Аудитория СМИ как объект социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена проблемам учета целевой аудитории при создании концепций печатных СМИ. Поэтому объектами исследования в данной работе будут аудитория СМИ, причем аудитория СМИ прежде всего в маркетинговом смысле этого понятия - «целевая аудитория», на которую «настроено» издание, а также особенности изданий, определяющие и формирующие эту настройку на целевую аудиторию с тем, чтобы представители целевой аудитории ответили изданию взаимностью, то есть добровольно потратили на него свое время (всегда) и свои деньги (не всегда, но часто).

Содержание работы

Введение

1. Аудитория СМИ как объект социологического исследования

1.1. Аудитория и издание: аспекты взаимоотношений и практика исследований


1.2. Методика аудиторных исследований

1.3. Сегментация аудитории СМИ

2. Маркетинг СМИ. Теория и практика

2.1. Рынок СМИ. Целевая аудитория издания


2.2. Маркетинговые стратегии конкретных изданий

3. Создание концепции печатного СМИ с учетом целевой аудитории

3.1 Необходимость концепции и ее составляющие


3.2. Алгоритм создания концепции издания с учетом целевой аудитории

Заключение

Приложения

Литература

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

Приложение 2.      

 

Средняя аудитория одного номера общероссийских изданий во втором полугодии 2003 г.      

По  данным исследовательской компании КОМКОН-2.       

Население в возрасте от 10 лет.      

18 тыс. интервью с жителями 60 городов.      

Данные  представляют 60,4 млн. человек, проживающих  в городах с населением более 100 тыс. жителей (46% населения России в возрасте 10 лет и старше).      

Таблица 3

Издание

AIR, тыс. чел.

%

1

2

3

Аргументы и факты 

6980

11.6

Комсомольская правда (ежеденельник)

6787

11.2

Из рук в руки

6033

10.0

Лиза 

5624

9.3

777(Три семерки) 

4969

8.2

Крот 

3716

6.2

Комсомольская правда (ежедневный выпуск)

3577

5.9

Тещин язык

3573

5.9

Семь дней

3504

5.8

Антенна

3453

5.7

СПИД-Инфо

3400

5.6

За рулем 

3016

5.0

Burda Moden

3007

5.0

1

2

3

МК-Воскресенье 

2982

4.9

Зятек

2919

4.8

МК (кроме воскресной)

2886

4.8

Моя семья 

2791

4.6

Cosmopolitan

2746

4.5

Cool

2666

4.4

Работа для Вас 

2192

3.6

Экспресс-газета

2121

3.5

Караван историй 

2026

3.4

Здоровье (журнал)

1948

3.2

ТВ Парк

1906

3.2

Разгадай!

1855

3.1

Совершенно секретно

1751

2.9

Все для Вас

1654

2.7

Здоровье (приложение к АиФ)

1638

2.7

Лиза-кроссворды

1554

2.6

Молоток

1552

2.6

Cool girl

1516

2.5

Oops!

1499

2.5

Мир новостей

1487

2.5

Вокруг света 

1440

2.4

1

2

3

Футбол 

1431

2.4

Советский Спорт 

1360

2.3

Сканворды Томикс

1329

2.2

Лиза цветы в  доме

1319

2.2

Жизнь

1283

2.1

Семен Семеныч 

1278

2.1

Домашний очаг (GH)

1266

2.1

СПИД кроссворд 

1265

2.1

Криминальная хроника 

1256

2.1

Playboy

1238

2.0

Автомир

1211

2.0

Огонек 

1205

2.0

Крестьянка 

1193

2.0

Известия 

1174

1.9

Авто (Из рук в  руки)

1141

1.9

Семья

1125

1.9

Вот так!

1121

1.9

Отдохни

1086

1.8

Спорт-Экспресс

1078

1.8

Кайф по выходным

1026

1.7

СПИД-Инфо Декамерон 

997

1.7

1

2

3

Целебник 

980

1.6

Мой ребенок 

969

1.6

Час для Вас 

966

1.6

Yes

945

1.6

Труд-7

943

1.6

Даша 

934

1.5

ТВ7

906

1.5

СПИД сканворд

895

1.5

Футбол Советский  спорт 

887

1.5

Древо познания

876

1.5

Труд 

872

1.4

Elle

851

1.4

Ваши 6 соток 

847

1.4

Лиза гороскоп

844

1.4

Мегаполис-Экспресс

823

1.4

Оракул 

822

1.4

Мировой футбол

818

1.4

Вокруг смеха (калейдоскоп)

816

1.4

Сериал 

808

1.3

GEO

766

1.3

Экономика и жизнь 

759

1.3

1

2

3

Наука и жизнь 

759

1.3

МК-Здоровье

758

1.3

Товары и цены

756

1.3

Кинопарк 

736

1.2

Компьютерра

711

1.2

Mens Health

690

1.1

Интерьер + дизайн

690

1.1

Вне закона (калейдоскоп)

688

1.1

НЛО (калейдоскоп)

679

1.1

Новости в мире косметики 

669

1.1

Правда 

645

1.1

Калина news

645

1.1

Спорт-Клуб

641

1.1

Sandra

640

1.1

Женское здоровье

636

1.1

Изюминка ( СПИД)

633

1.0

Собеседник 

631

1.0

СПИД-Супер 

630

1.0



Приложение 3.

 

Составные  элементы концепции  издания по методике И. Дзялошинского159       

Содержательная  модель издания:      

1) Тематические направления:       

- Иерархия основных разделов и  рубрик;      

2) Модальность материалов (знак информации):      

- нейтрально-информационные;       

- положительные;       

- критические;       

- разноплановые (проблемные);       

3) Жанровая палитра материалов:       

- фактографические (хроника, заметка);      

- содержащие комментарий (репортаж, корреспонденция, зарисовка);      

- аналитические (очерк, статья);       

4) Локальность материалов (территориальная принадлежность информации):       

- город;      

- районы края, области;       

- край, область;       

- Россия;      

- «ближнее зарубежье» (страны СНГ);      

- «дальнее зарубежье»;       

5) Характер материала:       

- авторский;      

- редакционный;       

- сообщение информагентств;       

- официальный  документ;      

- перепечатка из другого издания  (дайджест);      

6) Лексико-стилистические особенности:      

- издания в целом;       

- отдельных авторских материалов.        

Оформительская  модель издания:      

1) Создание сетевого графика основных  разделов и рубрик;      

2) Дизайнерская  разработка принципов художественно-технического  оформления (структура номера, композиционные решения, графическое исполнение).       

Организационная модель издания:      

1) Структура издания:       

- «внешняя структура» - совокупность  основных параметров (формат, количество полос, периодичность, тираж, цена);      

- «внутренняя структура» - совокупность  организационно-творческих отношений  внутри редакционного коллектива (редакция как функциональная  группа; редакционный коллектив  как профессиональная группа; организационная  структура редакционного коллектива; редакционный коллектив как социальная группа);      

2) Финансово-экономическая деятельность;       

- рентабельность;       

- себестоимость производства одного  номера;      

- доходы (в том числе от реализации, рекламы и другие);      

- расходы (в том числе типографские, гонорары, услуги распространителей);      

3) Процесс выпуска и распространения  издания:      

- этапы подготовки номера;       

- время, затрачиваемое на выпуск  одного номера;      

- основные причины срыва графика  прохождения номера;      

- взаимоотношения редакции и типографии;      

- механизм доставки газеты подписчикам  и ее распространения в розницу. 

Литература       

Книги

  1. Белановский С.А. - Глубокое интервью: Учебное пособие. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.
  2. В поисках своего лица. Общероссийская пресса на информационном рынке. / Под ред. Л.Л. Реснянской, И.Д, Фомичевой. - М.: 1998, - 58 с.
  3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.
  4. Вартанова Е.Л. Основы медиа-экономики и медиа-менеджмента за рубежом. Учебно-методическое пособие для студентов факультета журналистики МГУ. - М.: 2001. - 59 с.
  5. Васильева Л.А. Делаем новости! - М.: Аспект Пресс. 2002. - 190 с.
  6. Георгиев. Д. Режиссура газеты. - М.: Мысль, 1979. - 371 с.
  7. Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь. - М.: Экономика, Дело ЛТД, 1994. - 160 с.
  8. Гуревич С.М. Номер газеты. - М.: Аспект-пресс. 2002. - 191 с.
  9. Демина И.Н. Маркетинг в деятельности средств массовой информации: Учеб. пособие. - Иркутск.: Изд-во ИГЭА. - 1999. - 218 с.
  10. Дзялошинский И.М. Редакционная политика как фактор успешной деятельности СМИ. - М.: Союз распространителей печатной продукции, 2000. - 193 с.
  11. Журналистика и социология. / Под ред. И.Д.Фомичевой. М.: Изд-во МГУ, 1995 - 200 с.
  12. Костерин А.Г. Практика сегментирования рынка. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
  13. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1995. - 570 с.
  14. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.
  15. Менеджмент на медиапредприятиях. Региональный опыт и советы экспертов. / Редактор-составитель М. Крючкова. - М.: ЦИ СМИ «Среда». 2003. - 448 с.
  16. Менеджмент СМИ в 2002 году. Материалы семинара. Под общей редакцией В.Л. Иваницкого. - М.: Пульс, 2002. - 266 с.
  17. Морозова И.Г. Рекламный креатив: В поисках ненавязчивой идеи. - М.: Гелла-Принт, 2003. - 224 с.
  18. Мухин А.А. «Особая папка» Владимира Путина. Итоги первого президентского срока и отношения с крупными собственниками. - М.: Центр политической информации., 2004. - 384 с.
  19. Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике. - Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2000. - 194 с.
  20. Пресса в обществе (1959-2000). / под ред. А.И. Волкова, М.Г. Пугачевой, С.Ф. Ярмолюк. М.: - Московская школа политических исследований. - 2000. - 616 с.
  21. Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Мысль, 1988. - 575 С.
  22. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова; ИКАР, 1999. - 232 с.
  23. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
  24. Скоробогатько В. Восемь бесед о газетном дизайне. - М.: Союз издателей и распространителей печатной продукции., 2003. - 88 с.
  25. Скоробогатько В. Новые тенденции в оформлении газеты. - М.: Союз распространителей печатной продукции, 2000 - 48 с.
  26. Социология журналистики. / Под ред. Е.П. Прохорова. М.: Изд-во МГУ, 1981 - 232 с
  27. Статт Д. Психология потребителя. - СПб.: Питер. - 2003. - 446 с.
  28. Сэндидж Ч.Г., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. - М.: Прогресс, 1989 - 630 с.
  29. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. - 2003. - 400 с.
  30. Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. - М.: Издательство Московского университета. - 1976 - 158 с.
  31. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - М.: РИП-Холдинг. 2001. - 165 с.
  32. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет. - 2001. - 596 с.

 

      Статьи 

  1. Александрова Т. А есть ли рынок? // Профессия - журналист. - 2001 - №2 - С. 41.
  2. Александрова Т. Гуревич В. «Время Новостей»: олигархов за нами нет. // Профессия - журналист. - 2000. - № 5 - С. 26-28.
  3. Александрова Т. Килограмм вестей и килограмм новостей. // Профессия - журналист. - 2001 - № 1. - С. 42-44.
  4. Александрова Т. Шакиров Р. Газетный менеджмент vers. махновщина. // Профессия - журналист. - 2002. - № 2. - С. 4-8.
  5. Газета по «особому заказу»: стратегии и практика индивидуализации газет. // Среда. - 2003 - № 6-7. - С. 49-51.
  6. Головко С. О дизайне первой полосы. // Журналист. - 2003 - № 1 - С. 69.
  7. Головко С. «Слобода»: старые проблемы в новом обличье. // Журналист - 2002. - № 11 - С. 74-75.
  8. Дзялошинский И. Дефицит на рынке информационных продуктов. Что показало исследование аудитории СМИ. // Профессия - журналист. - 2002. - № 3 - С. 8-9
  9. Егорова А, Лейбман В. От «Общей газеты» к «Консерватору». // Профессия - журналист - 2002 - № 9. - С. 4-5.
  10. Зорин К. Рок-н-ролл, секс, наркотики - и только? // Профессия - журналист. - 2001 - № 11. - С. 20-22.
  11. Как привлечь молодых читателей? (отрывок из сборника «Формируя будущее газет», ГИПП, 2003). // Среда. - 2003 - 11 - С. 47.
  12. Кантур В. Узнать объем продаж и поощрить киоскера. // Профессия - журналист. - 2001 - № 11 - С. 46-47.
  13. Кошман А. Кто и как измеряет региональную прессу // Среда. - 2002. - № 8-9. - С. 62-66.
  14. Кунис Г. «Мой район»: первая сетевая районная газета. // Среда. - 2003 - № 3. - С. 68-70.
  15. Лацис О. Аджубей и мы. // Русский курьер. - 2003. - 12 ноября.
  16. Ломтев А. Рынка прессы в России пока нет. Почему? // Профессия - журналист. - 2002. - № 2. - С. 22-23.
  17. Мессана П. Политика красоты от политического журналиста // Профессия - журналист - 2001 - № 10 - С. 14-18.
  18. Нечаенко Е. «Мурзилка», «Барби», «Недоросль» и другие. // Профессия - журналист. - 2001. - № 6. - С. 46-48.
  19. Обухов В. Не страшны любые мили, если вы в «МК-мобиле» // Профессия - журналист. - 2002 - № 4 - С. 18-20.
  20. Обухов В. Повитухи «желтой» газеты. // Профессия-журналист - 2002 - № 10 - С. 22-25.
  21. Российские СМИ: количественная характеристика. Справка. / Отечественные записки. - 2003 - № 4 - С. 103-105.
  22. Скоробогатько В., Шульман М. Играющий тренер, или когда имеет смысл звать гостей. // Профессия - журналист. - 2001 - № 1. - С. 31-35.
  23. Скоробогатько В. Дизайн в маркетинговой стратегии издания // Профессия - журналист. - 2001 - № 10 - С. 28-31.
  24. Скоробогатько В. Перегнуться - значит обновиться? // Профессия - журналист. - 2001 - № 3. - С. 28-31.
  25. Скоробогатько В. Слово и облик. // Профессия - журналист. - 2001 - № 4 - С. 34-37.
  26. Таиров А. «Не хочу, чтобы содержали меня, но и не хочу содержать других» // Профессия - журналист. - 2000 - № 12. - С. 40-41.
  27. Финк К. Промоушн газеты как средство увеличения тиража. // Журналистика и медиарынок - 2003 - № 1 - 35-36.
  28. Фомичева И. Если нет денег на «Гэллапа» // Журналистика и медиарынок. - 2003 - №2 - С. 38-40.
  29. Шматиков М. Паранормальные газеты // Среда - 2003 - № 9 - С. 35-36.
  30. Щепилов К. Измерения аудитории прессы: зачем и кому они нужны? // Профессия - журналист. - 2001. - № 9. - С. 36-38.
  31. Яковенко И. Системный кризис российских СМИ // Профессия - журналист. - 2001 - № 5 - С. 8-11.

 

      Интернет - ресурсы

  1. «Акулы пера и их хозяева». Источник - журнал «Русский фокус». Опубликовано на сайте Гильдии издателей периодической печати
  2. Губанов А. Бедная качественная пресса: кто и как будет ее воссоздавать? // Среда - 2001 - № 4-5.
  3. Давыдов И. Лейбманмедиагроб.
  4. Дедюхина А. Необъективный мистер Болдинг. // Эксперт № 18 от 13 мая 2002 г. Цитируется по русскоязычному сайту «Всемирной газетной ассоциации»
  5. Доклад А. Яковлева, директора по маркетингу рекламного агентства «Евро-пресс» «Выбор печатных изданий для рекламной кампании» представлен на сайте газеты «Экстра-М»
  6. Доклад президента Фонда защиты гласности А. Симонова «Что такое ангажированность прессы?» Сайт Фонда защиты гласности
  7. Исследование, разработка продукта и его продвижение на рынок: факторы успеха. Опыт ирландской газеты Star. Издание Всемирной газетной ассоциации. Перевод Гильдии издателей периодической печати, 2002. Сайт ГИПП
  8. Как измерить работу редакции. Отчет о стратегии Том 1. №5. Май 2002 года. Всемирная газетная ассоциация WAN. Сайт ГИПП
  9. Консультации Сурнина Д., эксперта Фонда поддержки независимых СМИ. Размещены на сайте журнала «Среда»
  10. Оськин А. Сегментирование рынка и позиционирование изданий. // Среда. - 2000 - № 3.
  11. Сайт АНО «Интерньюс»
  12. Сайт компании TNS Gallup Media
  13. Сайт компании КОМКОН-2
  14. Словарь терминов на сайте рекламного агентства «Юнион-Медиа-Сервис»
  15. Соболев С. Количество издающихся в России газет и журналов поражает воображение. Сайт ГИПП Источник - журнал «Индустрия рекламы»
  16. Создание бренда, ведущего к росту аудитории. Тезисы выступления на съезде NAA, 30 апреля 2002 г. The Readership Institute, NAA, ASNE The Media Management Center.
  17. Составные части маркетинга. Отчет о Конференции WAN по продажам и маркетингу. Гильдия издателей периодической печати. М.: 2002. Сайт ГИПП
  18. Newspaper Content. What makes readers more satisfied. Readership Institute. Media Management Center at Northwestern University. June, 2001. Материал доступен на сайте
  19. Starting a New Magazine or Newspaper. Getting from the Dream to the Reality Without Losing Your Shirt
  20. The case of Northeast Press: rebuilding from the bottom up. / Winning with editorial marketing. WAN July, 1997

 

 

 


Информация о работе Аудитория СМИ как объект социологического исследования