Бюджетное звено финансово-кредитной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 01:20, реферат

Описание работы

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономикой, социальными и политическими процессами. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Содержание работы

I. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.
II. Межбюджетные отношения.
III. Бюджет. Его сущность и функции.
IY. Доходы бюджетов.
Y. Расходы бюджета.
YI. Бюджетная классификация.
YII.Формы перечисления бюджетных средств.
YIII. Фонды и резервы федерального бюджета.
IX. Сбалансированность бюджета.
X. Бюджетный процесс в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ 5 Бюджетное звено.DOC

— 398.00 Кб (Скачать файл)

        Секретные  статьи могут утверждаться только  в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надёжность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Межбюджетные отношения.

 

Межбюджетные отношения – взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Основные принципы действующей в настоящее время системы межбюджетных отношений были созданы в 1994г. Они обеспечили переход от индивидуального согласования объёмов финансовой помощи субъектам РФ к единым правилам её распределения.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням 

бюджетной системы РФ;

- разграничения (закрепления  на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

- равенства бюджетных  прав субъектов РФ, равенства  бюджетных прав муниципальных  образований;

- выравнивания уровней  минимальной бюджетной обеспеченности  субъектов РФ, муниципальных образований;

- равенства всех бюджетов  РФ во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов  во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов РФ;

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ в  местные бюджеты.

В основе процесса распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета и местных бюджетов  с региональными бюджетами. Это равенство предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ, использование единой методики расчёта нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчёта финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. В соответствии со ст.48 Бюджетного кодекса общая доля налоговых доходов бюджетов субъектов РФ должна быть не менее 50% консолидированного бюджета РФ.

Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных источников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам базируются на разграничении расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы. Оценка расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ проводится на нормативной основе. Значения бюджетных нормативов базируются на минимальных государственных стандартах и социальных нормативах с учётом реальных возможностей консолидированного бюджета РФ по их финансированию в данном финансовом году.

  Нормативы финансовых затрат  на предоставление государственных  услуг, нормативы минимальной финансовой  обеспеченности, являющиеся основой  для расчёта финансовой помощи  субъектам РФ из федерального бюджета определяются на основе единой методики с учётом объективно обусловленных социально-экономических, географических, природно-климатических и других особенностей субъектов РФ. Бюджетные нормативы используются только для расчётов финансовой помощи регионам и не определяют уровень и структуру бюджетных расходов субъектов РФ.

При распределении финансовой помощи субъектам РФ учитывается отношение обоснованной нормативной бюджетной потребности региона в расчёте на душу населения к средней или минимальной обоснованной потребности по субъектам РФ -  индекс бюджетных расходов, показывающий, на сколько меньше или больше необходимо затратить бюджетных средств в расчёте на душу населения, в данном регионе, по сравнению со средними или минимальными по РФ затратами для обеспечения сопоставимого уровня финансирования бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Бюджет. Его сущность и функции.

 

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Роль бюджета в экономике.

Слово "бюджет" (public budget) заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая и называлась "бюджет", т.е. "кожаный мешок".

Бюджет, как основной инструмент первичного распределения и последующего перераспределения национального дохода, является важнейшим рычагом рыночных преобразований, с его помощью осуществляется главная задача – сопоставление фактических потребностей государства и средств для их удовлетворения. Основной проблемой при этом является соотношение финансовых ресурсов (вновь созданной стоимости), оставляемых в первичных рыночных секторах экономики (хозяйствующих субъектах) и централизуемых в бюджете. Излишняя централизация средств сдерживает возможности хозяйствующих субъектов в своём развитии. Недополучение средств в централизованные фонды (бюджеты) государства, субъектов РФ и муниципалитетов снижает возможности властных структур проводить полноценную социально-экономическую политику. Поэтому требуется постоянный поиск оптимальных пропорций централизации и децентрализации финансовых ресурсов. Рыночные преобразования требуют сокращения степени централизации финансовых ресурсов. Если в СССР через бюджетную систему распределялось до 2/3 национального дохода, то в настоящий момент в РФ – около 1/2 части. Через бюджетную систему перераспределяется около 3/4 частей всех денежных средств, весь государственный долг страны.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода между отраслями, регионами и социальными слоями населения. На него возложено финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Характеристика бюджета как экономической категории:

- центральное звено системы финансов отражающее основные качественные признаки финансов;

- система денежных отношений в  процессе которых образуется  и используется бюджетный фонд;

- это бюджетный план в котором  бюджет, как система денежных  отношений, выражен количественно (суммарно). Название  бюджета документом неверно, так как документ – роспись сметы доходов и расходов;

- это экономическая категория, так  как бюджет любого государства  включает одинаковые составляющие (налоги, займы, расходы) содержание  которых не меняется при переходе  из одной общественно-экономической фармации к другой;

Бюджет, как экономическая категория выполняет следующие функции:

  1. перераспределительную, (перераспределение национального дохода и ВВП) необходимость которой диктуется необходимостью межотраслевого, межтерриториального, межуровневого перераспределения, перераспределения между сферами производства, отдельными категориями граждан;
  2. контрольную, заключается в постоянном финансовом контроле за формированием, использованием и распределением централизованного фонда денежных средств (бюджета);
  3. государственное регулирование и стимулирование экономики осуществляемое через налоговую политику при формировании доходной части бюджета и регулирование экономики путём увеличения государственных расходов;

Признаки бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений:

  • денежная форма отношений;
  • ограничение сферы действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом, налоговым кодексом);
  • участниками отношений, с одной стороны, всегда государство, субъекты РФ, местные органы власти, а с другой – физические и юридические лица;
  • безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования, за исключением ссуд и кредитов;
  • исторический характер возникновения совместно с государством и объективная форма функционирования  совместно с наличием и развитием товарно-денежных отношений;

Государственный бюджет.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Бюджет субъекта РФ – (региональный бюджет) форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ

Первые сведения о смете государственных доходов относятся к 1645г. с 1802 г. Минфин ежегодно начинает составлять росписи доходов и расходов. С 1811г., и, по настоящее время, составление ежегодных бюджетов происходит по единообразной форме. Бюджет был сметой министерств и ведомств которые могли самостоятельно, без контроля, расходовать эти средства. С 1862г. денежные средства стали концентрироваться в одних руках – государства, с контролем с его стороны. Состав и размещение доходов и расходов хранились в тайне. Бюджетный процесс был такой же как и сегодня.

Существовавшие доходы:

  • подушная подать, введённая Петром 1;
  • поземельный, уплачиваемый дворянами;
  • налог с недвижимости;
  • акцизы на предметы первой необходимости (спички, соль, керосин);
  • акцизы на вино;
  • подоходный налог с 1917г.;
  • налог на бездетность;
  • налог на казённые ж/дороги;

История показывает, что Россия постоянно воевала и военные расходы большим бременем ложились на бюджет. Бюджет Российского государства всегда был дефицитным. Основными тратами бюджета были:

- расходы на содержание царской семьи;

- расходы на жандармерию, духовенство  и армию;

К примеру с 1901-1913г. на просвещение тратилось примерно 50 коп. на человека. С 1920г. бездефицитный бюджет.

 

 

 

    1. Доходы бюджета

 

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета на 2007 год – 6,963 трил. руб.

ВВП – 31220 млрд. руб.

Инфляция – 6,5-8,0%.

Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пенни и штрафы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершенствования, в отношении плательщиков, сборов государственными организациями и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговым кодексом (статья 12) устанавливается следующие виды налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы которые устанавливаются Бюджетным кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги – это налоги, устанавливаемые Бюджетным кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местные налоги – налоги, которые устанавливаются Бюджетным кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Рассмотрим закрепление налогов в соответствии с Налоговым кодексом РФ:

Федеральные налоги (статья 13)

Наименование налогов и сборов

Бюджеты

Федеральный

Региональный

Местные

1

НДС

     

2

Акцизы

     

3

Налог на доходы физических лиц

     

4

Единый социальный налог

     

5

Налог на прибыль организаций

     

6

Налог на добычу полезных ископаемых

     

7

Налог на наследование и дарение

     

8

Водный налог

     

9

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

   

10

Государственная пошлина

     
         

Региональные налоги (статья 14)

1

Налог на имущество организаций

     

2

Налог на игорный бизнес

     

3

Транспортный налог

     
         

Местные налоги (статья 15)

1

Земельный налог

     

3

Налог на имущество физических лиц

     
         

Информация о работе Бюджетное звено финансово-кредитной системы РФ