    • в эффекте устрашения;
    • моральных и нравственных запретах;
    • стимулировании законопослушного поведения.

Следовательно, общее предупреждение, сочетающее элементы кары, страха и морального убеждения и не выходящее за пределы, диктуемые соображениями справедливости, имеет важное значение в борьбе с преступностью. Необходимо отметить, что рассматриваемое законодательство не ставит своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Достижению указанных целей служит система задач уголовно-исполнительного законодательства:

1) регулирование порядка и условий  исполнения и отбывания наказаний;

2) определение средств исправления осужденных;

3) обеспечение охраны прав, свобод  и законных интересов осужденных;

4) оказание осужденным помощи  в социальной адаптации.

 

Третий учебный вопрос: Понятие и содержание нормы уголовно-исполнительного права.

 

Под нормой уголовно-исполнительного права понимается модель должного поведения субъектов и участников правоотношений (государственных органов, организаций, общественных формирований, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан). В ней устанавливаются правила, в соответствии с предписаниями которых регулируются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Норма представляет собой основной элемент отрасли права, его первый уровень образует комплекс норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении уголовных наказаний, при освобождении от отбывания наказания. Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры. Институты права позволяют более четко определять объекты правового регулирования, что имеет важное значение в правотворческой деятельности.

Особенностью норм уголовно-исполнительного права является то, что некоторые из них реципиированы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим: труд осужденных к лишению свободы (ст.ст. 103-107 УИК РФ); пенсионное их обеспечение при утрате трудоспособности во время отбывания наказания (ст. 98); профессиональное обучение (ст. 108); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст.ст. 99-101).

Не все нормы содержат модель должного поведения. Существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных ее институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания или специальные нормы.

В уголовно-исполнительном праве специальные нормы реализуются в форме норм-задач, норм-принципов и норм- дефиниций. К нормам- задачам относятся, в частности, ст. 1 УИК, определяющая его задачи, ч. 5 ст. 103 УИК, устанавливающая, что производственно-хозяйственная деятельность исправительных учреждений не должна препятствовать их основной задаче – исправлению осужденных. К нормам-принципам можно отнести ч. 1 ст. 14 УИК РФ, в которой говорится, что осужденным гарантируется свобода совести и вероисповедания. В нормах-дефинициях, например, в ч. 2 ст. 9 УИК, раскрывается содержание основных средств исправления осужденных.

В общей теории права в структуре норм выделяются

    • гипотеза,
    • диспозиция
    • и санкция.

Такое структурное разделение норм применимо и в уголовно-исполнительном праве. 

Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В данном случае имеется в виду основание отбывания уголовного наказания – приговор суда, вступивший в законную силу. В ряде норм гипотеза содержится в самом нормативном акте, например, в ст. 97 УИК сформулированы условия краткосрочного выезда осужденных за пределы мест лишения свободы, а в ст. 96 УИК – условия предоставления осужденным права передвижения без конвоя и т.д.

В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы – правила поведения субъектов и участников правоотношений, определены их права и обязанности. Нормы права статьи закона не обязательно совпадают. В статьях нередко содержится несколько норм. Так, в ст. 97 УИК регулируются шесть видов краткосрочных выездов за пределы мест лишения свободы.

В качестве санкции рассматривается предусмотренное нормой права последствие нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что могут находиться в одной статье, но применяются за нарушение правил поведения, установленных в различных статьях УИК. Кроме того, санкции, установленные в УИК, применяются только к одному субъекту – осужденным, иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями административного и трудового права. Дисциплинарным Уставом внутренней службы предусматриваются меры дисциплинарной ответственности начальствующего состава исправительных учреждений.

Нормы уголовно-исполнительного права можно классифицировать на отдельные виды в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения. В общей теории права по указанному основанию нормы права принято подразделять на

    • регулятивные,
    • поощрительные
    • и охранительные.

Нормы уголовно-исполнительного права также можно группировать в соответствии с этой классификацией.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, они в свою очередь делятся на

    • обязывающие,
    • уполномочивающие
    • и запрещающие.

