Литературное редактирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:08, курс лекций

Описание работы

Занятия по литературному редактированию проводятся вузах на факультетах, готовящих журналистов, редакторов издательских работников. Методика преподавания предмет различная: в Московском государственном университете им Ломоносова литературному редактированию посвящаются практические занятия в течение года, а в Московском государственном университете печати два года изучается редакционная подготовка изданий, включающая литературное редактирование за составную часть работы редактора над рукописью. Лекционный курс по литературному редактированию читается в Московском гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой.

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ 1. 6
Литературное редактирование как учебная дисциплина. Общие проблемы литературного редактирования. 7
2. Определение дисциплины. Редакторская подготовка изданий – сложный процесс. 9
3. Литературное редактирование как один из аспектов издательской деятельности. 11
4. Становление литературного редактирования в России. 11
5. Задачи литературного редактирования текста. 14
6. Оценка логических качеств текста. 17
ЛЕКЦИЯ 2 20
Работа редактора над композицией произведения. 20
1. С чего начинается редактирование произведения 20
2. Особенности редакторского чтения рукописи 21
4. Особенности построения публицистических текстов 23
5. Работа редактора над устранением недостатков композиции 27
6. Практические задания для закрепления темы 30
ЛЕКЦИЯ 3 36
Проблема классификации функционально-смысловых типов речи. Редакторская оценка описания 36
1. Выделение функционально-смысловых типов речи 36
2. Описание. Общая характеристика 39
3. Описания в художественной речи и публицистике 43
4. Статические и динамические описания 45
5. Композиционное включение описаний в другие тексты 46
6. Практические задания для закрепления темы 47
ЛЕКЦИЯ 4 50
Редакторская оценка различных типов повествования 50
1. Повествование как функционально-смысловой тип речи 51
2. Сфера использования повествования в разных функциональных стилях и жанрах 51
3. Способы передачи последовательности событий, действий, явлений в повествовании 53
4. Эпические, сценические и биографические повествования 60
5. Практические задания для закрепления темы 63
ЛЕКЦИЯ 5 67
Критерии редакторской оценки рассуждения, объяснения, инструктирования. Сочетание разных типов речи в одном тексте 67
1. Определение рассуждения как фунционально-смыслового типа речи 67
2. Эксплицитная и имплицитная формы построения рассуждения 69
3. Умозаключение как основа рассуждения 71
4. Дедуктивный и индуктивный методы построения рассуждений 72
5. Разные формы рассуждений: доказательство (прямое и косвенное), объяснение 75
6. Объяснение как способ изложения материала 78
7. Определение, его виды 80
8. Инструктирование как особый способ организации текста 83
9. Сочетание разных типов речи в одном тексте 83
10. Практические задания для закрепления темы 84
ЛЕКЦИЯ 6. 88
Правка текста при литературном редактировании. Вычитка и сокращение текста 88
1. Правка текста в процессе литературного редактирования. Виды правки. 88
2. Правка-вычитка. 90
3. Корректурные знаки, используемые при разных видах правки. 91
4. Правка-сокращение. Общая характеристика этого вида правки. 100
5. Методика выполнения правки-сокращения. 101
6. Практические задания для закрепления темы. 104
ЛЕКЦИЯ 7. 108
Правка-обработка и правка-переделка в процессе литературного редактирования. 108
1. Общие требования к редактору, выполняющему правку-обработку. 109
3. Применение правки-обработки при редактировании текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям. 116

Файлы: 1 файл

конспект лекций по учебнику голуб литературное редактирование.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Следующий абзац больше подходит для начала:

850 лет назад великий  князь Юрий Долгорукий, возвра­щаясь  по Волге из своего похода, остановился у Кирилло­вых гор  и в местечке Малый Китеж  основал городок, кото­рый так  и назвали – Городец. Он  стал городом-крепостью, городом-воином, призванным защищать русскую землю от врагов.

Однако не его редактор выбрал для зачина, а предпочёл четвёртый абзац, более отвлеченный, позволяющий «издали» подойти к поставленной теме: после незначительной стилисти­ческой правки он и займёт своё место в самом начале статьи:

Российская история распорядилась таким образом, что бывшие центры хозяйственной жизни, народного искусст­ва оказались «малыми». Однако бережно хранят они исто­рию своего края, возрождают лучшие обычаи и традиции предков.

