Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы ставится разработка стратегии развития предприятия «Мир обоев».
Поставленная цель определила следующий перечень задач, которые необходимо решить для ее достижения:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования на предприятии;
- проанализировать деятельность предприятия «Мир обоев» и оценить возможные пути его развития;
- обосновать дальнейшую стратегию развития предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Задачи и функции стратегического планирования 5
1.2. Основные этапы стратегического планирования 8
Глава 2. Анализ деятельности предприятия и оценка возможностей его развития 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2.Оценка внешних и внутренних факторов деятельности предприятия 17
2.3. Анализ результатов деятельности предприятия 23
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития предприятия 27
3.1. Уточнение миссии, целей и задач деятельности предприятия 27
3.2. Обоснование базовой и функциональных стратегий 28
3.3. Разработка стратегического плана развития предприятия 29
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовая по планированию_разработка стратегии развития.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Титульный лист

Курсовая работа

Предмет: Планирование на предприятии

Тема: Разработка стратегии развития предприятия

Содержание

Введение

 

Деятельность российских предприятий в сложившихся экономических условиях качественно изменилась и предполагает поиск и обоснование каждым из них собственного пути развития. Для решения проблем, возникающих в связи с их адаптацией к внешней среде, необходим механизм, одним из элементов которого является стратегическое планирование.

В современных рыночных условиях финансовая устойчивость отечественных предприятий  зависит от эффективности работы на рынке, что требует постоянного  внимания их руководства к вопросам формирования и поддержания конкурентных преимуществ. Наиболее значимым в числе отмеченных преимуществ является способность менеджмента предприятия сформулировать и реализовать стратегию, наиболее адекватную меняющимся рыночным условиям. Способность предприятия ориентировать свою деятельность на долгосрочную перспективу и формировать предпосылки успешной деятельности в будущем через реализацию оперативных процедур и задач повседневной практической деятельности, становится стратегически важным конкурентным преимуществом.

Стратегическое планирование представляет собой процесс определения стратегии, ориентированной на долгосрочное развитие организации. Результатом стратегического  планирования в бизнесе является выбор и принятие управленческих решений в интересах долгосрочного развития предприятия.

Стратегическое планирование должно быть эффективно - это непременное  требование научного подхода к управлению и одна из важнейших задач экономической  науки. Потери экономических ресурсов и положения на рынке в результате ошибок в стратегическом планировании значительно выше при ошибках в краткосрочном планировании, поэтому метод «проб и ошибок» неприемлем при формировании стратегии и должна применяться научно обоснованная концепция оценки эффективности стратегического планирования.

Целью данной курсовой работы ставится разработка стратегии развития предприятия «Мир обоев».

Поставленная цель определила следующий  перечень задач, которые необходимо решить для ее достижения:

- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования на предприятии;

- проанализировать деятельность  предприятия «Мир обоев» и оценить возможные пути его развития;

- обосновать дальнейшую стратегию  развития предприятия.

Глава 1. Сущность и содержание стратегического планирования на предприятии

1.1. Задачи  и функции стратегического планирования

 

Основная идея теории стратегического планирования заключается  в том, что только посредством  постоянного совершенствования  всех элементов системы менеджмента  в организации можно успешно  развивать собственный бизнес в условиях достаточно жесткой конкуренции и непредсказуемых изменений как во внешней, так и во внутренней среде. Экономическая эффективность от использования систем стратегического планирования проявляется в наиболее целесообразном и наименее рискованном использовании всех видов ресурсов организации, повышение уровня ее конкурентоспособности и создании благоприятных перспектив постоянного и долговременного присутствия на целевом рынке (т.е. рынке, на котором организация работает).1

Стратегия представляет собой всесторонний комплексный план, отображающий конкретные пути развития организации исходя из динамики внешней среды посредством формулирования миссии организации и целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу.2  Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством организации, а ее реализация предусматривает участие сотрудников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, с другой – гибким, допускающим коррекцию. Выработанная стратегия придает организации общую направленность и  индивидуальность, а ее сотрудникам – четкие ориентиры в повседневных действиях.3

Планирование как функция  управления состоит в выборе наилучшей  альтернативы текущего и перспективного развития объекта управления. Планирование должно быть способным адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды и самого объекта управления.

Объектом плановой работы могут быть любые виды деятельности, нацеленные на достижение каких-либо целей, особенно целей по обеспечению интересов и потребностей субъектов рынка и хозяйствования. 4

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие организации в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование организации базируется на неполных данных, поэтому качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для  управления организацией. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной  мере обеспечить нововведения и изменения  в организации предприятия.

Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

  • распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
  • адаптация к внешней среде;
  • внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
  • осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся  система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования организации и объединяются усилия всего коллектива организации по ее достижению.