Обязывающие нормы устанавливают требование к субъектам совершать определенные действия и не представляют ему альтернативу. В качестве примера обязывающей нормы можно привести ст. 82 УИК РФ, устанавливающую требования режима в местных лишения свободы, в частности: обязательную изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними и т.д. Или, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться, а администрация исправительных учреждений – обеспечивать привлечение осужденных к общественно полезному труду (ст. 103 УИК РФ). Действие обязывающей нормы призвано обеспечить интересы другого субъекта правоотношения, в данном случае исправительного учреждения, исполняющего наказания. Однако осужденный, например, получая заработную плату за свой труд, пользуясь дополнительной суммой денег за перевыполнение норм выработки, получая иные как материальные, так и моральные поощрения, может удовлетворять и свои интересы, но в пределах данного правоотношения.

Применение обязывающей нормы, выполнение субъектом определенных действий обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов.

Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом. Примером такой нормы является положение, установленное в ч. 5 ст. 12 УИК РФ, согласно которому “осужденные ведут переписку, а также обращается с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо, по желанию осужденного, на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания”. 
        Запрещающие нормы, напротив, устанавливают требования к субъектов воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные.

Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей, так и в конкретной форме. Примером общей формы запрета может служить норма ч. 4 ст. 103 УИК РФ, определяющая перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных к лишению свободы – это устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. В частности, ст. 12 УИК РФ устанавливает следующий общий запрет: осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сам факт существования такого запрета предопределяет целенаправленный гуманный характер правового регулирования исполнения различных видов уголовного наказания.

Конкретизированный запрет направлен на определенные виды действий и выражаются при помощи слов «запрещается», «запрещено», «не допускается», «не могут» «не должен». Например, не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осужденных при особо опасном рецидиве преступлений (ч. 2 ст. 96); в тюрьме на строгом режиме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы (ч. 4 ст. 130 УИК РФ); вес передачи не должен превышать установленный вес одной посылки  (п. 1 ст. 90 УИК РФ ).

Поощрительные нормы в уголовно-исправительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправления осужденных. Они сконцентрированы в основном в ст. 113 УИК РФ, устанавливающей меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы. Однако перечень поощрительных норм, содержащихся в УИК, этим исчерпывается. Поощрительная норма содержится, в частности, в ч. 2 ст. 109 УИК РФ, согласно которой участие осужденных в воспитательных мероприятиях поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Они сформулированы также в ст.ст. 111, 120, 112, 124 УИК РФ и др.

Особенность поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве состоит в том, что они предоставляют право на поощрение только одному субъекту – администрации учреждения или органа, исполняющего наказание. Другой субъект – осужденный – не может требовать соответствующего поощрения в виде предоставления дополнительных прав. Это вытекает из самой формулы закона, в которой употребляется термин “могут” (см.: ст.ст. 89, 92, 96, 97, 113 УИК РФ), соответственно принятие положительного решения о поощрении зависит от усмотрения администрации исправительного учреждения. В данном случае она руководствуется сведениями, характеризующими поведение осужденных.

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, обеспечивает реализацию иных норм уголовно-исполнительного права. К числу таких норм относятся положения, устанавливающие меры дисциплинарной и материальной ответственности осужденных. Значительное количество охранительных норм содержится в Законе Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”. Статья 12 закона посвящена обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а глава пятая содержит положения о применении физической силы, спец. средств и оружия при исполнении наказания в виде лишения свободы.

Нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные и процессуальные (процедурные). Нормы материального права устанавливают содержание правила поведения, процедурная норма регулирует условия и порядок его реализации. Наиболее четко такое соотношение и взаимосвязь материальных и процессуальных норм выражены в ст.ст. 113-117 УИК. В ст.ст. 113 и 115 УИК сформулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным), а в ст.ст. 114 и 117 УИК определена процедура их применения.

Информация о работе Источники Уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительное законодательство