Анализ ассортимента и оценка качества масла сливочного, поступающего на реа-лизацию в магазин «Дикси» от различных изготовителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и оценка качества масла сливочного, поступающего на реализацию в магазин «Дикси» от различных изготовителей.
Для выполнения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
•провести анализ рынка масла сливочного в России и Челябинске;
•дать подробную товароведную характеристику масла сливочного;
•проанализировать условия хранения масла сливочного в магазине;
•ознакомится с процедурой приемки масла сливочного по количеству и качеству;
•проанализировать договорные отношения с поставщиками масла сливочного;
•исследовать динамику поступления масла сливочного от разных поставщиков в магазин;
•проанализировать ассортимент масла сливочного;
•провести собственные исследования качества 4 образцов масла сливочного по органолептическим и физико-химическим показателям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…..4
Глава 1 Обзор литературы
1.1 Состояние и перспективы развития рынка масла сливочного в России и в городе Челябинске ……………………………………………………………..6
1.2 Химический состав и пищевая ценность масла сливочного………………..9
1.3 Классификация и характеристика ассортимента масла сливочного ……...13
1.4 Факторы, влияющие на формирование потребительских свойств масла сливочного…………………………………………………………………….19
1.4.1 Влияние сырья на качество масла сливочного ………………..………...19
1.4.2 Влияние операций технологического производства на качество масла сливочного ………………………………………………………………....25
1.4.3 Влияние факторов, сохраняющих качество масла сливочного………....28
1.5 Пороки сливочного масла, причины возникновения и меры предупреждения ....................................................................................................................30
1.6 Идентификация и фальсификация масла сливочного………………………32
1.7Характеристики показателей безопасности коровьего масла…………..…..34
Глава 2 Экспериментальная часть
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Дикси» и его материально-технической базы …………………………….36
2.1.1 Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Дикси» …………………………………………..41
2.1.2 Динамика поступления и реализации масла сливочного в магазин «Дикси»…………………………………………………………………………...43
2.1.3 Закупочная деятельность предприятия, краткая характеристика поставщиков. Анализ договорных соглашений ………………………………..….44
2.1.4 Анализ приемки масла сливочного по количеству и качеству в магазине «Дикси» ………………………………………………………..……………49
2.1.5 Анализ условий и сроков хранения масла в магазине «Дикси» …...……53
2.2 Анализ структуры ассортимента масла сливочного, реализуемого в магазине «Дикси». Расчет рационального ассортимента ………………………54
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристика ……………………..58
2.4 Результаты исследований и их обсуждение ……………………………….61
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества …………………….…..61
2.4.2 Результаты физико-химических исследований …………………….……62
Выводы и предложения ……………………………………………………….…63
Список использованных источников ……………………………………………67

Файлы: 1 файл

analiz_assortimenta_i_ocenka_kachestva_masla_slivochnogo_pos.docx

— 7.31 Мб (Скачать файл)

Магазин имеет все необходимое для нормальной торговой деятельности и процесса товародвижения оборудование: весо-измерительное, расчетно-кассовое, холодильное, торговый инвентарь, которое удовлетворяет основным требованиям (эстетическим, эксплуатационным, санитарно-гигиеническим, метрологическим, безопасности, надежности) и способствует качественному и быстрому обслуживанию покупателей, снижению травматизма, облегчению работы сотрудников.

 

2.1.1 Анализ основных экономических показателей  финансово -хозяйственной деятельности магазина «Дикси»

 

Таблица 5 – Основные экономические показатели хозяйственной деятельности магазина «Дикси» за 2012 г

Показатели

2012 г.

Темп роста, %

Отклонение (+,-)тыс. руб.

1полугодиетыс.руб.

2полугодиетыс.руб.

 Товарооборот, тыс.руб.

27800

29200

105,03

+1400

Валовой доход, тыс.руб.

7800

9170

117,6

+1370

 Уровень, % к обороту

28,05

31,4

112

97,9

 Издержки обращения, тыс. руб.

312

367

117,6

+55

 Прибыль от реализации

7488

8803

117,56

+1315

Уровень рентабельности, % к обороту

27

30

101

3

Внереализационные доходы, тыс. руб.

-

-

-

-

 Внереализационные расходы, тыс.руб.

-

-

-

-

 Балансовая прибыль, тыс. руб.

7488

8803

117,56

1315

Налоги выплачиваемые из прибыли, тыс. руб.

14980

17610

11,75

+263

Чистая прибыль, тыс. руб.

5990

7042

117,6

+1052

 Численность работников, всего в том числе работников торгового зала

12

15

-

+3

Общая площадь магазина, кв.м. в том числе, торгового зала

300

300

-

-

Товарооборот на одного работника, тыс. руб.

2317

1947

84,03

-370

Товарооборот на 1 кв.м. общей площади магазина, тыс. руб.

92,6

97,3

105

+4,7

 Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб.

164

172

104,9

+8

 Стоимость основных  фондов, тыс. руб.

7000

7000

100

0


 

Основу коммерческой деятельности розничной торговой сети ООО «Дикси - Челябинск» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Развитию товарооборота организации придается большое значение, так как товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары [14].

Данные о товарообороте позволяют оценить степень проникновения предприятия на рынок, оценить сложившуюся конъюнктуру, конкурентную позицию на рынке и темпы экономического развития торгового предприятия.

Рассмотрим основные экономические показатели хозяйственной деятельности магазина «Дикси» за 2012 г в таблице 5.Из данной таблицы видно, что товарооборот в магазине «Дикси» вырос на 1400000 рублей. Это говорит, о том, что в магазине ведется грамотная работа по подбору ассортимента товара, изучение потребительского спроса и пожеланий покупателей.

Валовой доход торгового предприятия — это выручка от реализации товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров [14].

Валовый доход магазина «Дикси» по сравнению с первым полугодием 2012 года вырос на 1370000 рублей. Произошло это увеличение за счет увеличения выручки от реализации продукции и снижение себестоимости, это говорит о том, что предприятие постепенно  развивается.

Издержки обращения являются важнейшим, качественным показателем, который позволяет судить, насколько успешно предприятия осуществляют задачу дальнейшего развития товарооборота, улучшения культуры торговли и обслуживания населения. Из таблицы 3 видно, что незначительное увеличение издержек произошло (на 55000 рублей), но при этом произошло и увеличение валового дохода на 1370000 рублей, что показывает на успешное использование денежных средств.

Величина чистой прибыли  в магазине «Дикси», по сравнению с первым полугодием увеличилась на 1052000 рублей. Основной фактор увеличения чистой прибыли в 2012 году это увеличение объемов товарооборота и проведение аукционных мероприятий. 

Показатель рентабельности незначительно, но растет (всего на 3%). Основным фактором улучшения показателей рентабельности в 2012году стало увеличение чистой прибыли на 1052000 рублей.

На основании выше приведённого анализа показателей хозяйственной деятельности ООО «Дикси», можно сделать вывод о том, что предприятие ведёт успешную трудовую деятельность, осуществляя розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами.

2.1.2 Динамика поступления  и реализации масла сливочного в магазине «Дикси»

Таблица 6 – Динамика поступления и реализации масла сливочного

Наименование поставщика

Поступило

Отклонение в динамике по поступлению товаров, шт.

(гр.3-гр.2)

Темп роста (снижения) поступления товаров в динамике, %

(гр3/гр2*100)

Темп роста (снижения) розничной реализации товаров в динамике, %

Фактически за 2011 г.  шт

Фактически за 2012 г.

шт

1

2

3

4

5

6

1ОАО «Челябинский городской молочный комбинат»             ТМ «Первый вкус»

1008

1060

+52

105

104,4

2ОАО «Чебаркульский молочный завод» 

1900

1997

+97

105,1

108

3ООО «Сулимовский торговый дом»

 ТМ «Сулимовское»

3961

4125

+164

104,1

106

4ООО «Косовский маслозавод»

2688

2804

+116

104,3

104,9

Всего

9557

8926

+429

418,5

423,3


В основе анализа торговой деятельности магазина «Дикси» лежат непрерывные наблюдения за движением товара, за динамикой поступления и реализацией товаров.  При исследовании  динамики поступления и реализации масла сливочного в магазин «Дикси», поступающего от различных поставщиков, используются количественные показатели, так как это позволяет сбольшей глубиной проанализировать выполнение плана  поступления  товаров, а также определить  влияние  ценового  фактора  на  покупательскую способность данного товара.

Из данных таблицы 6 видно, что магазин «Дикси»  обеспечивает высокие темпы роста поступления масла сливочного. Поступление данного продукта увеличилось в 2012 году у всех поставщиков, но лидером по увеличению поставок является ООО «Сулимовский торговый дом» (+164). Это обусловлено большей популярностью среди потребителей и активной рекламной кампанией данных поставщиков. Наименьший прирост поставок у ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» (+52), но при этом не замечен спад поставок, что указывает на постоянство вкусов у покупателей на данную продукцию.

При анализе данных темпа роста поступления масла сливочного видно, что за отчетный период (2011 год) поступление продукта увеличилось по сравнению с прошлым годом и составляет 418,5%. По всем поставщикам идет равномерное увеличение темпа ростапоступления товара, что свидетельствует ограмотной работе с покупателями магазина «Дикси», которая приводит к увеличению продаж и следовательно к увеличению поставок масла сливочного. Падение спроса на любой товар ведет за собой  уменьшение количества этого товара в заявке, что в данном магазине не наблюдается.

В целом показатели реализации по всем поставщикам не на много больше показателей поступления, что говорит о том, что товар не залеживается на складе и удовлетворяет потребности покупателей. Незначительно снижение темпа розничной реализации товаров наблюдается у масла сливочного от ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», что приводит к росту товарных запасов по данному продукту, но так как разница составляет 0,6% между поступлениями и реализацией, то это не ощутимо для магазина, в дальнейшем нужно руководству магазина нужно стремиться изменить ситуацию.

2.1.3 Закупочная  деятельность предприятия, краткая  характеристика поставщиков. Анализ договорных соглашений

Закупочная деятельность сети магазинов «Дикси» осуществляется отделом снабжения. Данный отдел занимается заключением договоров на поставку товаров и продукции в розничные магазины.

В розничную торговую сеть «Дикси» товары для перепродажи поступают из распределительного центра ООО «Дикси – Челябинск» и  от производственных организаций – изготовителей товаров.

Распределительный центр занимается закупом у производителей  их продукции. Закуп осуществляется на основании заявок магазинов, поэтому поставщику выгоднее привезти свой товар в большом количестве в одно место, чем небольшими (можно сказать штучными) партиями в большое количество магазинов. Благодаря этой схеме закупа торговая сеть «Дикси» позволяет себе держать низкие и доступные цены на товар в своих магазинах.

После поступления товара в распределительный центр происходит коплектация товара по магазинам. Заявка может состоять из 50 и более наименований товара. Выполнение заявки магазина происходит на третий день после ее подачи.

Распределительный центр занимается закупом и доставкой товаров с длительным сроком хранения и не требующих создания специальных условий для перевозки и хранения. Например, алкоголь, консервация, овощи и фрукты, чай и кофе и т.д. Остальные товары имеющие маленький срок хранения  и требующие ежедневного подвоза (например, хлеб и молоко) доставляются напрямую в магазин. К таким товарам относятся так же колбасы, сыры, масла, йогурты, торты и т.д.

Товары, поступающие  в магазин «Дикси» имеют сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и так далее), предусмотренные условиями поставки, а также правилами перевозки грузов.

В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории: поставщики-изготовители и поставщики - оптовые предприятия.

Поставщики-изготовители — производственные предприятия, фирмы, частные предприниматели и другие, выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.

В магазине «Дикси» все поставщики масла сливочного относятся к поставщикам изготовителям:

1 ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» (ЧГМК) ТМ «Первый вкус».Производит все свои продукты на территории г. Челябинска. Объемы переработки и выпуска готовой продукции составляет от 90 тонн в сутки.

Сегодня предприятие успешно работает на рынке молочной продукции Челябинска и Челябинской области.

Благодаря инвестициям ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» постоянно модернизируется, увеличивается объем выпускаемой молочной продукции. Внедряются передовые технологии по переработке молока. Совершаются методики лабораторного контроля качества, выпускаемых продуктов. Сейчас комбинат выпускает свыше 50 наименований продукции.В ассортимент изготавливаемых продуктов ОАО «ЧГМК» входят: молоко, кефир, масло сливочное, творог, сметана, мороженое, сырки глазированные.

Продукция комбината неоднократно выставлялась на конкурсы и занимала призовые места: Москва 5-ая «Российская агропромышленная выставка «Золотая осень» золотая медаль и диплом за масло крестьянское сладко- сливочное; Екатеринбург 3-й ежегодный фестиваль качества молочной продукции и  мороженого, фестиваль качества сыра и масла; Челябинсквыставка «Агро» на всех перечисленных выставках продукция ЧГМК отмечалась наградами и дипломами за высокое качество. В 2002 году «биоряженка» производства ОАО «ЧГМК» вошла в каталог 100 лучших товаров России [17].

2 ОАО «Чебаркульский молочный завод» специализируется на переработке молока. Доля сырья в себестоимости составляет 74,6 %. Только 75 % молока закупается в хозяйствах Чебаркульского района. Снижение из года в год надоев и поголовья незначительно отразилось на выпуске продукции Молочного завода. Предприятие закупает сырье и в соседних районах (Уйский, Башкирия).

Продукция завода распространяется по всей территории Челябинской области и представлена более чем в 20 видах Традиционная продукция завода - это цельномолочная и кисломолочная продукции, сыр, творог. Недавно освоен выпуск кефира «Бифидок», творожной крем, фруктовый творожок [18].

3ООО «Сулимовский торговый дом» ТМ «Сулимовское»

На сегодняшний день Сулимовский торговый дом выпускает несколько видов продукции: сливочное масло в упаковках из пергамента и фольги по 180 и 200гр, шоколадный спред, топленое масло и топленую смесь, и, что самое ценное, для особых любителей и ценителей масла недавно запущено в производство отборное «Сулимовское» масло в упаковке из пергамента по 300 граммов, сырье для которого отбирают с лучших белорусских заводов.

На крупнейшей региональной выставке «Агро» ТМ «Сулимовское» неоднократно награждалось медалью за качество.

Технологии производства строго соблюдаются благодаря прочным связям с поставщиками и большому опыту в проведении предварительного контроля исходного сырья. Поставщики, у которых закупается сырье для производства масла «Сулимовское», не понаслышке знают, насколько требователен к качеству челябинский производитель. Поэтому для ТМ «Сулимовское» поставляется всегда только лучшее сырье! В качественном составе не раз убеждались представители Роспотребнадзора, где эта продукция на постоянном контроле[20].

Информация о работе Анализ ассортимента и оценка качества масла сливочного, поступающего на реа-лизацию в магазин «Дикси» от различных изготовителей