Управленческое решение в структуре деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать этапы разработки управленческого решения и дать рекомендации по его оптимизации в ежедневной деятельности изучаемой организации.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1) уяснить место, занимаемое управленческими решениями в настоящих экономических условиях;
2) раскрыть теоретические основы (сущность, классификацию решений, модели принятия управленческих решений, понятие качества решений, выявить факторы, влияющие на принятие решений);
3) рассмотреть этапы разработки и принятия управленческих решений

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)
- разработка альтернатив;
- оценка альтернатив;
- выбор альтернативы.
Как только определены факторы, ограничивающие решение или в дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит  оценивать альтернативные варианты выбора решения. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений, например, критерий цены решения, ограничения по времени, социального последствия и т.п.
Первый этап этой стадии – разработка альтернатив, т.е. формулирование набора альтернативных действий решения проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями, информацией, или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными. При этом многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения. Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные и стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход [19, С.206].
Генерирование альтернативных вариантов решений может осуществляться либо непосредственно, либо с помощью специальных процедур. Технология генерирования альтернативных вариантов  управленческих решений весьма разнообразна. Процедуры генерирования альтернатив могут предусматривать как специальную организацию и проведению экспертиз с использованием методов типа мозговой атаки; метода выдвижения предложений; группового анализа ситуации; дерева решений; причинно-следственной диаграммы, так и создания автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов в сложных, но достаточно структурируемых случаях.
Следующий этап – оценка возможных альтернатив. Все предложенные альтернативы должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них. Однако количество и качество альтернативных идей (решений) растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделена от оценки окончательной идеи. Это означает, что только после составления всех идей, следует переходить к оценки каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Почти все важные управленческие решения содержат компромисс [12, С.328].
Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом, относительно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой альтернативы. Подобные стандарты называют критериями  принятия решений, устанавливаемыми на первом этапе второй стадии. На этом этапе могут возникнуть затруднения, поскольку невозможно сравнивать вещи, если они не однотипны. Все решения следует выражать в определенных формах. Желательно, чтобы это была форма, в которой выражена цель, например, в бизнесе прибыль – неизменная потребность и высший приоритет, поэтому решения можно представить в денежном выражении и в виде оценки их воздействия на прибыль.
При оценке возможных решений руководитель пытается спрогнозировать то, что произойдет в будущем. Будущее всегда неопределенно. Множество факторов, включая изменение внешнего окружения и невозможность реализации решения, может помешать воплощению намеченного. Поэтому важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска.
В практике управления широко используются такие методы, как: платежная матрица; дерево целей или решений. Наиболее известными из них является метод дерева решений для сравнения и оценки выдвинутых альтернатив [3, С.236-239]. Особенно данный метод полезен в ситуациях, когда менеджер имеет дело с неопределенностью. Этот метод дает общую картину решения: выборы, риски и исходы, которые могут иметь место. Более того, данный метод помогает открыть новые альтернативы, которые ранее могли быть опущены по каким-то причинам.
Завершающий этап второй стадии - выбор альтернативы. Этот этап является своего рода вершиной в процессе принятий решений. Многие не любят эту стадию, пытаются  избежать ее или переложить на другого, т.к. в ходе данного этапа принимающий решение вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки выбора.
Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения правильно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту. Хотя для менеджера идеально достижение оптимального решения, руководитель, как правило, на практике не мечтает о таковом.
Третий, завершающий этап разработки управленческого решения, - это реализация решения. Реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организаций. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко, однако, бывает автоматическим, даже если оно хорошее.
Этот этап состоит из трех стадий [2, С.69] (рисунок 4):
- организация выполнения  решения;
- анализа и контроля  выполнения решения;
- обратной связи и корректировки  действий.
Выполнение решения – это устранение проблемы, его породившей, по отношению к которой было принято решение. Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий участников организации. Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность; во-вторых, менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятия для себя данного решения его исполнителями.
Анализ и контроль выполнения решения – это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они проявятся.
Обратная связь – еще одно фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, что ожидались в период принятия решения. Обратная связь – т.е. поступление данных о том,  что происходило до и после реализации решения – позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесло значительного ущерба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Качество управленческих решений

 

 

Качество управленческого решения - это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя/потребителей  и обеспечивающих  реальность его реализации [23, С.98-100].
Процесс принятия решения включает следующие операции: подготовка к работе, выявление проблемы и формулирование целей, поиск информации, ее обработка, выявление возможностей ресурсного обеспечения, ранжирование целей, формулирование заданий, оформление необходимых документов, реализация заданий.
Применение системного подхода к процессу принятия управленческого решения позволяет определить структуру проблемы, систему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очередность их совершенствования. С целью экономии времени и средств на разработку управленческого решения рекомендуется следующая очередность совершенствования: Сначала необходимо четко сформулировать, что  следует получить, какими параметрами должно обладать решение [9, С.32].
К параметрам управленческого решения относятся:
- показатель энтропии, т.е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только  качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
- степень риска инвестиций;
- вероятность реализации  решения по показателям качества, затрат и сроков;
- степень адекватности  теоретической модели фактическим  данным, на основании которых  она была разработана.
После предварительной регламентации параметров качества управленческого решенья и его эффективности,  ради которой приниматься за решение проблемы, анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективности решения. Затем анализируются параметры входа системы и  принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.
После уточнения требований выхода, уточнения факторов ней среды, влияющих на качество и эффективность решения, отработки входа системы следует смоделировать технологию  принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество входа оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне качества процесса в системе выхода, т.е. качество  решения, будет, удовлетвори тельным.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
-  применение к разработке управленческого решения научных  подходов менеджмента;
-  изучение влияния экономических законов на эффективность  управленческого решения;
- обеспечение лица, принимающею  решение, качественной информацией, характеризующей параметры выхода, входа, вне среды и процесса  системы разработки решения;
- применение методов функционально-стоимостного  анализа, прогнозирования, моделирования  и экономического обоснования  каждого решения;
-  структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решения;
- обеспечение многовариантности решений;
- правовая обоснованность  принимаемого решения;
- автоматизация процесса  сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации  решений;
- разработка и функционирование  системы ответственности и мотивации  качественного и эффективного  решения;
- наличие механизма реализации  решения [22, С.64].
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно, и это требует значительных затрат. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только  для рациональных управленческих решений по капиталоемким проектам. Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.

 

 

1.5 Методы оптимизации

 

 

Оптимизация решения – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение [4, С.21].

Информация о работе Управленческое решение в структуре деятельности организации