Аудитория СМИ как объект социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена проблемам учета целевой аудитории при создании концепций печатных СМИ. Поэтому объектами исследования в данной работе будут аудитория СМИ, причем аудитория СМИ прежде всего в маркетинговом смысле этого понятия - «целевая аудитория», на которую «настроено» издание, а также особенности изданий, определяющие и формирующие эту настройку на целевую аудиторию с тем, чтобы представители целевой аудитории ответили изданию взаимностью, то есть добровольно потратили на него свое время (всегда) и свои деньги (не всегда, но часто).

Содержание работы

Введение

1. Аудитория СМИ как объект социологического исследования

1.1. Аудитория и издание: аспекты взаимоотношений и практика исследований


1.2. Методика аудиторных исследований

1.3. Сегментация аудитории СМИ

2. Маркетинг СМИ. Теория и практика

2.1. Рынок СМИ. Целевая аудитория издания


2.2. Маркетинговые стратегии конкретных изданий

3. Создание концепции печатного СМИ с учетом целевой аудитории

3.1 Необходимость концепции и ее составляющие


3.2. Алгоритм создания концепции издания с учетом целевой аудитории

Заключение

Приложения

Литература

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

Первую  полосу газеты также необходимо оформлять исходя из информационных запросов и потребностей целевой аудитории. Вынося какой-либо материал на первую полосу, издатель дает знак читателю - «это важно, это нужно прочитать». Если читатель читает и соглашается, то материал для первой полосы выбран правильно, если читает и не соглашается или вообще не читает, то, возможно, издание неверно определило свою целевую аудиторию - «в газетах общеинформационных и деловых, для бедных и для богатых, для молодых и для пожилых» первополосные новости будут разными. Возможен даже такой вариант, когда издания для всех вышеперечисленных групп будут открываться одной и той же новостью, но в каждом случае эта новость будет подана по-своему, «смешанная с различными добавками в разных пропорциях». В противном случае «дизайн даст понять читателю, что ценностные критерии его и ваши расходятся, и он перестанет покупать ваше издание».       

Разрабатывая  аспект продвижения издания, необходимо учитывать, что конечной целью продвижения любого товара является создание бренда, то есть переход от классической схемы «товар-деньги-товар» в «товар-бренд-душа-деньги-бренд-товар»121. В этом случае товар становится частью жизни потребителя, а потребитель - лояльным пользователем, гарантированно приобретающим товар с минимальными усилиями со стороны продавца. Применительно к издательскому бизнесу у потребителей должно сформироваться впечатление «непрерывной заботы издателя об их информационных нуждах»122. Наряду с общими для различных отраслей способами продвижения товара, такими как бесплатная раздача газет или журналов, организация публичных мероприятий - «праздников издания», возможны также особые, свойственные только СМИ способы продвижения, например информационное спонсорство или проведение кампаний123.      

Итак, в нашем распоряжении имеются  составляющие концепции издания, причем как четко описываемые, например, норма площади, отдаваемой под материалы  того или иного типа, так и в определенной степени метафизические, например, «лицо газеты». Осталась последняя стадия работы - построение алгоритма, написание перечня рекомендаций по созданию концепции издания с учетом особенностей целевой аудитории..        

 

 

3. 2. Алгоритм создания концепции издания  с учетом целевой  аудитории      

 

В данном подпункте  третьей главы  наше внимание сфокульсировано  на включении  в концепцию издания представления  о его целевой аудитории. Из элементов  концепции здесь будут рассмотрены только те, которые связаны именно с ней, влияют на привлечение ее внимания. При этом издательские ресурсы, необходимые для реализации нижеперечисленных установок концепции (производство «качественного»124 продукта, кампания по его продвижению и организация заданной системы распространения), во внимание не принимаются. Предполагается, что это все издателю по силам, что обычных в жизни проблем с материальными, техническими и кадровыми ресурсами у него нет.      

Разработке  «маркетинговой» концепции издания  предшествует анализ целевой аудитории издания исходя из «целевого рынка»125 - социально-демографического, географического и психографического описания читателей. При исследовании конкурентной среды учитывается конкуренция с другими видами СМИ, конкуренция в секторе печатных СМИ126, выявляются факторы потребительского предпочтения127 при выборе издания - его цена, наличие цветной печати, объем, формат, дизайн, известность бренда (при наличии «раскрученных» брендов-конкурентов), периодичность, наличие телепрограммы, наличие в коллективе известных журналистов. Определяется место издания в случае потребления целевой аудиторией целого ряда изданий128.       

Затем переходят к маркетинговой части концепции издания, стратегии 4Р: «Product» - продукт, «Pricing» - ценообразование, «Place» - места продажи, каналы распространения, «Promotion» - продвижение, формирование каналов коммуникации с покупателями и посредниками129. Далее рассмотрим каждую из составляющих в отдельности:

  1. «Продукт». При производстве издания конечной целью всегда является превращение его в «издание №1», в «информационного

 

      монополиста»  для заданного сегмента или сегментов  рынка в качестве поставщика определенной информации. В виду того, что время, отводимое на потребление печатных СМИ, крайне ограничено, подавляющая часть целевой аудитории при наличии нескольких предназначенных для нее изданий выберет одно, которое станет «номером один» в данном сегменте рынка и оттянет на себя основную часть рекламы, предназначенной для данного сегмента130.   

   Итак, целевая аудитория определена. Для газет это может быть «чисто территориальная» или «территориально-слоевая» аудитория. Для журналов - «просто специализированная» и «узко специализированная». Это связано со спецификой данных видов СМИ. Рынок газет прежде всего территориальный131. Здесь возможны два базовых варианта - газета «для всех» на очень ограниченной территории (город, район, несколько районов) или газета «для определенного сегмента» потребителей, например качественная городская газета крупного города, равно как и бульварная городская газета этого же города. В этом случае издание привязывается не только к территории, но и к социально-демографическим и психографическим характеристикам потребителя. Его уже не надо делать «универсальным», как районную газету, а надо стремиться максимально удовлетворить запросы исключительно своей целевой аудитории, не более того. Крайний случай такой специализации - издаваемые в столицах «деловые» газеты, предназначенные для крайне узкого сегмента аудитории, однако при относительно небольшом тираже перспективные и прибыльные.      

В случае с журналами необходимо определиться, предназначено ли издание «для всех», так или иначе затрагиваемых  его тематикой, или же оно будет  стремиться к достижению узкого сегмента определенной аудитории. В первом случае изданию необходима широта тем, во втором все решает глубина. К примеру, женские журналы «Лиза» и «Cosmopolitan» предназначены, в принципе, для всех женщин. А журналы «9 месяцев» и «Худеем правильно» содержат углубленную информацию о конкретных сторонах жизни женщины. Журнальному изданию необходим «оптимум» тематики, чтобы его «было зачем купить», чтобы широта и глубина подачи информации совпадала с ожиданиями и запросами его аудитории.      

Следующий вопрос, с которым необходимо определиться издателю, это критерий «своя-чужая» информация132. Так для районной газеты обзор местных спортивных секций - это «своя» информация. А углубленные рассуждения о достоинствах и недостатках того или иного вида единоборств - это уже «чужая» информация, это подошло бы специализированному спортивному журналу. Равно как для спортивного журнала, к примеру, предназначенного для любителей единоборств, «чужой» окажется детализованная информация о спортивных автомобилях. Издателю нужно четко уяснить место его издания в системе потребления массовой информации его целевой аудиторией, и избегать дублирования уже существующих более доступных каналов, в то же время искать и заполнять «щели», оставленные ими в его новостном поле. Особенно это касается центральных газет, вынужденных конкурировать с телевидением, и поэтому не могущих сводить свою работу к простому информированию о событиях, о которых уже было сказано накануне в вечерних теленовостях. В газете должно быть «еще нечто»: аналитика, документация, подробности, которые не засняты, но хорошо поддаются описанию словами - то, что по своему формату подходит именно для передачи при помощи прессы133.      

При планировании содержания необходимо учитывать  момент «адресности». Какая-то часть  сообщений будет информацией  «для всех», какая-то - «для всей целевой аудитории», а еще какая-то - «для узкого сегмента этой аудитории», тех, кто напрямую затронут темой данного сообщения либо кого оно гарантированно может заинтересовать. Касательно последнего типа информации, то в районной газете это могут быть справочные тематические страницы об образовательных и медицинских учреждениях округи, в центральной газете - философско-методический материал о рекомендуемых действиях родителей, дети которых стали наркоманами. Издание должно быть грамотно наполнено материалами с разной, но заранее определенной адресностью134. При этом рекомендуется даже заранее просчитывать поле адресности, в обязательном порядке заготавливать материалы для соответствующего сегмента, чтобы его не потерять. Так      

если  центральная газета хочет, чтобы  ее читали в правительстве, она должна из номера в номер писать о правительстве, отслеживать его деятельность, публиковать информацию даже при условии, что она будет интересна лишь узкому кругу читателей, что рейтинг данных материалов среди читателей издания в целом будет крайне низок.      

Необходимо  также учесть, что издания, предназначенные  для работы, для практической деятельности и издания, потребляемые «из интереса»  требуют совершенно разного подхода  при представлении одинаковой информации. В первом случае важна точность и основательность, все остальное вторично. Во втором - самым главным становится интерес, убеждение читателя в значимости и эмоциональной привлекательности данного сообщения. Поэтому при создании концепции издания обязателен учет того, кем и с какой целью оно будет потребляться135.      

Важно также определиться, какое место  займет издание в семье выписавшего  либо купившего его. Будет ли оно  прочтено другими членами семьи  или же оно предназначено исключительно  на своего «узкого» целевого читателя. Крайние полюса здесь - «семейные» газеты по типу «Аргументов и Фактов» с одной стороны и деловая пресса, например, непонятные непосвященным «Ведомости» с другой. При планировании содержания издания рекомендуется учитывать возможность «семейного» чтения и вводить в издание материалы, могущие привлечь других членов семьи, сделать их хотя бы «пассивными» читателями (теми, кто никогда не купит или не выпишет издание самостоятельно, но хотя бы возьмет его в руки, если не надо платить и есть время).       

Так как одним из главных мотивов обращения к СМИ являются развлечения, издателю необходимо определить их долю в своем проекте. Крайние полюса здесь - издание чисто развлекательное либо издание предельно серьезное, подразумевающее, что свою порцию развлечений его читатель получит в другом месте либо в другом издании. Нужно определиться с типом развлечений. Так для бульварной газеты отсутствие эротики будет минусом, для качественной наоборот ее наличие может привести к неадекватному восприятию аудиторией имиджа данной газеты. Качественное издание должно развлекать, но делать это также «качественно», через неудачные высказывания политиков или курьезные фотоснимки. А для районной газеты неудачным выходом будет простая перепечатка анекдотов из сборников или сети Интернет. Удачным - поиск смешного и курьезного на «своей» территории.      

Издание в глазах читателя - это не только содержание, информация, но и его  внешний вид. При выборе издания  роль дизайна не меньше роли содержания, а с учетом того, что значительная часть аудитории многих изданий формируется за счет «случайных» покупателей, именно дизайн является определяющим при выборе данного издания в газетном киоске136. Оформление издания должно соответствовать образу изданий данного типа в сознании аудитории. Так если качественные газеты принято издавать форматом А2 или В2137, то появление на прилавке таблоида, заявленного как качественное издание, может быть воспринято неадекватно, и издателю придется тратить дополнительные деньги на продвижение своего необычно сделанного продукта. Равно как и выпуск газеты форматом А4 - аудитория может попросту не понять, что ей предлагают.      

Для журналов формат играет меньшую роль, так как подавляющее большинство  журналов выходят стандартным форматом А4. Впрочем, формат тоже может работать на концепцию издания - предназначенный для женщин журнал «Профилактика»138 издается форматом 190 мм х 140 мм  - как раз под размер дамской сумочки. А рассчитанный на московскую бизнес-элиту журнал «М-Коллекция» решено было делать необычным форматом 420 мм х 280 мм139. Это сделали для подчеркивания особого статуса его аудитории - покупателей люксовых бутиков, которым дарят журнал при покупке в знак признания их жизненного успеха.       

Следующий элемент оформления издания, определяемый его концепцией - это тип верстки. Разновидность верстки определяют прежде всего два параметра: соотношение текстовой и иллюстративной информации, раздел площади между ними, и роль изобразительных элементов по отношению к текстовым. Что касается соотношения иллюстративной  и текстовой информации, то на одном полюсе находятся издания, низводящие тексты до «емкой подписи под фотографиями»140, а на другом качественная пресса, в которой площадь, занимаемая текстами, превосходит площадь иллюстраций в разы. Господство текстов в газете может также стать элементом имиджа - так немецкая «Frankfurter Allgemeine Zeitung» традиционно вообще не публикует иллюстрации на первой полосе, она у этого издания сплошь текстовая.       

 Соотношения ролей изобразительных  и текстовых элементов в издании  следует отметить, что если издание предназначено для работы либо является источником серьезной информации, требующей спокойного вдумчивого чтения, тогда иллюстративные элементы носят вспомогательный характер, не привлекая к себе внимания и давая возможность сосредоточиться на тексте. Если же издание предназначено в большей мере для развлечения, тогда текстовая и иллюстративная составляющие меняются местами, и уже иллюстрации захватывают инициативу, являясь главной приманкой для читателя. Внимание читателя в этом случае должен привлечь каждый элемент оформления, издание должно быть интересным, «цепляющим» при разглядывании. Чтение же собственно статей тут уже второстепенно и необязательно141.      

И последний элемент оформления, который  также является определяющим при  разработке концепции издания с учетом целевой аудитории - это дизайн первой полосы либо, в  случае журнала - обложки. Здесь определяющим является способ приобретения издания. Для подписных изданий либо для  качественных с устойчивой аудиторией и сформированным имиджем допускается спокойное оформление с вынесением на первую полосу самого важного для целевой аудитории с точки зрения издателя. В случае промаха издателя ждет внутреннее несогласие аудитории с тем, что данный материал действительно важен для нее и достоин вынесения на первую полосу, и, как следствие, в дальнейшем отказ от покупки либо подписки142. На приобретение же конкретного номера дизайн и заголовки первой полосы оказывают весьма малое влияние. А для массового или бульварного издания, равно как и глянцевого журнала «общего интереса» дизайн первой полосы или обложки может явиться определяющим, так как их приобретают, как правило, в розницу, и решение об их приобретении и о выборе именно этого издания из ему подобных принимается непосредственно в момент покупки. Поэтому первая полоса обязана «цеплять» читателя, служить «крючком» для ловли внимания, иначе производство всего остального издания оказывается бессмысленным - читатель не купит его и не прочитает.      

Информация о работе Аудитория СМИ как объект социологического исследования