Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы ставится разработка стратегии развития предприятия «Мир обоев».
Поставленная цель определила следующий перечень задач, которые необходимо решить для ее достижения:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования на предприятии;
- проанализировать деятельность предприятия «Мир обоев» и оценить возможные пути его развития;
- обосновать дальнейшую стратегию развития предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Задачи и функции стратегического планирования 5
1.2. Основные этапы стратегического планирования 8
Глава 2. Анализ деятельности предприятия и оценка возможностей его развития 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2.Оценка внешних и внутренних факторов деятельности предприятия 17
2.3. Анализ результатов деятельности предприятия 23
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития предприятия 27
3.1. Уточнение миссии, целей и задач деятельности предприятия 27
3.2. Обоснование базовой и функциональных стратегий 28
3.3. Разработка стратегического плана развития предприятия 29
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовая по планированию_разработка стратегии развития.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Матрица BCG может использоваться в процессе стратегического анализа и планирования продуктовой программы (товарного ассортимента), позволяет правильно распределить ресурсы между имеющимися товарами.

В классической матрице  позиция каждого товара определяется по двум параметрам:

   * текущей доле рынка бизнеса (отношению доли рынка, занимаемой товаром данной фирмы к доле рынка товара ведущего конкурента);

    * потенциалу  роста бизнеса (среднегодовому  темпу прироста объема реализации  данного товара).

В основе Бостонской матрицы  лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"проблема"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар -"дойная корова") и спад (товар-"собака"). Матрица BCG представляет собой графическое отображение позиций конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве "темпы роста / доля рынка".

Рассмотрим построение модифицированной стратегической матрицы BCG, основанной на внутренней количественной информации предприятия, то есть наиболее доступной, достоверной и практически бесплатной.

Рис 2.1. Матрица BCG

Таблица 2.3. - Исходные данные для построения матрицы BCG для магазина «Мир обоев»

Краткое название продукта

Продажи

Продажи конкурента

Доля рынка

Темпы роста рынка

Материалы для строительства

8798,7

13000

0,68

6%

Материалы для отделки

7341,1

5400

1,36

15%

Строительный инструмент

9031,8

9000

1,00

-2%

Усулги по ремонту

4309,6

2000

2,15

5%

Сантехника

10932,5

40000

0,27

4%


 

Построим график матрицы BCG для ООО «Мир обоев».

Рис 2.2. Матрица BCG для магазина «Мир обоев»

 

Интерпретация результатов: Оси координат делят диаграмму BCG на четыре сектора (квадранта)

Звезды (левый верхний  сектор)

Перспективные продукты, обеспечивающие будущее компании, лидеры на растущем рынке

Преимущество лидерства и рост рынка

Рекомендуется обращать больше внимания на эти продукты и активно инвестировать  в их развитие, т.к. в будущем, по мере роста рынка, это обеспечит рост доходов компании.

Дойные коровы (левый  нижний сектор)

Источник стабильных доходов, не имеющий, однако, больших перспектив.

Преимущество лидерства

Основная стратегия для этих бизнес-единиц - сохранение существующего  уровня. Инвестировать в их развитие рекомендуется в объеме, необходимом  для поддержания доли рынка.

Вопросительные знаки (правый верхний сектор)

Перспективные бизнес-единицы с  высокой степенью неопределенности

Рост рынка

Как правило, требуют значительных затрат для увеличения доли рынка. Однако, инвестиции в "вопросительные знаки" связаны с высоким уровнем  риска, поэтому не рекомендуется направлять на их развитие слишком большую долю средств.

Собаки (правый нижний сектор)

Направления, которые не приносят высоких доходов и не имеют  текущих перспектив.

 

Таких продуктов не должно быть много  и в их развитие, как правило, не рекомендуется инвестировать существенные средства, т.к. они не обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность компании. Обычная стратегия для "собак" заключается в получении максимального дохода при минимальных инвестициях и последующем исключении продукта из портфеля.


 

Из проведенного анализа  можно сделать вывод, что «звезд» у магазина две – это услуги по ремонту и отделке и отделочные материалы. Данные направление нуждаются в активном развитии.

К «дойным коровам» относятся  направления: строительный инструмент, по данному направлению магазин активно сотрудничает с юридическими лицами, продажи стабильно высокие, с данным направлением необходимо работать привлекая крупных клиентов – юридических фирм.

К «вопросительным знакам»  относятся направления материалов для строительства и сантехники. Магазин практически не занимается продвижением сантехники, поэтому данный продукт имеет относительно низкие продажи, если работать активно в данном направлении, есть все возможности для его активного развития, можно предложить совмещение продуктов, например, при приобретении сантехники, услуги по ее установке предоставляются со скидкой.

 Организационная структура одного магазина представлена на рис. 2.3.

 

Рис. 2.3 Организационная структура магазина «Мир обоев»

Такого рода структура управления называется линейной. То есть руководитель держит принятие всех решений в своих руках. Для магазина с небольшой численностью такая структура подходит.

2.3. Анализ  результатов деятельности предприятия

 

Проведем оценку деятельности магазина «Мир обоев».Рассмотрим объем реализации за 2009-2010 годы, результаты представим в виде таблицы 2.4.

Таблица 2.4. Анализ объема реализации за 2009-2010 гг. по магазину «Мир обоев»

Наименование позиции

Объем выручки 2009 г , тыс.руб.

Объем выручки 2010 г, тыс.руб.

Темп роста

Отклонение (+,-)

Стройматериалы

2265,5

2810

544,5

124,03

Отделочные материалы

1506,5

1934

427,5

128,38

Конструкционные материалы

612,8

622,6

9,8

101,60

Инструмент и оборудование

1076,5

1151,5

75

106,97

Напольные покрытия

915,2

996,7

81,5

108,91

Сантехника

2196,5

2894,6

698,1

131,78

Двери и фурнитура

2346

3092,3

746,3

131,81

Электротовары

1311,5

1400,9

89,4

106,82

Товары для дачи и сада

831,1

885,4

54,3

106,53

Шторы, жалюзи, занавески

331,7

407,1

75,4

122,73

Крепеж

215,6

229,7

14,1

106,54

Кухня и мебель

1612,1

1447

-165,1

89,76

Товары для дома

1077,6

1082,3

4,7

100,44

Прочие виды продукции

1209

1137,6

-71,4

94,09

ИТОГО:

17507,6

20091,7

2584,1

114,76


 

По таблице видно, что в 2010 году показатели объема продаж выросли по сравнению с 2009 годом на 114,76% или на 2584,1 тыс.руб. Причиной стало применение некоторых приемов увеличения эффективности продаж, в том числе и продаж в межсезонье.  Также можно отметить, что рост наблюдался по всем видам продукции, кроме позиции «Кухня и мебель», по данной позиции продажи снизились на 165,1 тыс.руб. или на 10,24%. Также небольшое снижение наблюдается по прочим видам продукции.

Себестоимость - это финансовые затраты предприятия, направленные на обслуживание текущих расходов по производству и реализации товаров и услуг. Себестоимость включает в себя издержки на материалы, накладные расходы, энергию, заработную плату, амортизацию и т.д. Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Анализ затрат, как  правило, проводится систематически в  течение года в целях выявления  внутрипроизводственных резервов их снижения.

Анализ себестоимости осуществляется по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат) строки с 710 по 760). Для анализа себестоимости составляются таблица 2.5.

Таблица 2.5. Затраты на реализацию в магазине «Мир обоев»

Элементы затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, %

2009

2010

+, -

2009

2010

+, -

Закупаемая продукция, т.р.

5328,9

6608,40

1279,50

37,22

37,91

0,69

Затраты на реализацию продукции, т.р.

В т.ч.

9989,7

11824,80

1835,10

69,77

67,83

-1,94

Материальные затраты

388,21

430,43

42,22

2,71

2,34

-0,38

Заработная плата

6748,8

7615,2

866,40

47,13

41,31

-5,82

Отчисления на социальные нужды

1754,69

2589,168

834,48

12,25

14,05

1,79

Амортизация основных средств

62

70

8,00

0,43

0,38

-0,05

Прочие затраты, связанные с  продажами (аренда, энергия и т.д.)

1036

1120

84,00

7,24

6,08

-1,16

Полная себестоимость

15318,6

18433,2

3114,60

100,00

100

Х


Выводы по таблице:

В себестоимости значительную долю занимает закупаемая продукция, так, в 2009 году ее доля составила 37,22%, в 2010 году – 37,91%.

Также очень большую долю в себестоимости  занимает заработная плата. В 2009 году ее доля в себестоимости составила 47,13%, в 2010 году – 41,31%. Заработная плата  увеличилась в 2010 году на 866,4 тыс.руб.

Материальные затраты увеличились  на 42,22 тыс. руб., их доля в общей структуре  затрат снизилась на 0,38 п.п.;

Главным фактором, вызвавшим рост себестоимости продаж, является растущий объем продаж.  Также значительное влияние на себестоимость оказывает рост расходов на оплату труда.

Необходимым элементом  финансового анализа является исследование результатов финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, которые  характеризуются суммой прибыли  или убытка.

Основная часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Таблица 2.6.  Расчет  динамики  прибыли и рентабельности магазина «Мир обоев»

Показатель

Ед. изм.

2009 год

2010 год

Прирост

Тыс. руб.

%

Объем реализации (без НДС)

тыс.руб.

17507,6

20091,7

2584,1

114,76

Себестоимость

тыс.руб.

15318,6

18433,2

3114,60

120,33

Валовая прибыль

тыс.руб.

2189

1658,5

-530,5

75,77

Управленческие расходы

тыс.руб.

117

118

1

100,85

Коммерческие расходы

тыс.руб.

126

150

24

119,05

Балансовая прибыль

тыс.руб.

1946

1390,5

-555,5

71,45

Рентабельность продаж

тыс.руб.

9,28

9,36

0,08

Х

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия