Оценка системы нормирования труда управленческого персонала ОАО «НПО «ПРЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Работоспособность — параметр, описывающий уровень ресурсов, которые могут быть использованы при выполнении работы.
Когда говорят о работоспособности конкретного исполнителя, выделяют общую (потенциальную) работоспособность — те ресурсы, которые в принципе могли бы быть использованы при максимальном напряжении всех сил, и фактическую (стандартную) работоспособность — те ресурсы, которые обычно используются. Фактическая работоспособность всегда ниже, чем потенциальная.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты нормирования труда управленческого персонала……………………………………………….5
1.1. Понятие и сущность нормирования труда…………………………..5
1.2. Нормирование труда управленческого персонала…………………16
Глава 2. Оценка системы нормирования труда управленческого персонала ОАО «НПО «ПРЗ»…………………………………………………..25
2.1. Характеристика организации………………………………………..25
2.2. Система нормирования труда управленческого персонала ОАО «НПО «ПРЗ»……………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

нормирование.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты нормирования труда управленческого персонала……………………………………………….5

1.1. Понятие и сущность  нормирования труда…………………………..5

1.2. Нормирование труда управленческого персонала…………………16

Глава 2. Оценка системы нормирования труда управленческого персонала ОАО «НПО «ПРЗ»…………………………………………………..25

2.1. Характеристика организации………………………………………..25

2.2. Система нормирования труда управленческого персонала ОАО «НПО «ПРЗ»……………………………………………………………………..28

Заключение………………………………………………………………..37

Список используемой литературы……………………………………….39

Приложения……………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Работоспособность — параметр, описывающий уровень ресурсов, которые могут быть использованы при выполнении работы.

Когда говорят о работоспособности конкретного исполнителя, выделяют общую (потенциальную) работоспособность — те ресурсы, которые в принципе могли бы быть использованы при максимальном напряжении всех сил, и фактическую (стандартную) работоспособность — те ресурсы, которые обычно используются. Фактическая работоспособность всегда ниже, чем потенциальная.

Говоря о работоспособности персонала, будем иметь в виду те возможности (как индивидуальные, так и групповые), которые могут быть использованы в деятельности организации:

  • эффективные системы оценки и стимулирования труда;
  • использование социально-психологических аспектов коллективной деятельности;
  • программы специализированной подготовки, обучения и развития персонала;
  • методы планирования карьеры.

Среди мероприятий, направленных на рационализацию управленческого труда, особенное место занимает его нормирование.

Научное обоснование количества и качества труда является одним из важных заданий теории управления. Научно обоснованы нормы труда выполняют функцию меры ее оплаты. В обоснованных нормах аккумулируется эффективность использования техники, прогрессивная технология и рационализация организации труда. Научно обоснованная норма является эталоном того уровня производительности труда, который при определенных организационно технических условиях должен быть достигнут каждым работником. Следовательно, обоснованы нормы – основа организации труда, производства и заработной платы.

 Решение задачи нормирования труда служащих заключается в определении их численности и затрат времени на выполнение предусмотренных работ. С этой целью применяются нормативы численности и оптимальных соотношений, нормы обслуживания и управляемости, нормы времени на отдельные виды работ.

Целью данной работы является изучение методики оценки системы нормирования труда управленческого персонала.

Исходя из цели, были разработаны следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты  нормирования труда управленческого  персонала;

- провести оценку нормирования  труда управленческого персонала на конкретном предприятии.

Предметом исследования служит система нормирования труда управленческого персонала.

Объектом исследования является.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты нормирования труда управленческого персонала

1.1. Понятие и сущность нормирования труда

 

Специфика труда служащих состоит в том, что они:

· выполняют труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития [13, с. 88];

· непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия их производства;

· обеспечивают рациональность и эффективность общественных отношений, явлений и процессов;

· обладают особым предметом труда - информацией.

Все это говорит о том, что затраты их труда невозможно установить традиционными методами нормирования труда.

При нормировании труда служащих решаются в основном две взаимосвязанные задачи:

а) определяется трудоемкость отдельных видов работ по управлению производством;

б) устанавливается необходимая численность работников.

Трудоемкость отдельных видов управленческих работ может использоваться для следующих целей:

а) решения вопросов разделения труда и использования работников по квалификации и должности;

б) обеспечение оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством;

в) анализ рациональности процессов труда и уровня его производительности и оценки результатов работы [12, с. 96].

Основными элементами процесса труда служащих являются управленческие операции.

Управленческие операции - это трудовые операции служащих, выделяемые по функционально-технологическим признакам и входящие в состав различных управленческих работ.

Первичными элементами операций являются:

· слушать;

· читать;

· наблюдать;

· говорить;

· писать;

· контактировать с управляющим устройством материального объекта;

· продумывание/мыслительная работа;

· анализ и синтез

Организационно-административные операции относятся в основном к деятельности руководителей, хотя и затрагивает другие категории служащих - специалистов и технических исполнителей, а так же рабочих как объект, а так же как субъект управления. Организационно-административные операции делятся на:

· служебно-коммуникационные операции: операции, которые обеспечивают взаимосвязи работников в процессе выполнения должностных обязанностей (телефонные переговоры, прием посетителей, передвижение в пределах предприятия, служебные командировки и т.д.).

· распорядительные операции: операции по предоставлению в определенной форме принятых руководителем решений и доведение их до исполнителей в условиях коллективного труда (устные распоряжения, издание приказов, служебных заданий и других документов директивного и инструктивного характера).

· координационные операции: операции, выполняемые для взаимной увязки работы различных звеньев управления в целях обеспечения их согласованной деятельности по решению текущих и перспективных задач предприятия и его подразделений (проведение совещаний и заседаний).

· контрольно-оценочные операции: операции, которые позволяют осуществлять контроль исполнения приказов, решений совещаний, планов, заданий и поручений. Проверяются своевременность и качество исполнения возложенных на работника функций, работ, обязанностей (отчеты, справки).

Аналитико-конструктивные операции допускают достаточно четкое выделение двух этапов процесса подготовки решений. Анализ существующего положения: ознакомление с ходом производства, рассмотрение документов, характеризующих положение дел, составление справок и обзоров. Проектирование решений: разработка предложений, проектов, планов и т.д. Эти операции включают в себя:

· аналитические операции связаны со стадией получения и восприятия информации, необходимой для принятия решения по той или иной функции управления (изучение специальной литературы, документов).

· конструктивные операции: операции, связанные с подготовкой и принятием разного рода решений, они существенно различаются в зависимости от применяемых при этом методов (метод инверсии, метод аналогий, метод мозговой атаки и др.)

Информационно-технические операции связаны с обработкой информации и ее носителей. Эти операции призваны организовать информационное и документационное обеспечение потребностей руководителей и специалистов. По своему целевому назначению и месту в процессе управления предприятием эти операции могут быть разделены на 4 класса:

· документационные операции: операции по стандартизации, унификации и типизации форм документов, создание и применение типовых текстов; сокращение числа документов, выписываемых на предприятии, устранение лишних копий; упрощение содержания документов; рациональная организация и механизация процессов обработки корреспонденции в соответствии с требованиями системы делопроизводства.

· первично-счетные операции: операции обусловлены номенклатурой и количеством объектов, подлежащих учету, измерениям и регистрации, что зависит от уровня специализации, типа производства и т.д..

· коммуникационно-технические операции: операции, предназначенные для оповещения о той или иной ситуации с целью принятия соответствующих мер (звуковые и оптические сигналы).

· вычислительные и формально-логические операции: операции по переработке информации, выполняемые с помощью вычислительной техники или техническими исполнителями

Все операции находятся в тесной взаимосвязи, что обуславливает целостность процессов выполнения определенной функции. Так, организационно-административные операции взаимообусловлены и не могут быть осуществлены без информационно-технических. Принятая классификация операции соответствует разделению труда между руководителями, специалистами и техническими исполнителями, но очевидно, что руководители могут успешно выполнять свои организационно-административные функции, если уделяют должное внимание аналитико-конструктивной работе.

Нормирование труда — это мероприятия по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии. [12, с. 88]

Нормирование труда в производственной сфере изучается и совершенствуется продолжительный период времени. Нормирование управленческой деятельности начало разрабатываться только в 70-х гг. 20-го века. К нерешенным проблемам в данной области относится отсутствие комплексной системы методов и показателей нормирования управленческих работ. Бытует мнение, что управленческая деятельность носит творческий характер и слабо формализуется. Однако только работу, связанную с руководством и выполнением заданий, требующих самостоятельных решений, можно охарактеризовать как творческую. Обычные управленческие процедуры (операции), для выполнения которых необходимо мастерство, внимание, способности, но выполняющиеся по заранее определенным правилам, не являются творческими, так как многие из них могут быть автоматизированы.

Деятельность по нормированию труда в управлении персоналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования:

  • планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество);
  • расчет затрат на заработную плату;
  • оценка изменения производительности, эффективности производства.

Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:

  1. анализ деятельности;
  2. расчет и утверждение базовых норм;
  3. мониторинг технического уровня производства, планирование пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;
  4. внедрение форм материального стимулирования за повышение производительности;
  5. мониторинг норм труда. [10, с. 89]

Надо отметить, что существует несколько методик нормирования управленческого труда в нашей стране и за рубежом, которые имеют принципиальные различия.

Основные методы нормирования труда:

  • традиционный — хронометраж, при котором путем многочисленных замеров производится расчет времени на производство единицы продукции;
  • оценка «стоимости труда» — стоимость труда за 1 час работы определяется умножением одного балла за час (утверждается руководством) на сумму баллов по факторам: уровень квалификации, условия труда на рабочем месте, интенсивность труда, ответственность работы;
  • определение «плавающего тарифа». Этот метод предполагает, что тарифные ставки и расценки длительное время не изменяются (в течение одного года и более), а увеличение заработной платы осуществляется из доходов организации. В условиях рыночной экономики процент от доходов может быть предметом переговоров между руководством и рабочими.

Расчет штата нормировщиков производится с учетом анализа затрат времени на проведение нормировочных работ в течение определенного периода.

Как показывает опыт Великобритании, в среднем затраты времени составляют три дня на разработку новых норм в расчете на одного рабочего, время на пересмотр и выполнение документации может быть условно принято равным 1,5 дням.

Анализ показывает, что по мере увеличения размера предприятий число нормировщиков в расчете на каждые 100 рабочих быстро уменьшается.

 

Информация о работе Оценка системы нормирования труда управленческого персонала ОАО «НПО «ПРЗ»