Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:47, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности торговых предприятий.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыть понятие торговых предприятий, как хозяйствующих субъектов;
2) показать роль государственного регулирования в деятельности торговых предприятий;
3) охарактеризовать методы государственного регулирования торговли;
4) описать органы, регулирующие деятельность торговых предприятий;
5) рассмотреть инструменты государственного регулирования деятельности торговых предприятий;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования
деятельности торговых предприятий в РФ…………………………………..6
1.1. Торговое предприятие, как хозяйствующий субъект…………………..6
1.2. Роль государственного регулирования в деятельности торговых
предприятий…………………………………………………………………..17
1.3. Методы государственного регулирования торговых предприятий…25
Глава 2. Практические методы государственного регулирования
торговых предприятий в РФ………………………………………………..32
2.1. Органы, регулирующие деятельность торговых предприятий в РФ..32
2.2. Инструменты регулирования деятельности торговых предприятий..39
2.3. Основные проблемы регулирования деятельности торговых
предприятий в РФ……………………………………………………………45
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования торговой
деятельности…………………………………………………………………..53
3.1. Анализ проблемы государственного регулирования деятельности
торговых предприятий……………………………………………………….53
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного
регулирования деятельности торговых предприятий………………………69
Заключение…………………………………………………………………….80
Список литературы…………………..………………………………………..84
Приложения……………………………………………………………………92
Таким образом, к органам, регулирующим деятельность торговых предприятий в РФ, относятся: Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующие субъекты, осуществляющих торговую деятельность, Роспотребнадзор, и некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров.
2.2. Инструменты регулирования деятельности торговых предприятий
О.И. Аборнева отмечает, что функции государственного регулирования сферы торговли тесно связаны, с формами (инструментами) её регулирования (приложение 2): институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.
Одним из интегрирующих
регуляторов в торговле выступают
договорные институты. Необходимой формой регулирования является
программная. В качестве данной формы
могут служить прогнозы социально-экономического
развития регионов, концепции развития
отдельных отраслей хозяйства. В деятельности
торговли в качестве данной формы следует
отметить ранее названную «Стратегию развития торговли
в Российской Федерации
на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года», которая
обозначила следующую цель: «Максимально полное удовлетворение потребностей
населения в услугах торговли путем создания
эффективной товаропроводящей инфраструктуры,
соответствующей требованиям инновационного
сценария развития экономики Российской
Федерации» [37, с. 37].
В регионах принимаются программы по регулированию торговой деятельности. Например, в Павлоградском районе Омской области было принято постановление «О долгосрочной целевой Программе Павлоградского муниципального района Омской области «Развитие торговли на территории Павлоградского муниципального района Омской области на 2011-2015 годы» [33]. Цель программы: создание благоприятных условий для развития торговой деятельности на территории Павлоградского муниципального района Омской области в целях обеспечения доступности товаров для населения, поддержки товаропроизводителей и достижения равной конкурентной среды для всех участников товарного рынка.
Одним из важных инструментов регулирования является денежно-кредитная политика государства, которая нацелена на возобновление экономического роста путем рассмотрения факторов, влияющих на денежную массу (деловой оборот, его структура, цены, скорость обращения денег, резервные требования Центрального банка РФ и т.д.).
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» [16], содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).
Оптовая, розничная торговля и ремонт занимают наибольший удельный вес в кредитовании, почти ¼ всех выдаваемых кредитов [55, с. 6].
Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, изымаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (ст. 8 НК РФ).
Сбором принято называть обязательный взнос, изымаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав и выдачу разрешений (ст.8 НК РФ).
В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие целевой характер: например, для развития и поддержки малого предпринимательства. Проводимая в настоящее время налоговая реформа направлена также на реформирование порядка налогообложения торговых предприятий и, прежде всего, в сфере налогообложения юридических лиц.
Организационно-правовые основы налогообложения предприятий торговли, это, во-первых, государственные и муниципальные органы, устанавливающие режим налогообложения (речь идет о представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения), во-вторых, налоговую администрацию - налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства, в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения, или иными словами - различные источники налогового права, и, наконец, в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.
Правовые методы
государственного
Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.
К инструментам государственного
регулирования относятся и
Лицензирование, как инструмент государственного регулирования, регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [6].Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
В настоящее время
использование тарифов при
• жесткий контроль за тарифными ограничениями со стороны международных организаций и прежде всего со стороны Всемирной торговой организации (ВТО), последовательно проводящих политику уменьшения уровня таможенных пошлин в международной торговле
• косвенное воздействие стоимостных, или ценовых, методов регулирования на национальную экономику. Так, в ряде случаев иностранные экспортеры идут на выплату повышенного тарифа за счет понижения уровня собственной прибыли, искажая, таким образом, прогноз относительно объемов импорта. Кроме того, при импорте товара с низким уровнем эластичности изменение тарифа может и не повлиять на объемы импортных поставок.
Альтернативными мерами
регулирования импорта, воздействующих
непосредственно на количественные
и стоимостные параметры
Одним из основополагающих институтов государственного регулирования является система государственных заказов. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Государственными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации на размещение заказов, бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования [12].
В широком понимании
государственный заказ - это
потребность органов
Государственные дотации, как инструмент регулирования торговли, используется в качестве мер ценового регулирования. Дотация - это ассигнования из государственного бюджета, направляемые на покрытие предприятием убытков, получаемых, в частности, за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают его затрат. Иными словами, это означает, что если на товар установлена дотация, то одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая – государством [61, с. 129]. Таким образом, цена товара для потребителя снижается.
К инструментам государственного
регулирования относится и
Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие отраслей экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов [44, с. 39].
В заключение параграфа, был сделан вывод о том, что инструменты (средства) регулирования деятельности торговых предприятий разнообразны. Наиболее важными из них являются следующие: программы, планы, стандарты, тарифы, лицензирование, квотирование, налоговые ставки, таможенные пошлины, налоговые льготы, государственные заказы, займы, дотации, субсидии, прогнозы, индикативные нормативы и др.
2.3. Основные проблемы регулирования деятельности торговых предприятий в РФ
Главным регулятором
торговли всегда являлся рынок, где
господствуют законы спроса и предложения.
Однако в целом ряде случаев незаменимым
оказывается государственное
В настоящее время
концептуальная позиция Российской
федерации в области