Избирательное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 15:42, реферат

Описание работы

Выяснение понятий избирательного права Российской Федерации, избирательных систем, раскрытие содержания основных источников избирательного права России, является первой задачей данной работы.
Вторую задачу данной работы можно определить как раскрытие сущности и содержания избирательного процесса, организации, проведения и результатов выборов.

Файлы: 1 файл

изб право.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

  В предмет доказывания входят  также факты бездействия. К бездействиям  избирательных комиссий, которые могут существенно повлиять на свободу волеизъявления избирателей, можно отнести, например, непредставление или неопубликование отчетов о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов; невыполнение возложенных законом обязанностей по проведению массовых мероприятий, связанных с выборами; несвоевременность составления списков избирателей; неосуществление должностными лицами государственных органов действий по проверке информации о нарушениях избирательного законодательства и непринятие мер по пресечению этих нарушений.

Предмет доказывания по делам о защите избирательных прав представляет собой совокупность юридически значимых фактов и обстоятельств, закрепленных в нормах избирательного законодательства, имеющих существенное значение для разрешения дела по существу. При этом суды руководствуются оценочными категориями существенности сведений, их достоверности и возможности влиять на свободу волеизъявления избирателей.

Для установления истины по делу судом исследуются доказательства, представляемые лицами, участвующими в деле, на которых по общему правилу гражданского процессуального законодательства возлагается бремя доказывания.

Если заявлено требование об отмене регистрации кандидата в депутаты или на выборную должность избирательной комиссией в связи с тем, что кандидат сообщил недостоверные сведения о своем имущественном положении, обязанность доказывать их достоверность будет лежать и на кандидате, чьи сведения о его имущественном положении в суде оспариваются как недостоверные.

В случае, когда подано заявление об отказе в регистрации кандидату или об исключении его из числа уже зарегистрированных в списке кандидатов по мотиву использования служебного положения для предвыборной агитации, нарушения правил агитации, эти факты будет доказывать заявитель, обратившийся в суд. Кандидат, в отношении которого поставлен вопрос об исключении его из числа зарегистрированных кандидатов, также будет заинтересован в установлении истины по делу.

Общее положение о доказывании по избирательным спорам состоит в том, что каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Например, если заявитель оспаривает правильность внесения о нем данных в списках избирателей, он представляет доказательства достоверности данных, на основании которых должны быть внесены изменения. Если заявитель утверждает, что следует исключить гражданина из списков кандидатов в представительный орган власти, так как этот кандидат занимается подкупом избирателей, доказать факт подкупа обязан заявитель. В то же время и кандидат, в отношении которого ставит вопрос заявитель, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями (избирательная комиссия в этом случае будет занимать процессуальное положение заинтересованного лица), также будет представлять доказательства, опровергающие утверждения заявителя о подкупе избирателей.

Использование обычных средств доказывания в избирательных спорах имеет определенные особенности.

Исходя из того, что здесь нет сторон в их классическом понимании (истец, ответчик), объяснения по делу как вид доказательств будут давать заявители, заинтересованные лица, третьи лица. Суд исследует также вещественные доказательства для установления наличия или отсутствия обстоятельств фальсификации, подлога, подчистки в избирательных документах, как представляемых кандидатами, сборщиками подписей, доверенными лицами, так и избирательными комиссиями.

Не исключены из средств доказывания заключения эксперта. Чаще всего требуется графологическая экспертиза или почерковедческая для установления достоверности подписей избирателей, сборщиков подписей, подписей доверенных лиц и т.п.

Наибольшее распространение при разрешении избирательных споров имеют письменные доказательства. Это обусловлено тем, что реализация как активного, так и пассивного избирательных прав производится путем соответствующего документирования действия субъектов избирательных правоотношений: избирательные бюллетени, подписные листы, протоколы заседаний избирательных комиссий, удостоверения, подтверждающие полномочия наблюдателей, уполномоченных, доверенных лиц, зарегистрированных кандидатов (удостоверения) и т.п.

Необходимыми доказательствами по спору об отказе в регистрации кандидата в связи с тем, что он не набрал установленного избирательным законодательством количества подписей в поддержку его выдвижения, будут подписные листы. Без этих письменных доказательств разрешить спор по существу не представляется возможным. Эти доказательства будут характеризоваться и как относимые, и как допустимые. Подписные листы также оцениваются судом на предмет их достоверности, т.е. соответствия установленной форме, соблюдения правил их заполнения, достоверности личных подписей избирателей.

Достоверность подписных листов играет решающее значение для разрешения спора о правомерности отказа в регистрации кандидата.

Достаточность письменных доказательств по приведенному спору и доказательственная сила оцениваются судом наряду с другими доказательствами. Но решающими для постановления решения будут письменные доказательства и именно - подписные листы.

Особенности избирательных споров выявили проблемы использования судами таких доказательств, как свидетельские показания. Все дееспособное население потенциально является избирателями, следовательно, они всегда имеют в деле юридический интерес. Использование свидетельских показаний возможно в случаях, когда избиратели или члены избирательных комиссий никак не связаны с деятельностью избирательных комиссий, чьи действия (решения) оспариваются.

Исследованием всех доказательств по делу заканчивается та часть судебного разбирательства, которая дает право суду считать, что завершена деятельность суда и всех субъектов процесса по представлению, исследованию, оценке доказательств с целью установления истины по делу и постановления законного и обоснованного решения.

 

Избирательный процесс, как одна из форм социальной деятельности в современной России.

 

В современной науке потребность всесторонне осмыслить избирательный процесс, понять его политическую природу, раскрыть внутреннее содержание обусловлена характером политико-правовых реформ, проводимых в нашей стране, стремлением создать новую структуру организации государственной власти, в наибольшей степени соответствующую демократической модели. Последняя основана на юридически гарантированном, полноценном, политически осознанном участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, ответственной перед гражданами и ими контролируемой.

Любой социальной деятельности присущи такие черты, как, предметность, целесообразность, упорядоченность, избирательность, системность, планомерность, самоорганизованность и другие15. И т.к. в избирательном процессе перечисленные признаки присутствуют, то можно считать его разновидностью социальной деятельности.

Деятельность определяют как форму активности, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего человека мира16; процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития; процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами17.

Содержание выборов проявляется в том, что избиратель участвует в голосовании или, напротив, отказывается от него. Эта деятельность (и даже бездеятельность) направлена на создание или изменение действующих социальных институтов. Через избирательный процесс, организованный в институты и структуры избирательной власти, могут быть сбалансированы и приведены к социальному знаменателю возможные и желаемые политико-правовые преобразования системы государственной власти и управления.18 Благодаря демократическому избирательному процессу политическая власть, носителем которой являются граждане, трансформируется в государственную, представляемую парламентом и правительством.

Характерной чертой деятельности является не только то, что она изменяет, но и, что существенно, воспроизводит систему объективных и субъективных условий: общественных отношений и социальных институтов, а вместе с этим и систему соответствующих им представлений, весь образ жизни и мыслей людей. Стабильность как главное условие процесса достигается за счет постоянного воспроизводства одних и тех же взаимодействий, а, в конечном счете, воспроизводства тех условий, в которых осуществляется каждое взаимодействие.

Особенность норм избирательного права как раз в том, что они упорядочивают процесс воспроизводства на демократической выборной основе органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулируют важнейшие политические атрибуты - время пребывания у власти и способы ее передачи в обществе и государстве.

Избирательный процесс - это практическая, и, прежде всего, преобразовательная деятельность. Данный процесс, будучи правоприменительной деятельностью в широком смысле этого слова, все же имеет свою специфику, самостоятельность и является одной из разновидностей юридического процесса. Избирательный процесс реально существует как объективная деятельность, связанная с достижением оптимальных вариантов процедурно-процессуального регулирования процесса формирования органов государства. Сущность выборов и избирательного права обусловлена социально-экономическими и политическими отношениями, сложившимися в обществе. Этим подчеркивается взаимосвязь конкретной деятельности с существующими в обществе отношениями.

Политический процесс представляет собой обусловленную соотношением классовых сил политически значимую деятельность всех участников политических отношений, связанную, в конечном счете, с борьбой за власть, за ее удержание, за участие в ее осуществлении. Важнейшей стороной политического процесса являются выборы. Они имеют многофункциональный характер, выступают как средство активизации населения, устанавливают обратную связь между гражданами и выборными органами, могут содействовать развитию демократии. Если у гражданина нет возможности сделать реальный выбор между различными кандидатами, между различными политическими силами, которые по-разному рассматривают приоритеты развития страны и государства, задачи этого развития в увязке с формами их разрешения, то избирательное право формально, а нормы избирательного законодательства лишены правозащитной силы. Избирательное право только тогда начинает набирать свою жизненную силу и авторитет, когда в обществе конкурируют несколько идеологий и соответствующих им политических сил.

Будучи неотъемлемой частью политического процесса, выборы представляют собой такой момент, который временно прерывает привычное движение политической системы и ее звеньев, а в случае смены партий, иногда даже высших должностных лиц у рычагов власти, может стать ступенью к новому качеству системы. В этом важнейшее потенциальное политическое значение выборов. Главная функция выборов - определение партий и лиц (чаще политических лидеров), которые будут проводить политику государства в масштабах страны и на местном уровне. Демократия неосуществима вне политического избирательного процесса, то есть процесса, допускающего и обеспечивающего для граждан на юридической основе возможность выбора между различными лицами, группами и партиями, претендующими на то, чтобы в течение определенного законом срока не только представлять их интересы, но и проводить собственную политику развития, санкционированную гражданами-избирателями.19

Деятельность носит целенаправленный характер, т.е. это такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью.

Действующее избирательное законодательство России предполагает добровольное участие гражданина в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Участвуя в голосовании или, напротив, отказываясь от него, далеко не всякий избиратель сознает социальное значение выборов. В системе приоритетов для него решающее значение могут иметь личностные склонности, субъективные факторы. Нередко отказ от участия в выборах связан с политической усталостью людей, неверием их в способность органов власти различных уровней разрешить те проблемы, которые, накапливаясь годами, проявились сейчас в условиях реформирования всех сфер общества. В немалой степени этот отказ связан и с недостаточно высокой правовой культурой избирателей.

Важной чертой деятельности является ее предварительная продуманность. После того, как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, в которой ему предстоит действовать, и выбирает средства и способы достижения цели, намечает последовательность своих будущих действий.20

Большинство избирателей, участвующих в голосовании, заранее задумываются о том, кому из кандидатов и по каким причинам будет отдано предпочтение. В частности, по данным опроса, проведенного Всероссийским центром исследований общественного мнения (ВЦИОМ) в марте 1996 г., многие граждане задолго до проведения выборов могли высказать свое мнение в отношении кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Так, 25 процентов избирателей отдали предпочтение Г. Зюганову - из тех, кстати, 65 процентов, которые уже твердо решили принять участие в голосовании. На втором месте был Б. Ельцин - 15 процентов. На третьем - 11 процентов - Г. Явлинский. И замыкал четверку В. Жириновский - 9 процентов. А в январе 1996 г. разрыв между Зюгановым и Ельциным был огромен - в 20 процентов21.

Действия избирателей, а также средства, с помощью которых они могут подтвердить свое волеизъявление, прямо предусмотрены в избирательном законе. В равной мере это относится и к кандидатам в тот или иной представительный орган, поскольку их действия осуществляются в рамках предусмотренных законом процедур. Например, предвыборная агитация может осуществляться только в допускаемых законом формах и законными методами.

Свое завершение избирательный процесс, как деятельность находит в результате. Деятельность всегда заканчивается каким-то результатом, может даже непредвиденным.

Информация о работе Избирательное право в России