Стратегическое планирование решает следующие проблемы организации:

  • какие заказчики будут у организации, и на каких рынках она будет работать;
  • какие деловые процессы должны развиваться в организации;
  • каковы внешние факторы, более всего влияющие на результаты деятельности организации;
  • какая новая продукция или новые услуги будут предлагаться организацией;
  • какие специфические параметры организации нужно больше всего развивать;
  • какие финансовые, материально-технические и людские ресурсы понадобятся для реализации выбранной стратегии.

Стратегическое планирование фирмы имеет свои цели и задачи. Корпоративные цели выражают ожидания собственников предприятия (размер прибыли, дивидендов, рыночной стоимости  акций) и ожидания других заинтересованных субъектов (работников, клиентов, поставщиков ресурсов, кредиторов). Содержание целей имеет конкретный характер и в большинстве случаев может быть выражено в стоимостной форме.

Примерами целей могут  быть: освоение инновационного продукта, расширение рынка сбыта, использование альтернативных источников энергии и сырья, получение определенного размера прибыли на инвестируемый капитал и при увеличении объема реализации продукции.

Задачи стратегического  планирования ставятся для структур и подразделений предприятия. Они  могут также отображать стратегические цели предприятия на уровне его структурных подразделений. Например, цель предприятия расширить объем продаж может одновременно быть задачей производственной и транспортной структуры, финансового и маркетингового отделов. При этом каждая структура выполняет свою задачу для осуществления общей цели предприятия.

Цели предприятия отражаются в стратегическом и долгосрочном плане, а задачи – в текущем  и оперативно-календарном плане. Роль задач – постепенное практическое осуществление стратегических целей предприятия, определение технологии и способов их реализации5.

Для выполнения задач  разрабатываются и выполняются  краткосрочные планы, проводится анализ соответствия полученных результатов  стратегическим целям. По результатам  анализа корректируются оперативно-календарные планы следующих периодов или уточняются стратегические цели. Основные задачи стратегического планирования сводятся к формированию и распределению ресурсов, адаптации персонала к изменяющимся внешним условиям, взаимодействию и координации работы структур, соблюдению культуры производства.

1.2. Основные  этапы стратегического планирования

 

Стратегическое планирование - процесс определения конкретных целей организации и направлений  действий для их осуществления в  соответствии с принятой стратегией. Стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.

Последовательность действий, составляющих стратегическое планирование, представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Цикл стратегического планирования

Всё начинается с выработки  миссии и целей. Сформулированная миссия позволяет определить измеримые  цели, выраженные в соответствующих показателях. На практике после уточнения целей нередко вновь уточняется миссия, и цикл начинается заново.

Выработка миссии и соответствующих  целей — важнейшая составная  часть стратегического управления любой организации. При этом обычно выделяют общую цель, которую определяют как миссию, и конкретные цели более низкого уровня.

Миссия определяет суть деятельности организации, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации6.

Главный вопрос, на который  отвечает миссия, — это вопрос о  том, какую человеческую потребность  удовлетворяет организация. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в передвижении; университет — в образовании; мэрия — в создании условий достойной жизни для горожан.

Формулирование целей, или собственно целеполагание - представляет собой логический процесс, где можно только систематизировать процедуру, но не формализовать ее, а тем более определить однозначно. Целеполагание в конечном счете есть искусство, во многом определяемое опытом и интуицией высшего руководства.

Цели развития предприятия  «многослойны». Во-первых, цели образуют иерархию и она аналогична системе планирования, то есть система целей есть «контур плана». Каждая структурная единица предприятия должна обладать в реальности некоторой целью развития, поэтому формулирование во многом успешно только тогда, когда достигается баланс между целями организации в целом и целями отдельных структурных подразделений.

Цели организации подразделяют на:

1) общие, разработанные для организации в целом (отражают концепцию организации, определяют основные направления программ развития организации);

2) специфические  цели  разрабатываются  в  рамках  общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении организации   и   выражаются   в  количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

Другие специфические цели (подцели):

  • по маркетингу (уровень продаж,  диверсификация, система распределения, объем сбыта);
  • научные   исследования   и  разработки  (новые  товары, качество продукции, технологический уровень);
  • производство (издержки, качество,  экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);
  • финансы (структура и источники финансирования,  методы распределения прибыли, минимизация налогообложения).

Следующий шаг  стратегического планирования –  это анализ и оценка внешней и  внутренней среды, влияющий на деятельность организации. Такая работа имеет исследовательский характер и нередко выполняется сторонними организациями. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей организации, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей организации осуществить свою миссию и достичь своих целей. Полученные результаты исследования нередко заставляют вновь уточнить миссию и цели, таким образом, процедура стратегического планирования вновь возвращается на первоначальный этап.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия