Злоупотребление должностными полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы является в том, что количество должностных преступлений с каждым днем растет. Это происходит от того, что должностные лица так или иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. А это влечет за собой довольно плачевные последствия, - как подрыв общественного порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.

Файлы: 1 файл

Ответственность за должностные преступления.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Гипотеза, согласно которой значительная часть государственного имущества  в процессе приватизации была распределена между должностными лицами, могла бы быть подтверждена или, напротив,  опровергнута в результате сплошной ревизии документации о передачи

этого имущества в  собственность должностных лиц, их родственников, близких и т.д.

Способы коррумпированности бесконечно разнообразны: от примитивных и явных в виде получения взяток, до сложных и завуалированных в виде участия должностных лиц,  их родственников и близких самолично или через доверенных лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, а коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, - в виде лоббирования законов за вознаграждения и т.д.11

С позиции генезиса коррумпированные должностные лица подразделяются на лиц, ставших коррумпированными  в процессе исполнения должностных полномочий, и тех кто до вступления в должность преследовал цель использовать служебные полномочия для незаконного личного обогащения. Последних обычно назначают на должности вышестоящие коррумпированные должностные лица из-за их личной преданности, дружеских отношений и т.д.

В основе определения  коррупции в её политэкономическом значении лежит известный постулат, согласно которому бюрократия фактически является хозяином государственных  ресурсов и все  существующее в  нем представляет собой собственность бюрократии. А сама она объединяет должностных лиц всех государственных органов местного самоуправления, государственных учреждений, Вооруженных Сил и других воинских формирований.

 

3.2. Правовая природа  коррупционных правонарушений

 

Коррупция в указанном понимании означает присвоение должностными лицами собственности и иных выгод опосредованно – путем получения власти. Присвоение собственности характеризует экономический аспект, а получение власти  и предоставление преимуществ и льгот, в том числе при нарушении ими закона, - политический.

Поскольку эти аспекты  органически взаимосвязаны, постольку  их соединение выражает политэкономический аспект коррупции.

На современном этапе  коррупция в криминологическом  значении – это антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности Рк явление, пронизавшее ветви власти, составляющее, совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан. Достигается это путем получения с использованием должностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства. А объективно такие действия выражаются в сращивании государственной власти и организованной преступности.

Одним из факторов благоприятствующих коррупции, является закон, сформулированный неоднозначно или содержащий оценочные признаки и тем самым предоставляющий должностным лицам возможность применять его по собственному усмотрению, произвольно с целью личного обогащения. Устранить этот фактор коррупции в идеале способен законодатель посредством точно определенного и однозначного формулирования правовых норм, которые обязывали бы должностных лиц лишь зафиксировать решение, заложенное в самом законе.12

В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, субъектом, которых являются должностные лица, и которые совершаются посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения. Эти деяния обоснованно, на наш взгляд, именовать коррупционными преступлениями. Они составляют наиболее опасное проявление коррупции.13

 Повышение эффективности  уголовно-правовой борьбы с данными  преступлениями может быть обеспечено путем совершенствования действующего уголовного, гражданского законодательства и Конституции РК в разнообразных направлениях. Основными, первоочередными и неотложными из таких направлений являются:

  1. преобразование специальных норм о должностных преступлениях, в частности, с привилегированными составами, в специальные нормы с квалифицирующими составами либо составами, соответствующими по степени общественной опасности, отраженной в санкциях, основному;

2.исключение из санкций  статей об ответственности за

должностные преступления всех основных видов наказания, кроме  лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление предусмотренное ст. 310 УК, - не ниже пяти лет;

3. установление за  совершение этих преступлений  абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст.55 УК РК и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;

  1. исключение из УК РК ст. 349;

Коррупция в любой  системе управления включает две  существенно отличающиеся составляющие:

а) коррупция в аппарате – классическая проблема обеспечения  надежности всех звеньев управленческой системы; применительно к корпоративному управлению основные рецепты давно известны; не идеальные, но практические решения найдены, и проблема заключается лишь в желании их осуществить;

б)  коррупция «на  самом верху» управленческой системы, как правило, изо всех сил  замалчиваемая  и растворяемая в  первой проблеме. Именно она является ключевой проблемой развития современного российского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог всего вышесказанного, а именно рассмотрев уголовно- правовое регулирование  должностных преступлении, автор пришел к следующим выводам.

С введением в действие Уголовного Кодекса от 16 июля 1997г. появилось много нового, ранее не известного нашему уголовному законодательству. А  он заложил новый подход к пониманию должностных преступлений, в частности, получения взятки должностными лицами, добавив и расширив его юридический состав. 

История взяточничества не уступает по древности известной  нам истории человеческой цивилизации, где бы она ни творилась - в Египте, Риме или Иудее. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. И сколько бы не существовало взяточничество, государством и обществом всегда, успешно и не очень, велась борьба с ним.

Нынешнее состояние коррупции  и взяточничества в Казахстане во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

  • стремительный переход к новой экономической системе, не подкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой;
  • отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;
  • распад партийной системы контроля.14

В законодательстве  любой  страны мира взяточничество рассматривается  как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть его заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

“Взяточничество в органах  власти и управления, - подчеркивается в Законе РК  “О борьбе с коррупцией”, - ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы”1

Субъектом  данного  преступления  является  только  должностное лицо, которое кроме  общих признаков субъекта преступления обладает рядом специальных полномочий. Они относятся к характеру  осуществляемых лицом постоянно, временно или по специальному полномочию функций, вытекающих из его служебного положения или должности, на которую он назначен специальным поручением вышестоящего начальника.

На сегодняшний день автор считает, что правоохранительная система  страны  и общество не справляется  с задачей борьбы с взяточничеством. Тому есть как минимум три причины.

Во-первых, одни меры уголовного преследования  не в состоянии поколебать позиции  масштабного взяточничества; борьба с взяточничеством - не криминальная, а системная проблема, о чем подробно говорилось выше.

Во-вторых, низко качество работы правоохранительных органов, которые сами разъедаются  взяточничеством, а профессиональный уровень работников в общей массе не соответствует сложности проблем.

 В-третьих, правоохранительная  система не может в одиночку  справиться с этой задачей;  ее должны решать сообща государство  и общество.

Исследовав юридический  состав получения взятки должностными лицами, хотелось бы сделать несколько предложений Необходимо более эффективно подойти к решению задачи – искоренению взяточничества системно, предусмотрев средства борьбы с коррупцией во всем комплексе законодательных актов. 

Политика борьбы со взяточничеством  обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что данная программа должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения взяточничества и коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы  взяточничества и коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ними, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных и продуктивных принципах.

В нынешнем законодательстве коррупционные действия могут квалифицироваться  лишь несколькими статьями Уголовного кодекса. Вместе с тем ряд очень распространенных в Казахстане действий явно коррупционного характера не нашел отражения в новом УК. Среди них:

  • участие должностных лиц в коммерческой деятельности для извлечения личной прибыли;
  • использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры с целью получения личной выгоды с задействованием для этого подставных лиц и родственников;
  • предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечения личной прибыли;
  • предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды.

Реализация антикоррупционной  программы должна подкрепляться  подготовкой и принятием ряда правовых актов и норм, охватывающих разные сферы регулирования, среди которых могут быть:

  • закон о лоббизме;
  • закон об ответственности за легализацию преступных доходов;
  • закон о конфискации имущества и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок (существует опыт применения подобного законодательства в Италии);
  • закон о государственном контроле над соответствием крупных расходов на потребление декларированным доходам;
  • закон о декларировании доходов и имущества высшими должностными лицами и  государственными служащими. Задача этого закона - охватить механизмом декларирования судей и избираемых членов законодательных органов разных  уровней наряду с чиновниками;
  • дополнения в основы законодательства о государственной службе: введение ограничений для чиновников переходить на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации, которые были ему прежде подконтрольны или были связаны с ним в соответствии с его компетенцией. Подобное ограничение должно распространяться и на лиц, избираемых в   законодательные органы;

     В  заключение хотелось бы повторить слова О. Сулейменова: «Коррупция и взяточничество, несмотря на их глубокие корни и «традиции» победимы. И, сколько бы не говорили о менталитете постсоветского вообще, и казахского народа, в частности,  нельзя ни на день, ни на час останавливать борьбу с коррупцией и взяточничеством. Борьба эта должна вестись всем обществом и государством вместе. И первым шагом в этой борьбе станет прекращение традиции уменьшения и замалчивания размеров коррупции и взяточничества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

I. Нормативные акты

  1. Конституция РК. Алматы. Казахстан, 1997г.
  2. Декларация ООН «О борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях» от 16.12.1996г.
  3. Уголовный кодекс Республики Казахстан. Алматы: Баспа. 1997г.
  4. Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Казахстан. Казахстанская правда.12.07.1999г.
  5. Гражданский Кодекс Республики Казахстан.
  6. Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией»// Юридическая газета. 2.07.1998г.
  7. Закон Республики Казахстан «О государственной службе»// Казахстанская правда.
  8. Закон РК « О валютном регулировании» от 24 декабря 1996г.
  9. Постановление Пленума верховного Суда РК от22.12.1995г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество».
  10. Постановление Пленума Верховного Суда КазССР  от18.12.1987г. «Некоторые вопросы квалификации преступлений, связанных с выполнением профессиональных обязанностей»// Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда Республики Казахстан (КазССР) (1961-1997г.г.) Алматы:  Санат, 1997г.
  11. Постановление Пленума Верховного Суда РК ««О некоторых вопросах квалификации хищения чужого имущества» от 25.07.1996г.

Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями