Государственное регулирование деятельности торговых предприятий в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности торговых предприятий.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыть понятие торговых предприятий, как хозяйствующих субъектов;
2) показать роль государственного регулирования в деятельности торговых предприятий;
3) охарактеризовать методы государственного регулирования торговли;
4) описать органы, регулирующие деятельность торговых предприятий;
5) рассмотреть инструменты государственного регулирования деятельности торговых предприятий;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования
деятельности торговых предприятий в РФ…………………………………..6
1.1. Торговое предприятие, как хозяйствующий субъект…………………..6
1.2. Роль государственного регулирования в деятельности торговых
предприятий…………………………………………………………………..17
1.3. Методы государственного регулирования торговых предприятий…25
Глава 2. Практические методы государственного регулирования
торговых предприятий в РФ………………………………………………..32
2.1. Органы, регулирующие деятельность торговых предприятий в РФ..32
2.2. Инструменты регулирования деятельности торговых предприятий..39
2.3. Основные проблемы регулирования деятельности торговых
предприятий в РФ……………………………………………………………45
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования торговой
деятельности…………………………………………………………………..53
3.1. Анализ проблемы государственного регулирования деятельности
торговых предприятий……………………………………………………….53
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного
регулирования деятельности торговых предприятий………………………69
Заключение…………………………………………………………………….80
Список литературы…………………..………………………………………..84
Приложения……………………………………………………………………92

Файлы: 1 файл

ДГос.рег.doc

— 588.50 Кб (Скачать файл)

– в обеспечении защиты населения от некачественных и опасных для жизни и здоровья населения товаров;

– в некотором выравнивании условий функционирования и возможностей организаций торговли, оказании помощи хозяйствующим субъектам, находящимся в неблагоприятных условиях, для придания им устойчивости;

– в обеспечении согласованности, гармонизации интересов государства, регионов, различных социальных групп и частных лиц, покупателей, организаций торговли и т.д.

4) методы государственного регулирования  торговли заключаются в следующем: установлении требований к ее организации и осуществлению; антимонопольном регулировании в этой области; информационном обеспечении в этой области; государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в этой области.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  В РФ

 

2.1. Органы, регулирующие деятельность  торговых предприятий в РФ

 

В связи с общим  подходом к проблеме государственного регулирования торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной  базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики [44, с. 152].

Если основные направления  государственной политики в области  торговой деятельности в соответствии с Конституцией РФ определяет Президент РФ, то Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (статья 114) и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [5] организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации (статья 13). Если торговую политику рассматривать как элемент государственной структурной политики, то к полномочиям Правительства РФ в этой сфере, руководствуясь статьей 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», следовало отнести выработку государственной политики в области торговой деятельности и принятие мер по ее реализации. Однако законодатель избрал иную юридическую конструкцию для определения роли Правительства РФ в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности.

Исходя из вышеизложенного  и с учетом того, что выработка  государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренней торговли в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» [23] закреплена за Министерством промышленности и торговли РФ (пункт 8), под обеспечением Правительством РФ проведения государственной политики в области торговой деятельности (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона) следует понимать организацию разработки и реализации указанной государственной политики.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», за Правительством Российской Федерации закреплены следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности [8, п. 1, ст. 5]:

1) обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;

2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.

Помимо указанных в  пунктах 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона актов  Правительство РФ в соответствии с пунктом 4 части 1 данной статьи осуществляет полномочия по выработке иных нормативных правовых актов, предусмотренных:

- частью 6 статьи 8 Закона – перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них;

- частью 5 статьи 9 Закона  – перечень социально значимых  продовольственных товаров, при приобретении которых хозяйствующим субъектам не допускается взимание вознаграждения за приобретение определенного количества товаров (объемной премии);

- частью 2 статьи 10 Закона  – порядок включения в схему  размещения нестационарных торговых  объектов, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности;

- частью 2 статьи 20 Закона  – порядок создания системы  государственного информационного  обеспечения в области торговой деятельности и обеспечения ее функционирования.

К иным, предусмотренным  другими федеральными законами полномочиям  в области государственного регулирования торговой деятельности, следует отнести полномочия исполнительно-распорядительного характера (выражающиеся в обеспечении выполнения поручений Президента РФ, норм федеральных законов, пр.) и непосредственно регулятивного характера (заключающиеся в принятии нормативных правовых актов), определенные в Гражданском кодексе РФ, Законе РФ «О защите прав потребителей», федеральных законах об обороте отдельных видов товаров, других. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли определены в Законе крайне ограниченно, что в условиях сложившейся в настоящее время системы государственного управления является вполне естественным.

Основное полномочие Министерства промышленности и торговли РФ в области государственного регулирования торговой деятельности сформулировано непосредственно в абзаце первом пункта 2 статьи 5 Закона в характеристике его функционала – это выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренней торговли.

С мая 2008 года данную функцию в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы федеральных органов исполнительной власти» осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ, к которому она перешла от Министерства экономического развития и торговли РФ, выполнявшего ее с 2000 года в соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.2000 № 867 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Полномочия Министерства промышленности и торговли РФ, связанные  с государственной политикой в области внутренней торговли, значительно уже, чем изначально были у Министерства экономического развития и торговли РФ и у других федеральных органов исполнительной власти, ранее (до 2000 года) ведавших вопросами внутренней торговли.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 [23] Министерству промышленности и торговли РФ от преобразуемого Министерства экономического развития и торговли РФ были переданы только функции по выработке государственной политики в сфере торговли, тогда как до 2004 года торговые ведомства отвечали не только за выработку, но и за реализацию государственной политики в области торговли.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования торговой деятельности [8, п. 2 ст.5]:

1) утверждает методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли; Утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли, формы и порядка ведения субъектами Российской Федерации торговых реестров следует в первую очередь рассматривать как деятельность по реализации государственной политики, основная идея которой определена в Законе, и только во вторую – как выработку государственной политики в области торговой деятельности (при условии, что в указанных документах в результате развития основных изложенных в Законе направлений и принципов государственной политики последние будут дополнены и (или) уточнены);

2) утверждает формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации, порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре;

3) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров).

Федеральный орган исполнительной власти, кроме того, в целях согласования общественно значимых интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, может привлекать на добровольной основе некоммерческие организации, объединяющие таких хозяйствующих субъектов, к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности.

Участие некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих  субъектов, осуществляющих поставки товаров, в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности заключается в следующем:

1) разработка проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, оценка эффективности применения мер по ее поддержке, подготовка прогноза развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

3) распространение российского  и иностранного опыта в области  торговой деятельности;

4) предоставление необходимой информации  для формирования и реализации  государственной политики в области торговой деятельности;

5) подготовка для органов государственной  власти и органов местного  самоуправления предложений о  совершенствовании торговой деятельности [8, ст. 7].

Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения торгового обслуживания, а с другой – формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой политики.

В субъектах Российской Федерации органы государственной власти осуществляют следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности [8, п. 1 ст. 6)]:

1) реализация государственной  политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

2) разработка и принятие  законов субъектов Российской  Федерации, иных нормативных правовых  актов субъектов Российской Федерации  в области государственного регулирования  торговой деятельности в соответствии с Федеральным законодательством;

3) установление нормативов  минимальной обеспеченности населения  площадью торговых объектов для  субъекта Российской Федерации;

4) проведение информационно-аналитического  наблюдения за состоянием рынка  определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) разработка и реализация  мероприятий, содействующих развитию  торговой деятельности на территории  соответствующего субъекта Российской Федерации.

Роль органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности заключается в создании условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.

С 2005 г. ряд государственных организаций, осуществляющих надзор за обеспечением безопасности товаров, работ и услуг и окружающей среды (Санэпидемнадзор, Госторгинспекция, отделы по защите прав потребителей) объединились в Территориальное управление (ТУ) Федеральной службы по надзоры в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (сокращенно - Роспотребнадзор). Все проверяемые органами Роспотребнадзора продавцы или изготовители товаров обязаны давать объяснения по результатам проведенных проверок, а также принимать необходимые меры по устранению выявленных при этом нарушений и сообщать о них в установленные сроки соответствующим управлениям Роспотребнадзора.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности торговых предприятий в российской федерации