Избирательное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 15:42, реферат

Описание работы

Выяснение понятий избирательного права Российской Федерации, избирательных систем, раскрытие содержания основных источников избирательного права России, является первой задачей данной работы.
Вторую задачу данной работы можно определить как раскрытие сущности и содержания избирательного процесса, организации, проведения и результатов выборов.

Файлы: 1 файл

изб право.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ, - избирать и быть избранным. Выяснение понятий избирательного права Российской Федерации, избирательных систем, раскрытие содержания основных источников избирательного права России, является первой задачей данной работы. 

Свобода волеизъявления избирателей - один из главных принципов избирательного права, нарушение которого, как правило, является безусловным основанием для суда признать выборы недействительными, отменить регистрацию кандидата в депутаты или на выборную должность.

Принцип свободы может быть обеспечен, если граждане страны информированы об избирательном процессе, имеют право голосовать без всякого давления и в результате могут выбирать своих лидеров. В конечном итоге любые выборы являются празднованием прав человека.

Таким образом, вторую задачу данной работы можно определить как раскрытие сущности и содержания избирательного процесса, организации, проведения и результатов выборов.

Нельзя оставаться в стороне от  многочисленных правовых и околоправовых дебатов, охвативших в последнее время общество. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - те вопросы, которые необходимо рассматривать в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов. Поэтому третьей задачей работы является - проследить законодательное регулирование  выборов.

Сегодня законодатели ищут оптимальную модель избирательной системы, стремятся обеспечить максимальные возможности каждому гражданину избирать и быть избранным. Но задача заключается и в том, чтобы люди поняли важность участия в выборах, ответственно относились к избирательной кампании. Вполне справедливо считать электорально-правовую культуру - культуру поведения граждан в выборах - неотъемлемым элементом избирательного процесса и оказывающим на него существенное влияние.

И лишь в отношении тех граждан, кто принимает непосредственное участие в выборах, можно сказать, что они действуют целенаправленно, поскольку их действия направлены на достижение определенного результата.

Политическая культура избирателей складывается как из понимания необходимости, прежде всего, собственного участия в выборах, так и осознания того, что выборы - наиболее эффективный способ формирования политической власти, и каждый, кто стремится повлиять на политическую и экономическую ситуацию в государстве, должен активно участвовать в формировании представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления. Следовательно, каждый гражданин РФ должен знать основные принципы избирательного права Российской Федерации, их правовые характеристики, а также предусмотренные законодательством гарантии осуществления прав. Изучение принципов избирательного права

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование института избирательного права Российской Федерации.

 

Понятие избирательного права РФ. Принципы избирательного права. Его основные источники.

Порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов называют избирательной системой в широком смысле слова.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Система распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования является избирательной системой в узком смысле слова. Известны две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная, а также смешанные избирательные системы.

Основное различие между мажоритарной и пропорциональной избирательной системами заключается в способе определения результатов выборов.

Порядок выборов определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Таким образом, избирательное право (в объективном смысле) - это система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, т.е. избирательная система, и в этом смысле является одним из конституционно-правовых институтов. Но термин "избирательное право" используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. Избирательное право (в субъективном смысле) - это гарантированная государством гражданину возможность участвовать в выборах органов государства и местного самоуправления, т.е. это комплекс конкретных прав лица, среди которых основное место занимают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право - это право избирать в выборные органы власти. Пассивное избирательное право - это право избираться в выборные органы государства и местного самоуправления, т.е. право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить предвыборную пропаганду и агитацию, пользоваться всеми другими правами кандидатов.

Условия признания и реализации избирательного права - это принципы избирательного права (субъективного). Такими принципами являются всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосование.

Всеобщее избирательное право означает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам).

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Конституцией или законом устанавливаются условия для получения или осуществления избирательного права - избирательные цензы.

Требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста, называется Возрастным цензом.

Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет при выборах высшего должностного лица субъекта федерации, субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.

Требование, установленное Конституцией или законом, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов называется цензом оседлости.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования является образовательным цензом.

Положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана, называется служебным цензом.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Равное избирательное право - принцип избирательного права, предполагающий наличие двух условий:

  1. каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего один);
  2. каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей, т.е. 
    должна быть соблюдена единая норма представительства, в соответствии с которой образуются равные по количеству населения избирательные округа.

Первое условие обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Второй элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

На федеральном уровне проведение выборов и референдумов регулируется Законами:

  • от 12 декабря 1993 г. Конституция РФ,
  • от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации",
  • от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
  • от 20 декабря 2002 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",
  • от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации".

ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" раскрывает условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Он имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Конституции, уставы, законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут ему противоречить.1 Гарантии прав на участие в выборах и референдумах, предусмотренные этим Законом, распространяются также на соответствующие формы народовластия, осуществляемые в субъектах Федерации и органах местного самоуправления.

Наиболее важными для защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления и содержащихся под стражей, представляются следующие положения этого Закона.

Реализация избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления и содержащихся под стражей, вызывает определенные трудности.

В следственных изоляторах содержится значительное число лиц, правовой статус которых позволяет им участвовать в выборах либо референдумах.

Только признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда граждане не имеют права избирать и быть избранными.2

Граждане РФ имеют право избирать, быть избранными, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.3

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено это место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.4

Законом предусмотрена такая гарантия участия граждан в выборах и референдумах, как обязательная регистрация (учет) избирателей, участников референдума (ст. 16). Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, к каковым относятся и места содержания обвиняемых и подозреваемых под стражей, по личному письменному заявлению, поданному в порядке, установленном Законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания (ст. 17).

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума, в том числе в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, главой муниципального образования по согласованию с избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до голосования могут образовываться избирательные участки. В исключительных случаях в местах временного пребывания граждан избирательные участки по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией могут образовываться в срок не позднее чем за 5 дней до голосования (ст. 19).

Информация о работе Избирательное право в России