Избирательное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 15:42, реферат

Описание работы

Выяснение понятий избирательного права Российской Федерации, избирательных систем, раскрытие содержания основных источников избирательного права России, является первой задачей данной работы.
Вторую задачу данной работы можно определить как раскрытие сущности и содержания избирательного процесса, организации, проведения и результатов выборов.

Файлы: 1 файл

изб право.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Для права избирать и быть избранным характерны периодичность и общие демократические принципы избирательной системы. Статья 32 не содержит перечня этих принципов. Они указаны в Конституции в ст. 81 о выборах Президента РФ. Эти выборы проводятся "на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Указанные принципы относятся ко всем видам выборов.

Конституционное урегулирование принципов участия граждан в выборах не только внутренне противоречиво, но и не в полной мере согласуется с международными нормами и договорами, которые являются составной часть нашей правовой системы.9 В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 25) каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.10

Таким образом, хотя принципы участия граждан в выборах воспроизводятся на конституционном уровне только применительно к выборам Президента России, тем не менее, они являются неотрывной частью общепринятых международных избирательных стандартов, в равной степени обязательных для всех выборов в Российской Федерации.

Обязательность демократических принципов избирательного права (всеобщее равное прямое при тайном голосовании) должна являться прямым конституционным предписанием. Только в этом случае конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, являющиеся смыслом и содержанием всего современного российского избирательного законодательства, будут в самом тексте Конституции РФ наполнены реальным демократическим звучанием и идентифицированы с имманентными атрибутами подлинных справедливых и свободных выборов.

Принципы избирательного права, воплощая в себе демократическую природу выборов как одного из главных институтов народовластия, служат ориентирами в организации и проведении выборов. Только неуклонное следование им со стороны избирателей, кандидатов, избирательных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий и других субъектов избирательного процесса способно предотвратить при проведении избирательных компаний возникновение неразрешимых юридических коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимным, гармоничным, последовательным, нефальсифицированным и необратимым. Поэтому представляется целесообразным в Конституции назвать не только принципы всеобщих, равных, прямых и тайных выборов, но и перечислить и другие установленные наукой принципы демократической избирательной системы, с тем, чтобы детализировать их реализацию в специальных избирательных законах.

В Конституции РФ не предусматривается право отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей.

Определенные недостатки в какой-то степени компенсированы Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в редакции Федерального закона от 27 сентября 2002 г. № 119-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ. Этот Закон, имеющий принципиальное значение для функционирования избирательной системы Российской Федерации, стоит между Конституцией РФ, устанавливающей основы избирательного права, и другими избирательными законами. Целью этого Закона было обозначить три основных элемента избирательной системы:

а) основные права избирателей;

б) основные составные части структуры проведения выборов;

в) самые главные стандарты избирательных процедур, особенно касающихся прозрачности процесса выборов и ликвидации препятствий для устранения возможных нарушений прав избирателей.

 

Законодательное регулирование выборов.

 

Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Свободное добровольное участие в выборах означает запрет оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Добровольное неучастие избирателей в выборах носит название абсентеизма.

Выборы в РФ являются прямыми. Прямое избирательное право означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии (выборщиков), которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важным преимуществом прямых выборов является то, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Голосование на выборах в РФ является тайным. Тайное голосование - это принцип избирательного права, означающий исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. В РФ всемерно обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Деятельность по подготовке и проведению выборов определяется избирательным процессом. Регистрация избирателей означает включение лица в список избирателей, на основании которого он сможет быть допущен к голосованию. Все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Совокупность избирателей страны объединяется понятием "электорат" (избирательный корпус).

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до дня выборов.

В РФ используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам. Избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки - территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 45 дней со дня выборов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, являются избирательные комиссии. Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии - четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой, пять членов назначаются Советом Федерации, и остальные пять членов назначаются Президентом РФ.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов РФ определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

Создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз двух и более избирательных объединений, а также создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз одной или нескольких политических партий, являющихся избирательными объединениями, с одним или несколькими общероссийскими общественными объединениями, является избирательным блоком. При этом в избирательный блок вправе вступать не более трех избирательных объединений и общероссийских общественных объединений.

Временное объединение граждан, участвующих в избирательном процессе называется избирательным движением (например, блок "Выбор России").

Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместного списка кандидатов. Выдвижение кандидатов (списка кандидатов) от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием. В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков, собираются подписи избирателей. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатов. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в этом избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) называется предвыборной агитацией. Государство обеспечивает гражданам РФ, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.

Информация о работе Избирательное право в России