Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необ-ходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность банков трудовыми ресурсами, их рациональ-ное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов реализации услуг и повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Трудовые ресурсы и их роль в экономике
1.2. Основные показатели использования трудовых ресурсов предприятия
1.3. Факторы, влияющие на эффективность использования трудовых ресурсов
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ЧПТУП «КронаГрупп»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами предприятия
2.3. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 614.06 Кб (Скачать файл)

Аналогичным образом анализируем изменение среднегодовой выработки рабочего, которая зависит от количества отработанных дней одним рабочим за год, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки по формуле 14:

ГВ= Д*П*ЧВ,     (1.13)

где: Д – отработано дней одним рабочим за год;

П – средняя продолжительность рабочего дня;

ЧВ – среднечасовая выработка рабочего.

 

Обязательно анализируется изменение среднечасовой выработки как одного из основных показателей производительности труда и фактора, от которого зависит уровень среднедневной и среднегодовой выработки рабочих. Для анализа среднечасовой выработки рабочих можно воспользоваться методикой, разработанной Н.А. Русак, согласно которой величина этого показателя зависит от факторов, связанных с изменением трудоемкости продукции и стоимостной ее оценки. К первой группе факторов относятся такие как, технический уровень производства,  организация производства, непроизводительные затраты времени в связи с браком и его исправлением. Во вторую группу входят факторы, связанные с изменением структуры продукции и уровня кооперированных поставок. Для расчета влияния этих факторов на среднечасовую выработку используется способ цепной подстановки. Кроме планового и фактического уровня среднечасовой выработки, необходимо рассчитать три условных показателя ее величины.

Первый условный показатель среднечасовой выработки должен быть рассчитан в сопоставимых с планом условиях (за производительно отработанное время, при плановой структуре продукции и плановом техническом уровне производства). Для этого фактический объем производства товарной продукции следует скорректировать на величину его изменения в результате структурных сдвигов (DВП стр) и кооперированных поставок (DВП кп), а количество отработанного времени– на непроизводительные затраты времени (Тн) и сверхплановую экономию времени от внедрения мероприятий НТП (Тэ), которую нужно предварительно определить.

Алгоритм расчета:

ЧВ усл1= (ВПф ± Dстр)/ (Тф–Тн ± Тэ)  (1.14)

Если сравнить полученный результат с плановым, то узнаем, как изменилась среднечасовая выработка за счет интенсивности труда в связи с улучшением его организации, так как остальные условия приближены к плановым.

Большую роль в изучении влияния факторов на уровень среднечасовой выработки играют приемы корреляционно–регрессионного анализа.

В заключении анализа необходимо разработать конкретные меры по обеспечению роста производительности труда и определить резерв повышения среднечасовой, среднедневной и среднегодовой выработки рабочих.

Основные направления поиска резервов роста производительности вытекают из самой формулы расчета ее уровня: ЧВ=ВП/Т, согласно которой добиться повышения производительности труда можно путем увеличения выпуска продукции за счет более полного использования производственных мощностей предприятия и сокращения затрат труда на ее производство путем интенсификации производства, повышения качества продукции, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства, более совершенной техники и технологии производства, сокращения потерь рабочего времени за счет улучшения организации производства, материально–технического снабжения и других факторов в соответствии с планом организационно–технических мероприятий [1, c.286].

Итак, исследования, проведенные в первой главе, позволяют сделать следующий вывод:

трудовые отношения –  едва ли не самый сложный аспект работы предприятия. Хорошо подобранный трудовой коллектив – одна из основных задач предпринимателя. Это должна быть команда единомышленников и партнеров, способных осознавать, понимать и реализовывать замыслы руководства предприятия.

Какие бы технические возможности, организационно–управленческие преимущества ни открывались перед предприятием, оно не начнет работать эффективно без соответствующего человеческого ресурса.

Существуют два главных критерия отбора и продвижения работников: во–первых, высокая профессиональная квалификация и способность к обучению; во–вторых, опыт общения и готовность к сотрудничеству.

Гарантия занятости и снижение текучести кадров обеспечивают значительный экономический эффект и формируют у работников желание повышать эффективность работы, не опасаясь увольнения.

При подборе кадров важное значение имеет трудовой договор, или контракт. Это непосредственное соглашение между предпринимателем и человеком, поступающим на работу.

Все работающие на предприятии делятся на две категории:

  • промышленно–производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;
  • персонал непромышленных организаций

Структура кадров предприятия, цеха, участка характеризуется соотношением различных категорий работников в их общей численности.

Состояние кадров на предприятии может быть определено с помощью следующих коэффициентов:

  • коэффициент выбытия кадров;
  • коэффициент приема кадров;
  • коэффициент стабильности кадров;
  • коэффициент текучести кадров.

Нормирование труда – определение максимально допустимого количества времени для выполнения конкретной работы или операции в условиях данного производства

Различают опытно–статистический и аналитический методы нормирования труда.

Хронометраж – это метод изучения затрат оперативного времени путем наблюдения и замеров длительности отдельных, повторяющихся при производстве каждого изделия элементов операции.

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии выражается в изменении производительности труда.

Производительность труда, характеризуя эффективность затрат труда в материальном производстве, определяется количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции.

Производительность живого труда определяется затратами рабочего времени в данном производстве, на данном предприятии, а производительность общественного труда – затратами живого и общественного труда.

Трудоемкость продукции выражает затраты рабочего времени на производство единицы продукции.

Показатель выработки продукции в денежном выражении применяется для определения производительности труда на предприятиях, выпускающих разнородную продукцию.

Предельная производительность труда – это приращение объема выпускаемой продукции, вызванное использованием дополнительной единицы труда при фиксированных остальных условиях.

 

2. Экономический анализ использования трудовых ресурсов ЧТПУП «КронаГрупп»

 

2.1. Организационно–экономическая характеристика предприятия

Частное торгово–производственное унитарное предприятие «КронаГрупп» создано на основании приказа Минского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 20 декабря 1995 года № 11.

Адрес организации: Республика Беларусь, Минская область, Минский район, г. Заславль, ул. Советская, 116.

В соответствии с Уставом ЧТПУП «КронаГрупп» осуществляет следующие виды деятельности:

– производство изделий из бетона и извести для использования в строительстве;

– производство гипсовых изделий для использования в строительстве;

– производство товарного бетона;

– производство изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

– производство прочих изделий из бетона, гипса и цемента;

– производство строительных металлических конструкций и изделий;

– производство прочих готовых металлических изделий;

– оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;

– разбор и снос зданий;

– земляные работы; строительство зданий и сооружений;

– установка инженерного оборудования зданий и сооружений;

– отделочные работы;

– розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования и др.

Вся продукция ЧТПУП «КронаГрупп» соответствует требованиям ИСО 9001, постоянно улучшается качество продукции, совершенствуется производственные процессы.

Производство размещается на производственных площадях, принадлежащих организации на праве собственности.

Среднесписочная численность работников на 1.01.2012 г. составила 173 человека, в том числе служащих – 35 человек, рабочих – 85 человек.

Для анализа основных показателей хозяйственной деятельности ЧТПУП «КронаГрупп» воспользуемся отчетом о прибылях и убытках (приложение 1) и на его основании составим табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Динамика основных показателей ЧТПУП «КронаГрупп» за 2010–2012 гг., млн.руб.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Темп роста, %

2011 от 2010

2012

от

 2011

2011 к

2010

2012 к 2011

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Выручка от реализации продукции  за вычетом налогов

9580

16609

31023

7029

14414

173,4

186,8

2. Среднесписочная численность работников, чел.

173

173

173

0

0

100

100

3. Выручка от реализации продукции  на 1 работника

55,4

96,0

179,3

40,6

83,3

173,3

186,8

4. Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг

8418

11583

22881

3165

11298

137,6

197,5

5. Управленческие расходы

612

1034

1715

422

681

169,0

165,9

6. Расходы на реализацию

4

3

0

-1

-3

75,0

0

5. Прибыль от реализации

546

990

1341

444

351

181,3

135,5

6. Прибыль от операционных доходов и расходов

28

112

2122

4

011

400,0

1894,6

7. Прибыль от внереализационных доходов и расходов

–189

–152

–207

37

-55

80,4

136,2

8. Общая прибыль

385

950

3256

565

2306

246,8

342,7

9. Общая прибыль на 1 работника

2,2

5,5

18,8

3,3

13,3

247,1

342,7

10. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли

191

347

823

156

476

181,7

237,2

11. Нераспределенная прибыль

194

603

2433

409

1830

310,8

403,5


Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия.

 

Из табл. 2.1. видно, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. выручка от реализации продукции увеличилась на 14414 млн.руб. или на 86,8%.

Численность работников не изменилась, а выручка от реализации продукции на 1 работника в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 83,3 млн.руб, за счет чего выручка увеличилась на 14410 млн.р. (83,3*173). 

Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 97,5 %.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг увеличилась в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 351 млн.руб. или на 35,5 %.

Производительность труда, рассчитанная по общей прибыли, увеличилась на 13,3 млн.руб. или в 3,4 раза.

Размер чистой прибыли в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился более чем в 4 раза.

В ЧТПУП «КронаГрупп» определена стратегия управления, которая позволит обеспечить увеличение объемов товаров, работ и услуг.

Ценовая политика ЧТПУП «КронаГрупп»: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения. В основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения.

Ценовая политика в маркетинге заключается в установлении таких цен, которые удовлетворяли бы не только продавцов, но и покупателей производимых благ.

Отпускные цены (тарифы) формируются в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики от 22 апреля 1999 г. № 43. На основе плановой себестоимости, всех видов установленных налоговых и неналоговых платежей, прибыли с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка

Кадровая стратегия: наиболее полное использование специалистов при назначении на должности, сокращение численности, обеспечение роста производительности труда.

В ЧТПУП «КронаГрупп» используется линейно–функциональная структура аппарата управления.

Организационная структура предприятия представлена в приложении А.

Директор осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия в соответствии с законодательством и Уставом.

Директор предприятия:

по доверенности действует от имени предприятия;

принимает на работу и увольняет с работы работников, принимает к ним меры поощрения и налагает на них взыскания в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;

утверждает штатное расписание;

представляет компанию во всех предприятиях, организациях, учреждениях;

издает приказы и распоряжения в пределах своих полномочий;

открывает счета в банках;

распоряжается средствами предприятия;

заключает хозяйственные договоры и совершает иные действия, необходимые для достижения целей и задач компании.

При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель – директор. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих планов, программ помогает специальный аппарат, представленный в данном случае руководителями соответствующих отделов. Все отделы находятся в прямом подчинении директора, начиная от службы техники и заканчивая бухгалтерией и коммерческим отделом.

Что касается самой организационной структуры управления, то следует отметить такие преимущества, как более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение директора от более глубокого анализа проблем; возможность привлечения экспертов.

Однако следует указать и на недостатки. Это отсутствие тесных взаимосвязей между отделами; недостаточная четкая ответственность. Такое положение связано с тем, что лицо, которое готовит решение, практически не участвует в его реализации. Поэтому следует привлекать специалистов нижестоящих отделов для решения конкретных вопросов. Также наблюдается тенденция к чрезмерной централизации, т.е. подчинение идет в основном по иерархии управления.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно–финансовой деятельности предприятия и контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; организует учет поступающих денежных средств, товарно–материальных ценностей и основных средств, учет затрат, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций; осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выполняемых работ, снижение себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов; проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования.

Основным направлением стратегии маркетинга является привлечение покупателей, рекламная деятельность.

Служба маркетинга дает оценку рыночных возможностей предприятия. Важное значение имеет исследование рынка: тип рынка и роль на нем основных конкурентов; общая емкость рынка и прогноз его изменения, подтвержденный специальным маркетинговым исследованием; основные сегменты рынка, характеристика потребителей и сравнительной выгодности различных клиентов; доля организации и ее основных конкурентов на рынке, ее тенденции.

Информация о работе Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия