Государственное регулирование деятельности торговых предприятий в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности торговых предприятий.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыть понятие торговых предприятий, как хозяйствующих субъектов;
2) показать роль государственного регулирования в деятельности торговых предприятий;
3) охарактеризовать методы государственного регулирования торговли;
4) описать органы, регулирующие деятельность торговых предприятий;
5) рассмотреть инструменты государственного регулирования деятельности торговых предприятий;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования
деятельности торговых предприятий в РФ…………………………………..6
1.1. Торговое предприятие, как хозяйствующий субъект…………………..6
1.2. Роль государственного регулирования в деятельности торговых
предприятий…………………………………………………………………..17
1.3. Методы государственного регулирования торговых предприятий…25
Глава 2. Практические методы государственного регулирования
торговых предприятий в РФ………………………………………………..32
2.1. Органы, регулирующие деятельность торговых предприятий в РФ..32
2.2. Инструменты регулирования деятельности торговых предприятий..39
2.3. Основные проблемы регулирования деятельности торговых
предприятий в РФ……………………………………………………………45
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования торговой
деятельности…………………………………………………………………..53
3.1. Анализ проблемы государственного регулирования деятельности
торговых предприятий……………………………………………………….53
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного
регулирования деятельности торговых предприятий………………………69
Заключение…………………………………………………………………….80
Список литературы…………………..………………………………………..84
Приложения……………………………………………………………………92

Файлы: 1 файл

ДГос.рег.doc

— 588.50 Кб (Скачать файл)

Радиус обслуживания может быть рассчитан по формуле [58, с. 80]:

R = S  ,                                                                                                         (1)

                π

где R – радиус обслуживания покупателей конкретным по своему формату магазином, м;

S – площадь территории, обслуживаемой магазином, м2;

π  – число Пифагора.

На размещение магазинов  сильно влияет и иногородний спрос, а также маятниковая миграция покупателей в течение рабочего дня. Для этого необходимо учитывать затраты времени покупателей на достижение объекта обслуживания по формуле [58, с. 83]:

t = R3 П,                                                                                                       (2)

      V

Где t – затраты времени потребителя на «достижение объекта обслуживания», мин;

R – радиус обслуживания, м;

V - скорость перемещения потребителей, мин/м;

П – плотность заселения, чел/м2.

Из формулы 2 выделим  параметр R.

R = 3tхV  ,                                                                                                         (3)

                   П

Параметр П в формуле 3 можно выразить следующим образом:

П = М0,                                                                                                             (4)

        S0

где М0 – численность населения торговой зоны, чел.;

S0 – площадь торговой зоны, км2.

Отсюда

R = 3tхVх S0,                                                                                                         (5)

                   М0

 

Зная величину параметра R, мы можем определить примерное число мест продаж какого-либо товара N при заданных значениях t и V:

N = S             1     3 М02 . S0

       πR2               π                 t22 . V2                                                                             (6)

 

С помощью опроса покупателей сети магазинов «Наш магазин» в г. Омске были определены примерные нормы времени на достижение объекта обслуживания, которые устраивают покупателей по основным товарным группам, включенным в ассортимент магазинов данной сети. На основании устного опроса 250 посетителей этих магазинов были выявлены предпочтения потребителей по отношению к данной области качества их торгового обслуживания, что видно из таблицы 1 в приложении 3.

Формула 6 даёт возможность определения оптимального числа мест продажи любого товара в пределах конкретной торговой зоны, если известно максимальное время, которое покупатели согласны потратить на достижение объекта обслуживания. Чтобы определить оптимальное число мест хлеба и бытовой техники, проведём следующие расчеты:

-площадь торговой  зоны (S0) – 314,2 км2;

-численность населения  торговой зоны (Ч0) – 960,0 тыс. чел.;

-скорость перемещения  потребителей при покупке хлеба  – 4 км/час;

-скорость перемещения  потребителей при покупке бытовой техники – 50 км/час.

W опт   = 1  . 3√ (314,2.106) . 96000 = 1065 мест

     хлеб     π        (22)2 . (66,7)2

 

W опт   = 1  . 3√ (314,2.106) . 96000 = 42 места

     авто     π        (227)2 . (833,3)2

 

Если сравнивать оптимальное  число мест продажи данных групп  товаров, то это выглядит следующим образом:

                                                                                                             Таблица 2

     Оптимальное  и реальное число мест продажи  хлеба и автомобилей

Группы товаров

Оптимальное число мест продаж

Реальное число мест продаж

+, -

Хлеб

1065

1110

+ 45

Бытовая техника

42

40

- 2


 

Таким образом, в сети магазинов «Наш магазин», число мест продажи хлеба завышено, что может привести к снижению качества обслуживания и повышению риска банкротства мелких торговых точек, реализующих хлебобулочные изделия. Число мест продажи бытовой техники, наоборот, имеет небольшой запас.

Вторым важным аспектом государственного регулирования качества торгового обслуживания населения должен быть контроль качества продаваемых товаров и оказываемых населению торговых услуг. Продовольственная безопасность включает в себя контроль качества продуктов. В Постановлении Администрации города Омска от 29 октября 2010 года « 1019-п «О разработке долгосрочной целевой программы города Омска «Развитие торговли на территории города Омска на 2011 - 2015 годы» [32] среди проблем развития торговли в г. Омске названа проблема снижения уровня продовольственной безопасности.

В данном постановлении  проведен анализ качества обслуживания потребителей торговой сети через следующий индикатор: количество жалоб от населения города Омска на качество торгового обслуживания, начиная с 2010 года по 2013 год включительно. В течение указанных лет данный индикатор имеет неизменное значение в процентах к соответствующему периоду предыдущего года – 5,0. Это говорит о том, что качество торгового обслуживания населения г. Омска остаётся неизменным, то есть не наблюдается ни его повышения, ни его снижения. Поэтому перед администрацией г. Омска стоит задача улучшения качества торгового обслуживания населения, которая включена в основные задачи развития торговой деятельности на территории г. Омска.

В ходе анализа качества торгового обслуживания населения  города Омска, было обследовано 50 магазинов [64, с. 22]. В ходе наблюдений выяснилось, где в магазине располагается уголок покупателя, насколько он доступен для изучения, оценивалось его состояние, изучалось информационное содержание. Уголки покупателей были обнаружены в 46 магазинах из 50. Расположение уголков можно считать удовлетворительным, чего нельзя сказать о доступности для изучения. Таким образом, размещая в магазине информацию для покупателей, продавцы соблюдают закон, но только формально, поскольку изучить информацию довольно сложно.

Все необходимые документы  были выявлены в экспресс-гипермаркете «НоваТор», торговых комплексах «МЕТRО», «Лента». В торговых предприятиях организационно-правовой формой ИП зачастую нарушаются правила обслуживания покупателей в случаях продажи некачественных товаров. Об этом свидетельствуют обращения покупателей в различные организации города Омска по защите прав потребителей.

Для изучения мнения и  осведомленности потребителей об их правах проводилось анкетирование, всего было опрошено 50 респондентов [64, с. 23]. Опрос проводился в различных магазинах, торговых комплексах, учебных заведениях. Результаты анализа ответов респондентов, представлены на слайде. Лишь 40% респондентов считают, сто в достаточной мере осведомлены о своих потребительских правах. Судя по результатам опроса, информированность потребителей о своих правах очень низка.

Е.Л. Безрукова, раскрывая  конкурентное преимущество ритейла  в сознании потребителей [40, с. 14], пишет о том, что среди основных преимуществ корпоративных торговых сетей покупатели называют: качество обслуживания (42,1 % респондентов, или 37,5 % от общего количества ответов) и качество товара (31,8 % респондентов, или 22,5 % от общего количества ответов). Большинство потенциальных покупателей к факторам качества торгового обслуживания относят профессиональность поведения продавца как ненавязчивое внимание (45,8 % респондентов), 39,9 % респондентов воспринимают внешнее проявление профессионализма в доброжелательном отношении (См.: приложение 4). Из приложения 4 видно, что наибольший процент потребительских предпочтений в качестве обслуживания относится именно к качеству обслуживания и к профессионализму продавцов.

Е.Л. Безрукова указывает  на то, что при выборе места покупки  из 100 % ответов на долю качества продукции  приходится 48,5 %, цене продукции 36,1 % респондентов отдали предпочтение, на долю такого фактора, как санитарное состояние торгового зала приходится 8,6 % ответов респондентов [40, С. 14-15]. Анализ обработанной информации говорит о том, что основными критериями при выборе места покупки являются качество и цена товара.

Из приведенных исследований следует вывод, что государственное регулирование торговой деятельности должно быть направлено на повышение качества торгового обслуживания населения.

Государственное регулирование  торговой деятельности также должно обеспечить ценовую доступность товаров. Е.Л. Безрукова отмечает, что существует ценовое предубеждение покупателей по поводу уровня цен в торговых предприятиях различных форм торговли [40, с. 5]. Данные приложения 5 показывают, что 48,9 % покупателей считает, что цены на продовольственные товары ниже на рынках города, в торговых сетях - 35 % покупателей.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.

Таким образом, одной из важнейших новелл Закона является возможность введения государственного регулирования цен при осуществлении торговой деятельности. По общему правилу исполнение договора купли-продажи оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Фактически это означает, что стороны договора купли-продажи могут установить любую цену договора, главное, чтобы она устраивала и продавца, и покупателя, т.е. в общем случае применяются свободные цены и тарифы, складывающиеся на рынке товаров под влиянием спроса и предложения.

Если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 4 ст. 8).

В этой связи необходимо отметить следующее. Согласно общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 424 части  первой ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Однако там же указано, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В качестве примера такого регулирования целесообразно привести положения ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [11]: предельные уровни минимальных цен и максимальных цен на зерно, другую сельскохозяйственную продукцию в целях проведения закупочных интервенций, товарных интервенций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в порядке, установленном Правительством РФ; не позднее марта текущего года (ежегодно) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, опубликовывает в средствах массовой информации, установленный им уровень минимальных цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию для проведения закупочных интервенций.

Как известно, государственное регулирование цен может осуществляться путем установления: твердой (фиксированной) цены; предельного уровня цены; коэффициентов к цене. В данном случае применяется установление предельного уровня цен. Пункт 5 ст. 8 определяет что, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней (п. 5 ст. 8).

Однако на практике данная мера трудно реализуема, следовательно, ограничение можно считать формальным и недействующим. Фактически процитированной нормой допускается рост цен (при 29,9% каждые 30 дней) более чем на 230% - в 23 раза. Подчеркнем: речь идет о социально значимых товарах (хлеб, соль, молоко и т.д.), которые (в терминах рыночной экономики) отличаются практически абсолютно неэластичным спросом. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в Законе не прописан.

Обычно государственное  регулирование цен осуществляется в сфере естественных монополий. Торговая деятельность не может рассматриваться как естественная монополия. Принятие этого положения обусловлено участившимися случаями ценового сговора между крупнейшими торговыми сетями. Очевидно, антимонопольное законодательство не смогло решить проблему, и в данном случае необходимо вмешательство государства. Однако следует отметить, что такое вмешательство весьма ограничено и выражается в установлении предельного уровня цен на не очень продолжительный период времени.

Элементами государственного контроля за ценообразованием в торговле являются и положения ст. 9 Закона о торговле, согласно которым соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами договора,  не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. При этом запрещено устанавливать такое вознаграждение в отношении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ. Включение же в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не допускаются.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности торговых предприятий в российской федерации