Так удалось устранить второй недостаток композиции – неудачно выбранный принцип расположения частей. Теперь начало публикации подготавливает читателя к восприятию главного содержания статьи. При этом устранен и такой недо­статок композиции, как несоразмерность частей: вступление по объему обычно невелико; в данном случае оно почти вдвое меньше абзацев, в которых содержится главная информация.

Далее редактор постарался добиться чёткой последователь­ности в рассказе о городе-юбиляре. Вот как начинается опи­сание Городца после редакторского изменения композиции:

Километрах в шестидесяти от Нижнего Новгорода, вверх по Волге, на левом крутом берегу, находится город Городец – центр одного из районов Нижегородской области. Это один из так называемых «малых городов» России, ко­торый имеет богатую историю.

После этого логически оправдано описание исторических событий, положивших начало существованию этого древне­го городка, поэтому редактор поместил ниже второй абзац (850лет назад и т. д.). Остальной материал в данной статье не нуждается в перекомпоновке, и редактор мог сосредото­чить своё внимание на языке и стиле рукописи. Однако вер­нуться к композиции еще раз редактора заставила нечёткость композиционных рамок, точнее – неудачный заголовок ста­тьи – «Праздник остаётся в жизни человека». Наверное, выбор такого заголовка спровоцировал автора и на «красивое» на­чало статьи, которое редактор счёл неуместным и сократил. Если бы оно осталось, то нечёткость композиционной рамки была бы еще более очевидной, так как концовка не поддер­живает идею о величии «праздника в жизни человека»; в последнем абзаце говорится:

Все замечательные страницы истории малого города – Городца – представлены в новой, юбилейной книге.

Эти строки вполне соответствуют своему назначению;

экскурс в историю завершается информацией об издании книги, посвященной славным событиям. Такая концовка подсказывает и новое заглавие статьи. Редактор может пред­ложить автору несколько вариантов – «Древний город на Вол­ге», «Что вы знаете о младшем брате Москвы?»; «Такой древ­ний и всегда молодой городок на Волге»; наконец, просто – «Мой любимый Городец»... Автору предоставляется возмож­ность и самому придумать хорошее название своего матери­ала, соблюдая требования композиционных приёмов.

_

1 Накорякова К. М. Литературное редактирование. Общая методика ра­боты над текстом. С. 79.

6. Практические задания  для закрепления темы

Задание 1. Сопоставьте авторский и редакторский варианты нача­ла статьи «Праздник остаётся в жизни человека». Назовите ошибки в ком­позиции, обратившие на себя внимание редактора, предложите свои варианты исправления.

     Продолжите  работу над композицией во  второй части текста, ос­тавшейся  неотредактированной. Придумайте  новое заглавие для статьи, устраните  нечёткость композиционных рамок, изменив начало и концов­ку текста. Вычитайте весь материал, укажите опечатки, речевые ошиб­ки, исправьте их. Отдельные части текста можно сократить, а также мож­но добавить новые предложения для связи тематических фрагментов текста.

Неотредактированный текст

В наше непростое время, за суетой и работой, за забота ­ми и проблемами, за размышлением о мировых трагедиях ­ мы не разучились видеть пре­красное, думать о хорошем и радоваться праздникам. Праздник остается в жизни человека. Он продолжает к нему ра­достно готовиться, ждет ему. Без праздника невозможно движение вперед. 850 лет назад великий князь Юрий Долгорукий, возвращаясь Волге из своего по­хода остановился у Кирилловых гор и в местечке Малый Китеж основал горсток, кото­рый так и назвали — Городец. Он стал городом-крепостью, городом-воином, призванным защищать русскую землю от врагов.       

 Километрах в шестидеся­ти  от города Нижнего Новгорода,  вверх по Волге, на ле­вом  кругом берегу, находится город         Городец — центр одно­го из                 

районов Нижегородской области. Это один из так на­зываемых «малых» городов России, который имеет бога­тую историю.

          История распорядилась таким  образом, что бывшие центры  хозяйственной жизни,  народного  искусства оказались 

«малыми». Однако бережно хранят они историю своего края, возрождают лучшие обычаи и традиции предков.

Отредактированный текст

История распорядилась таким образом, что бывшие  центры хозяйственной жизни, народного искусства оказались «малыми». Однако бережно хранят они историю своего  края, возрождают лучшие обы­чаи и традиции предков. Километрах в шестидеся­ти от Нижнего Новгорода, вверх по Волге, на левом кру­том берегу находится город Городец — центр одного из районов Новгородской области.

Это один из так называемых «малых» городов России, ко­торый имеет богатую историю. 850 лет назад великий князь  Юрий Долгорукий, возвращаясь по Волге из своего похо­да, остановился у Кириллов­ских гор и в местечке Малый Китеж основал городок, ко­торый так и назвали — Горо­дец. Он стал городом-крепос­тью, городом-воином, при званным защищать русскую землю от врагов.    

 

 

     Часть текста, оставшаяся неотредактированной

 Городец оставил  нам богатое художественное населе­ние, которое до сих пор удивляет  многообразием народ­ных промыслов:  это и резьба по дереву, так называемая «глухая» домовая резьба, это и инкрустированные море­ным дубом донца прялок, которые являются настоящим шедевром народного творчества, это и удивительная Го­родецкая роспись, резные пряничные доски, золотое ши­тье вышивальщиц, рукописные старые книги и многое другие.

Младший брат Москвы – Городец – в этом году отме­чает свой славный юбилей. Помня 850-летии, о том, какую важную роль в жизни жителей Городца играла книга и книж­ная традиция, Администрация Городецкого района сочла необходимым подготовить и издать красивый подарочный альбом, посвященный истории любимого города.

«Древний Городец. Малый Китеж» – под таким назва­нием увидела свет книга, рассказывающая о прошлом и настоящем небольшого городка на Волге. Седая старина и современность, прошлое и настоящее, легенды и быль ны­нешнего дня – все это нашло отражение в юбилейном аль­боме. Листая книгу, мы как бы перелистываем страницы истории. Вот прибытие князя Юрия Долгорукого, основа­ние Городца-Радилова и знаменитого Федоровского мона­стыря, строительство Городецкого вала – уникального обо­ронительного укрепления XII в. Княжение великого князя Георгия Всеволодовича, героическая борьба с батыевым нашествием и разорение. Духовное возрождение, связан­ное с Федоровское обителью и именем Александра Невско­го. Петр I и Екатерина II, Орловы и Панины.

Много испытаний выпало на долю жителей Городца. Княжеский город ушел в прошлое, а с XIII в. началась его новая, купеческая история. В знаменитом Городецком за­тоне создали судостроительные и судоремонтные мастер­ские, на которых строились, ремонтировались и зимовали баржи, возившие хлеб по Волге. Славные купеческие фа­милии: Сотины, Облаевы, Лапшины, Прянишниковы, Де­рюгины, Овчинников, Кузнецов, Зайков, Нозринский, Скворцов. Но эти торговые люди не только сколачивали капитал, они всячески способствовали развитию города, городского хозяйства и городской культуры. Это были жер­твователи и благотворители. Их заботами и усердием рас­цветало село, превращаясь в красивый и богатый город. На пожертвованные купцами деньги открывались школы и библиотеки, больницы и богадельни, строились и обнов­лялись храмы, издавались книги. Своеобразной вершиной благотворительности стало создание Всесословного дома, подаренного городу на «благое просвещение».

В настоящее время одним из главных культурных цент­ров Городца стал Краеведческий музей, в котором представ­лена вся история города. Музей и его сотрудники стали орга­низаторами всероссийских научных и научно-практических конференций, посвященных как проблемам Нижегородской области, так и проблемам сохранения историко-культурного наследия малых городов России. Заботясь о будущем, при Музее создали детскую студию «Родничок».

Все замечательные страницы истории малого города – Городца – представлены в новой, юбилейной книге.

Задание 2. Оцените композицию заметки, ее заглавие и отредак­тируйте текст. Для этого разделите материал на части (исправив при этом и абзацное членение текста), составьте план изложения и приведите в соответствие с ним последовательность смысловых отрезков. Особое внимание обратите на композиционную рамку заметки, ее заголовок.

Помогла простуда

Простуженное горло подвигло фотографа Терзиева, ав­тора фотоальбома «Лекарственные растения СССР», на борьбу за свои авторские права в суде. Мужчина купил в аптеке сушеные цветы ромашки, чтобы полечить кашель, и увидел на коробке сделанный им самим снимок растения. Иск Терзиева к фармацевтической фирме «Старт-Фита», опубликовавшей без его разрешения фотографии лечебных трав на упаковках, начал рассматривать Преображенский суд столицы.

Кстати, впервые альбом «Лекарственные растения СССР» с фотографиями Терзиева вышел более двадцати лет назад и после этого несколько раз переиздавался.

Как стало известно «МК», прошлой осенью фотомас­тер сильно простудился. Измученный кашлем мужчина ве­рил, что возродить его к жизни сможет только ромашка. Купив в аптеке коробочку с лечебной травой, больной вдруг приободрился и внимательно уставился на иллюстрацию, украшавшую упаковку. Это была его фотография полевой ромашки, которую он снял много лет назад для альбома. Осмотрев витрину, Терзиев увидел свои снимки почти на всех коробках с лечебными травами, которые выпустила фирма «Старт-Фита».

Автор обратился в суд и требует денежной компенса­ции за незаконную публикацию более десяти фотографий из его коллекции.

Задание 3. Оцените расположение материала в приведенной пуб­ликации. Выделите в ней смысловые части, составьте план изложения и перекомпонуйте материал. В случае необходимости дополняйте текст, добиваясь связности и логичности описания. Выявите речевые ошибки и выполните стилистическую правку, Обратите внимание на композици­онную рамку публикации, ее заголовок; продумайте абзацное членение текста.

Коленки оказались органом чувств

Новый орган чувств, расположенный в... коленном су­ставе, открыли столичные ученые.

Как сообщили «МК» в НИИ морфологии человека РАМН, речь идет о так называемой крестообразной связке, скрытой в колене. Прежде считалось, что она выполняет только механическую функцию. Соответственно при опе­рациях у спортсменов или артистов балета, которые чаще всего рвут эти связки, хирурги просто пришивали вместо нее протез из' прочных лавсановых нитей, проволоки или «родных» пересаженных тканей. Однако спустя время со­стояние прооперированного снова ухудшалось. Иногда после разрыва связки футболисты или танцоры навсегда уходили из спорта или со сцены, потому что в прямом смысле не чувствовали больше своих ног, как раньше.

Теперь же, проведя большую исследовательскую рабо­ту, группа ученых пришла к выводу, что в отличие от по­добной связки у животных человеческая крестообразная связка выполняет не только механическую функцию, но и рецепторную. Это суперчувствительный датчик, который отвечает за информирование мозга о положении конечно­стей. Небольшие полоски ткани просто усеяны рецептора­ми, которые сообщают мозгу о малейшем напряжении мышц и положении ног. За счет этой суперчувствительно­сти связка сама сохраняет себя от разрывов, вовремя сокра­щаясь и растягиваясь. А стоит спортсмену на время повре­дить хотя бы один из чувствительных нервов (он может этого даже не заметить) и в таком состоянии выйти на ста­дион, как связка без необходимой ей информации, стано­вится как будто слепой и сразу рвется. В связи с этим от­крытием ученые рекомендуют спортивным врачам во избе­жание самых распространенных травм – разрыва связок – снимать игроков с поля при малейшей травме ноги (это может быть элементарный синяк) и ждать, когда восстано­вится поврежденный нерв.

Задание 4. Изучите расположение материала в данной статье. Ка­кова ваша оценка ее композиции? Согласны ли вы с абзацным членени­ем текста? Укажите недостатки композиции и постарайтесь их устранить. Предложите свой вариант публикации. В случае необходимости выпол­ните и стилистическую правку текста.

СКОЛЬКО ЛЕТ НОВОГОДНЕЙ ЕЛКЕ?

С давних пор Рождество – светлый, радостный праздник – связан с украшенной елкой, подарками. А почему наряжают именно елку?

Легенды и предания

         На сей счет есть десятки  легенд и преданий. Одно из  наиболее известных преданий  о рождественской елке, мно­гими относимое к XIX веку, гласит, что из тех деревьев – пальмы, маслины и елки, – которые пришли поклониться Богомладенцу, Ангел именно елку избрал рождественским деревом – за ее скромность и терпение. Многие считают, что вечнозеленая ель – это райское древо бессмертия; го­рячие свечи или огоньки – человеческие души, а украше­ния – символические жертвоприношения. Но обычай по­клоняться зеленым деревьям и украшать их известен с са­мых древних времен – это делали в Египте, Греции, Риме. Язычники считали, что в ветвях прячутся души умерших, которые надо ублажать дарами. С появлением именно рож­дественской елки связана легенда о том, как накануне Рож­дества 1513 года Мартин Лютер поразился красоте сверка­ющих на елке снежинок, похожих на небесные звезды, принес домой елочку и украсил ее свечами. Немцам этот обычай так понравился, что они распространили его и на прочие страны, в которые выезжали.

Информация о работе Литературное редактирование