Злоупотребление должностными полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы является в том, что количество должностных преступлений с каждым днем растет. Это происходит от того, что должностные лица так или иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. А это влечет за собой довольно плачевные последствия, - как подрыв общественного порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.

Файлы: 1 файл

Ответственность за должностные преступления.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Действия ст. гл. 13 УК РК согласно примечанию к ст. 307 УК РК распространяются только на государственные учреждения. Государственное учреждение относится к некоммерческим организациям, порядок создания и деятельности которых регламентирован ст. 105 ч 2 ГК РК. Производственное объединение «Мерген» – это государственное предприятие, а не учреждение и действует как коммерческая организация в форме государственного  предприятия. Поэтому действия Ерджановой и Муслимовой не могут быть квалифицированы по ст. гл. 13 УК РК.

При таких обстоятельствах  суд первой инстанции дал правильную квалификацию действиям Ерджановой и Муслимовой по ст. 231 УК РК, предусматривающей ответственность лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации, независимо от формы собственности. Следовательно, постановление президиума Алматинского областного Суда не может быть признано законным и подлежит отмене.

Установление прав и  обязанностей представителей власти –  должностных лиц в нормативном  правовом акте обеспечивает их четкость и полноту, но даже при четкой регламентации прав и обязанностей допускаются различные толкования предоставленных лицу полномочий. Эти ситуации возможны, например, когда, назначая на должность или давая специальное полномочие на осуществление функций власти, лицу не разъясняют его права и обязанности. Если  в подобных случаях представитель власти, например, превысил свои полномочия, привлекать его к ответственности надо весьма осторожно.

Для решения вопроса  об ответственности важно знать, с какого момента лицо считается  должностным. Лицо приобретает комплекс должностных прав и обязанностей со дня, указанного в приказе о зачислении на работу или в акте выборов, даже в тех случаях, когда необходимо последующее утверждение назначения. Если же вышестоящий орган государства  выразил несогласие с

назначением, то лицо всё-таки признается должностным,  но лишь на период с момента издания приказа о зачислении на работу до момента выражения несогласия.

Лицо, выполняющее должностные  обязанности во время болезни, отпуска, командировки должностного лица, признается

таковым, лишь в силу акта назначения. К нему приравнивается акт перемещения  с одной должности на другую, в соответствии с которым лицо, ранее не являвшееся должностным, может приобрести комплекс прав и обязанностей должностного лица.

Лица, принятые на работу, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций с испытательным сроком, признаются субъектами должностных преступлений, если преступление совершенно в этот период. Также решается вопрос о признании должностными лиц, проходящих обязательную стажировку.

Должностным лицо считается  до момента прекращения трудовых отношений. Они прекращаются вследствие наступления определенных юридических  фактов: а) истечения срока должностных  полномочий; б) досрочного отзыва с  выборной должности; в) увольнения (в случае увольнения вопреки желанию и даже при наличии согласия профсоюзного комитета лицо считается должностным до издания приказа об увольнении); г) наступления смерти.

На практике вызывает затруднение  вопрос о признании  возможными субъектами должностных преступлений лиц, которые хотя и не назначены на соответствующие должности, но фактически выполняют функции должностного лица. В соответствии с примечанием  к ст. 307 УК РК они могут признаваться должностными, если выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию.

При определенных условиях это могут быть лица, которые получают специальные полномочия на выполнение должностных обязанностей в связи с основной занимаемой ими должностью, которая сама по себе не позволяет признать лицо должностным (рабочие, инженерно-технический персонал). Кроме того к ним следует отнести лиц, получающих специальные полномочия на выполнение должностных обязанностей не в связи с основной занимаемой должностью (общественные контролеры, инспекторы, ревизоры, народные дружинники,  присяжные заседатели). Ими могут быть и пенсионеры.

Специальные полномочия предоставляют управомоченные на это  органы или должностные лица (обычно руководители), трудовые коллективы (общее собрание). Специальное полномочие оформляется приказом, трудовым соглашением, доверенностью, решением трудового коллектива и т. п. Действие специального полномочия заканчивается, если: а) истек его срок; б) задание, для выполнения которого оно предоставлялось, выполнено; в) его отменило лицо или организация, давшее такое полномочие.

Самостоятельным признаком  должностного лица является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудиться лицо. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные учреждения. К ним относятся также Вооруженные Силы РК, другие войска и воинские формирования РК.

В соответствии с примечанием 3 к ст. 307 УК РК не могут быть отнесены к должностным лица, занимающие должности не в перечисленных структурах, а в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях. Их ответственность наступает по ст. 228-232 УК РК.

Недостаточное внимание к уяснению названного признака должностного лица приводит к затруднениям в квалификации.

Атырауским городским  судом 27 .07.99г. Шильков  осужден по п. «г» ч. 4, ст. 311 УК РК.Он признан  виновным в том, что, являясь врачом –терапевтом городской поликлиники и по совместительству – заместителем заведующего горздравотдела администрации г. Атырау, назначенным на должность председателя медицинской водительской комиссии при поликлинике и злоупотребляя своим служебным положением, из корыстных побуждений в течение 1997-98гг., при приеме граждан, проходящих медицинскую комиссию, получал взятки за выдачу медицинских справок о профессиональной пригодности.

 Судебная коллегия  по уголовным делам ВС РК, рассмотрев  дело по аппеляционным жалобам  осужденного и его адвоката, приговор оставила без изменения, а аппеляционные жалобы, с доводами о том, что Шильков не является должностным лицом и следовательно субъектом преступления, предусмотренного ст. 311 УК РК,  – без удовлетворения.

Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в главе 13 УК РК.

Первая категория субъектов  – должностные лица, которые отвечают признакам, названным в примечании 3 к ст. 307 УК РК. Эти должностные  лица являются субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 307; ч. 1 и 3 ст. 308; ст. 310; ч. 1, 2 и 4 ст. 311; ч. 1 и 2 ст. 316 УК РК.

Вторая категория  субъектов – лица, занимающие государственные  должности РК. Под таковым в  соответствии с примечанием 4 к ст. 307 УК РК понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РК, ,  конституционными  и иными законами   Республики Казахстан для непосредственного исполнения  функций государства     и полномочий государственных органов, а равно  лица,  занимающие  согласно законодательству   Республики   Казахстан   о   государственной    службе политические должности государственных служащих.

Третья категория субъектов – лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления. Глава органа местного самоуправления избирается на территории области РК и наделяется полномочиями для решения вопросов местного значения в соответствии с законодательством РК.

Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. В качестве организаторов, подстрекателей и пособников могут выступать  и иные лица. Их действия следует  квалифицировать по соответствующим статьям гл. 13 УК РК со ссылкой на ст. 28 УК РК при условии, если для совершения преступления они использовали должностное положение и это охватывалось его и их умыслом.1

    1. Понятие и сущность должностных преступлений

 

Должностные преступления как общественное явление существуют во всех странах современного мира, однако в разных странах мира до сих пор не дано единого определения понятию должностных преступлений.

Борьба с должностными преступлениями – проблема, с которой  сталкиваются во всем мире. Западные ученые определяют должностные преступления тремя различными способами. Одни называют их «преступлениями белых воротничков». Такое понятие впервые ввел в 1939г. американский ученый Саселан. Оно предполагает стремление уважаемых обществом и обладающих довольно высоким социальным и экономическим положением людей к получению в процессе исполнения служебных обязанностей выгоды незаконными способами, при котором нарушаются нормы уголовного права. На Западе социальный класс «белых воротничков» выделяется по профессиональному критерию: относящиеся к нему люди занимаются умственным трудом, это в основном правительственные чиновники, судебные чиновники, юристы, преподаватели, врачи, менеджеры предприятий и другие служащие высокого уровня. Как видно, особенностью тем не менее «преступлений белых воротничков» является руководящее положение преступников в политике и экономике и то, что они используют свое служебное положение при совершении преступлений. Другие называют эти преступления «служебными». Это происходит потому, что на Западе уголовное право определяет субъектов этих преступлений как государственных служащих. Впервые понятие служебных преступлений было введено в Великобритании в середине 19 века. В США работников правительственных органов называют «государственными служащими», а во Франции так называют правительственных чиновников. Третьи называют должностные преступления «преступлениями общественного положения». При этом под «общественным положением» имеются в виду должностные полномочия. Другими словами, обладатель «общественного положения» должен заниматься государственной службой. Тем не менее государственная служба подразумевает работу по управлению государством и обществом. Особенностями государственной деятельности являются: ее властный, управленческий и принудительный характер. Преступления, лишенные вышеперечисленных особенностей, не являются «преступлениями общественного положения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды должностных  преступлений: квалификация и ответственность.  Уголовно-правовая квалификация злоупотребления должностными полномочиями

 

2.1. Виды должностных преступлений их квалификация и ответственность. Уголовно-правовая квалификация злоупотребления должностными полномочиями.

 

Родовой объект преступлений, рассматриваемых в главе 13 УК РК, - общественные отношения, содержание которых составляет охраняемая уголовным законом, направленная на защиту личности, общества и государства деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Злоупотребление должностными полномочиями. В соответствии с ч. 1 ст. 307 УК РК злоупотребление должностными полномочиями означает использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.2

С объективной стороны  преступление характеризуется: а) использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; б) наступлением общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) наличием причинной связи между указанными в законе общественно опасными последствиями и использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Использование служебных полномочий внешне проявляется весьма разнообразно и осуществляется, главным образом, путем активных действий. В действующем постановлении Пленума Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью и служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» от 30.03.1999г. сказано, что должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности (п.10).

В пользу именно такого понимания  говорит и новая формулировка в УК РК ст.307. Для выяснения, были ли преступные действия связаны с использованием служебных полномочий, необходимо установить, что должностное лицо действует в пределах своих полномочий. Круг прав и обязанностей должностного лица предусмотрен в соответствующих нормативных актах и трудовых соглашениях. При ответе на этот вопрос немаловажную роль играет субъективный фактор. Лицо должно связывать их совершение со служебными полномочиями и сознавать, что они стали возможными исключительно благодаря последним. Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями наступает, если должностное лицо, во-первых, нарушает установленный порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан; во-вторых, бюрократически относится к ним и, в-третьих, допускает волокиту при их рассмотрении. Все названные действия наказываются по ст. 307 УК РК при умышленном отношении к ним и наличии корыстной или иной личной заинтересованности, а также причинении указанного в законе вреда или тяжких последствий.

Распространенной формой злоупотребления должностными полномочиями является так называемое временное  позаимствование. Оно состоит в  том, что должностное лицо, злоупотребляя  полномочиями, из корыстной или иной личной заинтересованности пользуется денежными средствами, имуществом, имея намерение со временем возвратить их собственнику. На практике  не редки случаи, когда эту форму должностного злоупотребления принимают за хищение. Однако при злоупотреблении должностными полномочиями нет безвозмездного изъятия и обращения чужих денег, имущества в свою пользу или пользу других лиц. В то же время присвоение имущества, которое должно было поступить в фонды государственных организаций, является хищением.

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями