Злоупотребление должностными полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы является в том, что количество должностных преступлений с каждым днем растет. Это происходит от того, что должностные лица так или иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. А это влечет за собой довольно плачевные последствия, - как подрыв общественного порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.

Файлы: 1 файл

Ответственность за должностные преступления.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Одним из возможных вариантов должностного злоупотребления являются нарушения установленного порядка несения службы контролерами исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов. Они могут состоять, например, в том, что контролер не изымает обнаруженные в посылках или передачах запрещенные предметы; не докладывает немедленно начальнику войскового наряда и ДПНК об отсутствии осужденного, побеге, о случаях неповиновения осужденных.

С субъективной стороны  злоупотребление должностными полномочиями характеризуется умышленной формой вины.  Лицо

должно осознавать общественно  опасный характер действий (бездействия),   совершаемых       с    использованием    служебного

 положения и вопреки интересам службы, предвидеть возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения соответствующих прав и интересов и желать или сознательно допускать их наступление либо относиться к ним безразлично. Обязательным является установление корыстной или иной личной заинтересованности.

Особо квалифицированный  вид злоупотребления должностными полномочиями, предусмотренный в  ч. 3, образуют деяния, о которых сказано  в ч. 1 или 2 статьи, если они повлекли тяжкие последствия. Равно, как и  последствия, названные в ч. 1, тяжкие последствия являются оценочной категорией. Они также могут быть материальными и нематериальными.

Статья 307 УК РК является общей нормой по отношению к специальным нормам, содержащим признаки иных должностных преступлений. По правилам квалификации при конкуренции норм в таких ситуациях применяется специальная норма. Однако, если в содеянном налицо реальная совокупность преступлений, возможно одновременное применение общей и специальной норм.

Подтверждением этому служит дело Курбаева, осужденного Мангистауским областным судом 17.09. 1997г. по ч. 1 ст. 307 и по

п. «б» ч. 4 ст. 311 УК РК. В апелляционных жалобах осужденный Курбаев и его адвокат, считая,  что вина Курбаева не доказана, просили приговор отменить и направить дело на дополнительное расследование. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РК, оставив приговор без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения, пришла к выводу, что вина Курбаева как в получении взяток, так и в злоупотреблении служебным положением, доказана. Курбаев, работая старшим инспектором таможенного поста, из корыстной заинтересованности злоупотреблял своими должностными полномочиями и неоднократно при исполнении служебных обязанностей получал взятки. Доводы Курбаева об излишней квалификации содеянного им по ч. 1 ст. 307 необоснованны. Исполняя свои обязанности, он являлся представителем власти, т.е. должностным лицом, и содеянное им содержит два самостоятельных состава преступления.

Превышение должностных полномочий. Статья 308 УК РК предусматривает уголовную ответственность за превышение власти и должностных полномочий, т.е. совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона  преступления состоит из трех признаков: а) общественно опасного действия, явно выходящего за пределы полномочий, предоставленных должностному лицу законом; б) общественно опасного последствия  в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связи между общественно опасными последствиями и преступными действиями.

Закон не указывает конкретных форм превышения должностных полномочий, так как сфера действия государственных  органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений чрезвычайно широка, а должностные лица этих органов наделены весьма разнообразными полномочиями. Обобщение судебно-следственной практики позволяет назвать такие формы превышения должностных полномочий, когда должностное лицо совершает действия:

1) входящие в компетенцию  другого должностного лица данного  ведомства (контролер исправительно-трудового учреждения водворяет нарушителя режима в штрафной изолятор, в то время как

это может сделать  только начальник или дежурный помощник); 2) входящие в компетенцию должностного лица другого ведомства       (инспектор охотообщества, подозревая гражданина в том, что он          охотился без соответствующего разрешения, производит обыск его автомашины); 3) которые могли быть совершены только коллегиально; 4) хотя и входящие в его компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе или ином нормативном акте условий. В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда СССР от 30.03. 1990г. превышение полномочий могут образовать такие действия должностного лица, на которые закон вообще не управомочивает ни одно должностное лицо, ни при каких условиях, например, применение насилия, оружия. Однако поскольку квалифицирующие признаки не могут изменять существо основного состава преступления, заключающегося в совершении действий, правомерных при определенных условиях, постольку нельзя говорить о такой форме превышения, как совершение должностным лицом запрещенных действий.

С субъективной стороны  превышение должностных полномочий – это умышленное преступление. Лицо осознает общественно опасный  характер совершаемого действия, явный  характер выхода за пределы предоставленных полномочий, осознает, что его поведение идет вразрез с направлением деятельности того учреждения, где оно работает; предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства именно вследствие совершения им явно выходящих за пределы его компетенции действий; желает или сознательно допускает наступление указанных последствий либо относится к ним безразлично, т.е. совершает преступление с прямым или косвенным умыслом.

Особо квалифицированный  вид превышения должностных полномочий назван в ч. 3 ст. 308 УК РК. Его образуют деяния предусмотренные ч. 1 или 2 ст., если они совершены: с причинением тяжких последствий. Для квалификации по ч. 3 статьи достаточно хотя бы одного из перечисленных признаков. Превышение совершается обычно в отношении лиц, находящихся в служебной зависимости от виновного. Для истязания как преступления против личности более характерна, например, материальная зависимость. Так же решается вопрос, если при превышении причинена смерть. Действия виновного, совершившего умышленное убийство при превышении должностных полномочий, должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных статьями, устанавливающими ответственность за умышленное убийство, и ч. 3 ст. 308 УК РК. 

При отграничении превышения должностных полномочий от злоупотребления  должностными полномочиями следует  исходить из того, что в первом случае должностное лицо явно выходит за пределы предоставленных ему полномочий, во втором – действует в рамках предоставленных ему полномочий; в первом случае он совершает преступление только путем активных действий, во втором – путем действия либо бездействия; для превышения должностных полномочий корыстная или иная личная заинтересованность не является обязательным признаком состава, при злоупотреблении должностными полномочиями – без него нет состава преступления.

Присвоение  полномочий должностного лица. Преступление, предусмотренное ст. 309 УК РК, состоит в присвоении государственным служащим, не  являющимся   должностным лицом, полномочий должностного лица  и  совершение  им  в  связи  с  этим действий,  которые  повлекли  существенное  нарушение  прав  и   законных интересов граждан или организаций.

Объективную сторону  преступления составляют: а) присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим определенных действий; б) наступление общественно –  опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; в) причинная связь между наступившими последствиями и совершенными действиями.*

Преступное поведение  в этом преступлении складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем и может осуществляться по-разному (лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий; использует форменную одежду для совершения желаемых действий; представляет подложный документ. В последнем случае содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 309 и 325 УК РК.

Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных оснований выполнять его полномочия, и не смотря на это использует его права и обязанности по осуществлению  организационно - распорядительных, административно -хозяйственных функций или функций  представителя власти. Равно никакое должностное лицо не поручало ему осуществлять полномочия должностного лица. Для данного состава преступления требуется присвоение полномочий именно должностного лица. Присвоение лицом звания специалиста и совершения в связи с этим каких-либо действие не образует рассматриваемого преступления.

Присвоение должностных  полномочий осуществляется для совершения определенных действий. Такие действия могут быть очень разными, но они  всегда неправомерны, общественно опасны и по сути своей являются правонарушением. Это вытекает из текста ст. 309 УК РК предусматривающей наступление от таких действий общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Присвоение полномочий должностного лица для осуществления общественно полезных действий (например, для задержания преступника) на является преступлением.

Между наступившими последствиями  и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная  связь.

Данный состав сформулирован как  материальный. Преступление считается оконченным, когда наступили общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.

С субъективной стороны присвоение полномочий должностного лица – умышленное преступление. Лицо осознает, что присваивает полномочия должностного лица неправомерно и неправомерно совершает в связи с этим общественно опасные действия, предвидит возможность или неизбежность существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций вследствие совершения присвоенных им полномочий и желает или сознательно допускает такие последствия либо относится к ним безразлично.

Для квалификации по ст. 309 УК РК не имеет значения, сознавали ли граждане или представители организаций, что они имеют дело с лицом, присвоившим должностные полномочия, либо принимали его за должностное лицо.

Субъектом этого преступления может быть более узкий круг лиц. Им являются две категории служащих, достигших 16-летнего возраста: государственные служащие либо служащие органа местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Согласно Закону РК «О государственной службе» ст.1 государственным служащим является гражданин РК, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства;

Под государственной службой понимается деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти.3

Если должностные полномочия присваивает лицо, е являющееся государственным  служащим или служащим органа местного самоуправления, его действия квалифицируются по другим статьям УК РК в зависимости от совершенных им действий (нарушение неприкосновенности частной жизни –ст. 142; мошенничество –177 и т.п.). Если полномочия должностного лица присваивает должностное лицо, при наличии всех признаков состава преступления оно должно отвечать за превышение должностных полномочий  (ст. 308 УК РК).

Незаконное  участие в предпринимательской  деятельности. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.310 УК РК), означает учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие  в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны  с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Установление уголовной  ответственности  за названные действия в УК РК имеет своим основанием запрет государственным служащим (к каковым относятся и должностные лица) заниматься  предпринимательской деятельностью лично или через доверенных

лиц, а также состоять  членом органа  управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законом. Государственный служащий - должностное лицо также обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законом.

 Закон запрещает  такую деятельность еще большой  категории должностных лиц (судьям, прокурорским работникам, сотрудникам органов внутренних дел, финансовой полиции, сотрудникам органов национальной службы безопасности, таможенных органов и др.). Под предпринимательской деятельностью следует понимать любой вид деятельности предприятий, находящихся в государственной, частной собственности и собственности общественных организаций, связанной с извлечением доходов. Исключение составляют некоторые, названные в законе виды деятельности, которыми занимаются только государственные предприятия (например, изготовление наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, лекарственных препаратов, производство оружия, боеприпасов).

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями