Литературное редактирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:08, курс лекций

Описание работы

Занятия по литературному редактированию проводятся вузах на факультетах, готовящих журналистов, редакторов издательских работников. Методика преподавания предмет различная: в Московском государственном университете им Ломоносова литературному редактированию посвящаются практические занятия в течение года, а в Московском государственном университете печати два года изучается редакционная подготовка изданий, включающая литературное редактирование за составную часть работы редактора над рукописью. Лекционный курс по литературному редактированию читается в Московском гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой.

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ 1. 6
Литературное редактирование как учебная дисциплина. Общие проблемы литературного редактирования. 7
2. Определение дисциплины. Редакторская подготовка изданий – сложный процесс. 9
3. Литературное редактирование как один из аспектов издательской деятельности. 11
4. Становление литературного редактирования в России. 11
5. Задачи литературного редактирования текста. 14
6. Оценка логических качеств текста. 17
ЛЕКЦИЯ 2 20
Работа редактора над композицией произведения. 20
1. С чего начинается редактирование произведения 20
2. Особенности редакторского чтения рукописи 21
4. Особенности построения публицистических текстов 23
5. Работа редактора над устранением недостатков композиции 27
6. Практические задания для закрепления темы 30
ЛЕКЦИЯ 3 36
Проблема классификации функционально-смысловых типов речи. Редакторская оценка описания 36
1. Выделение функционально-смысловых типов речи 36
2. Описание. Общая характеристика 39
3. Описания в художественной речи и публицистике 43
4. Статические и динамические описания 45
5. Композиционное включение описаний в другие тексты 46
6. Практические задания для закрепления темы 47
ЛЕКЦИЯ 4 50
Редакторская оценка различных типов повествования 50
1. Повествование как функционально-смысловой тип речи 51
2. Сфера использования повествования в разных функциональных стилях и жанрах 51
3. Способы передачи последовательности событий, действий, явлений в повествовании 53
4. Эпические, сценические и биографические повествования 60
5. Практические задания для закрепления темы 63
ЛЕКЦИЯ 5 67
Критерии редакторской оценки рассуждения, объяснения, инструктирования. Сочетание разных типов речи в одном тексте 67
1. Определение рассуждения как фунционально-смыслового типа речи 67
2. Эксплицитная и имплицитная формы построения рассуждения 69
3. Умозаключение как основа рассуждения 71
4. Дедуктивный и индуктивный методы построения рассуждений 72
5. Разные формы рассуждений: доказательство (прямое и косвенное), объяснение 75
6. Объяснение как способ изложения материала 78
7. Определение, его виды 80
8. Инструктирование как особый способ организации текста 83
9. Сочетание разных типов речи в одном тексте 83
10. Практические задания для закрепления темы 84
ЛЕКЦИЯ 6. 88
Правка текста при литературном редактировании. Вычитка и сокращение текста 88
1. Правка текста в процессе литературного редактирования. Виды правки. 88
2. Правка-вычитка. 90
3. Корректурные знаки, используемые при разных видах правки. 91
4. Правка-сокращение. Общая характеристика этого вида правки. 100
5. Методика выполнения правки-сокращения. 101
6. Практические задания для закрепления темы. 104
ЛЕКЦИЯ 7. 108
Правка-обработка и правка-переделка в процессе литературного редактирования. 108
1. Общие требования к редактору, выполняющему правку-обработку. 109
3. Применение правки-обработки при редактировании текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям. 116

Файлы: 1 файл

конспект лекций по учебнику голуб литературное редактирование.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Первые рождественские елки украшали настоящими яб­локами, орехами, сладостями, от чего ветки деревьев не­редко ломались. Со временем украшения стали более изящ­ными и долговременными, но и по сей день в легких елоч­ных шарах мы угадываем наливное красное яблоко.

В России первые елки появились не в Рождество, а на Новый, 1700-й год, в Москве. Ими украшали дворы, ворота, дома, комнаты. Так повелел делать император Петр Первый, которому приглянулся европейский обычай. Был даже из­дан специальный указ, в котором говорилось: «В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор». Но понадобилось почти полтора века, чтобы новогодняя рождественская елка окончательно при­жилась в России и начиная с 1852 года стала публичной. Но после революции 1917 года ее запретили и вновь возроди­ли (не как рождественскую, а как новогоднюю) только с 1935 года. В России самая известная елка – Кремлевская; в Америке – на лужайке у Белого дома; а итальянцы превра­тили в своеобразную елку (самую большую в мире – высо­той 800 м) весь склон горы Инжино, украсив его 800 лам­пами. Чтобы принесенная в дом елка стояла подольше, ее ставят в ведро с водой, куда вливают немного глицерина. Многие добавляют в воду сахар или аспирин – это тоже подпитывает дерево.

Впервые нарядили рождественскую елку в 1513 году в Германии. Учредили в России в 1700 году.

Свечи стали зажигать на российских елках с 1708 года.

Первая рождественская открытка появилась в 1843 году в Лондоне.

Украсили электрическими гирляндами в 1906 году в Финляндии. (Из газет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 3

Проблема классификации функционально-смысловых типов речи. Редакторская оценка описания

План:

1. Выделение функционально-смысловых  типов речи.

2. Описание. Общая характеристика.

3. Описания в художественной  речи и публицистике.

4. Статические и динамические  описания.

5. Композиционное включение  описаний в другие тексты.

6. Практические задания  для закрепления темы.

 

1. Выделение функционально-смысловых  типов речи

Внимательное изучение рукописи требует от редактора глубокого проникновения во внутреннюю структуру текста. Только тогда возможно правильное применение композиционных приёмов, которыми достигается полнота и структурная целостность, ясность и связность изложения авторского материала. Выбор способа изложения зависит от цели, поставленной автором, и объекта изображения. Описание природы, обстановки, внешности героя или рассказ о его приключениях, общественных явлениях, событиях, наконец объяснение происходящего, рассуждение по поводу описываемого – всё это требует особых способов изложена определяет вид текста, с которым редактору приходится работать. Поэтому для редакторской оценки текста принципиально важно знание особенностей функционально-смысловых типов речи.

Общие представления о структуре текста сформулировала еще античная риторика, указав, что перечисление свойств, признаков предмета дается в описании: оно опирается на чувства, на восприятие внешних особенностей предмета, яв­ления и носит констатирующий характер.

Изображение событий во временной последовательнос­ти обретает форму повествования, а объяснение явле­ния, исследование внутренних признаков предмета, доказа­тельства каких-либо положений реализуется в рассужде­нии, объяснении.

Эта, самая общая, классификация способов изложения материала восходит к античным учениям о построении тек­стов; «Топика» Аристотеля дополняет его «Риторику». Совре­менные учёные предлагают более сложные классификации типов речи.

И.С. Валгина подчеркивает зависимость типа изложе­ния в тексте от целевой установки автора и дает такую типо­логию «авторской интенции» (цели, намерения), определя­ющей выбор способа подачи материала:

1) сообщить, констатировать (описание);

2) рассказать, изобразить (повествование);

3) сравнить, резюмировать, обобщить (определение,  объяс­нение);

4) обосновать, доказать, опровергнуть, разоблачить (ар­гументация, рассуждение);

5) побудить, просить, приказать  (инструктаж). И далее указывает,  что, «учитывая данные целеустановки  тек­ста», можно сделать выводы  о целесообразности «изложения  содержания в целом по тексту или по его фрагменту, виду текста, жанру; даже виду науки (например, в математике – рассуждение, в ботанике – описание, в истории – повество­вание)» 1. При этом справедливо отмечается, что имеется в виду лишь преобладающий способ изложения, но в любых текстах возможно сочетание разных типов речи в зависимо­сти от конкретного содержания.

К.М. Накорякова предлагает типологию текста, имея в виду публицистические произведения:

Изобразительные виды текста

 

Логизированные виды текста

 

Повествование

 

Описание

 

Рассуждение

 

Объяснение

 

сообщение

 

информационное описание

 

Умозаключение

 

определение

 

 

При этом подчёркивается, что тексты первого ряда близ­ки к художественным, они рассчитаны на эмоциональное воздействие, в то время как во втором ряду находятся тексты чисто информационного назначения, официальные документы, научные публикации. «Для них характерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений» 1.

Более широкий взгляд на функционально-смысловые типы речи отличает концепцию В.В. Одинцова, подчинившего их классификацию логической структуре текста. По мнению учёного, всё многообразие текстов можно обобщен­но представить в такой таблице:

определение

 

умозаключение

 

характеристика

 

сообщение

 

объяснение

 

рассуждение

 

описание

 

повествование

 

 

В конкретных текстах нередко происходит совмещение основных функционально-смысловых типов речи, их чере­дование, взаимопроникновение, что создает большое разно­образие композиционных структур. И, как справедливо за­мечает В.В. Одинцов, «усложнение структур идет (начиная от "определения") как по горизонтали, так и по вертикали. Верхний ряд представляют виды с логической доминантой, с большей определённостью и строгостью структуры. Ниж­ний – соответствующие трансформации (усложнение) их, что вызвано дополнительными, психологическими задачами» 2. Всё это создаёт значительные трудности для литературного редактирования трансформированных композиционных структур текста.

Наиболее сложные структуры привлекают писателей, создающих большие, масштабные произведения. Журналис­ты же довольствуются малыми формами, а следовательно, и композиция их произведений обычно соответствует харак­терным для них стереотипам. Отсутствие композиционных включений отличает малые жанры, более сложные компози­ционные приёмы используются в публицистических жанрах, близких к художественным.

Важно также учитывать, что в публицистических произ­ведениях основной формой речи является монолог, когда журналист выступает от первого лица. Высказывания двух персонажей (диалог) или нескольких участников беседы (полилог) в текстах массовой информации встречают реже, они возможны лишь как включение в основной текст, пред­ставляющий собой монологическую речь автора. Такие вклю­чения создают особые экспрессивные краски текста, служат усилению его выразительности. Проблема редактора – оце­нить уместность различных приемов диалогизации авторской речи в каждом конкретном случае.

2. Описание. Общая характеристика

Одним из самых распространенных и важных функцио­нально-смысловых типов речи является описание, указыва­ющее на внешние черты и свойства предмета, явления, на­блюдаемые со стороны в определённый момент. В описании дается перечисление важнейших признаков, явлений, пред­метов или событий, которые автор представляет все сразу, как существующие (или происходящие) в одно и то же вре­мя, Например:

Как-то летом я возвращался с озера в деревню. Дорога шла лесом, все вокруг заросло пахучими травами. Заслу­шавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой си­ней водой. Я насобирал этих цветов. Они напоминали колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда склоня­ется к земле, а у этих чашечки стояли, вытянувшись вверх, словно они раскрылись навстречу заре. (К. Паустовский)

Предметы описания могут быть различны – пейзаж, явления природы (например, гроза), портретные зарисовки, поведение героя, тематически тяготеющие к художествен­ной и публицистической речи, а также эксперименты, тех­ника, предметы производства, условия труда, что важно для научных и официально-деловых текстов. Поэтому описания могут быть включены в любой стиль речи. Они могут пред­ставлять собой целостный, завершенный текст (например, стихотворение С. Есенина «Берёза»), или чётко обозначен­ный структурно фрагмент произведения: Итак,  она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, ни свежестью её румя­ной не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива…( А.С. Пушкин). Однако чаще в художественной речи описания невелики по объему, и поэтому они не приостанавливают действия, а включены в текст иного типа. Так, в седьмой главе «Евгения Онегина» повествуется о том, как «в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна», чтобы увидеть барский дом, где некогда жил Онегин. В тексте монологи­ческая речь чередуется с диалогической («Увидеть барский дом нельзя ли?» - «...А вот камин, здесь барин сиживал один») в повествование вплетается описание кабинета Евгения: 

И Таня входит в дом пустой,

Где жил недавно наш герой.

Она глядит: забытый в зале

Кий на бильярде отдыхал,

На смятом канапе лежал

Манежный хлыстик. Таня дале...

                                                        XIX

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит,

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И :вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

И здесь (что характерно для подобных включений описа­ния и в другие тексты) в начале XIX строфы автор нарушает структурную целостность описания, посвящая пять строк изображению душевного волнения своей героини.

Даже в газетной заметке описание получает различное композиционное оформление. Так, описание выставки в Историческом музее, посвящённой княгине Е.Р.Дашковой, предваряется рассуждением, портретная характеристика пер­вой женщины-академика чередуется с объяснениями, пере­числение некоторых экспонатов даётся с комментариями. И такое построение текста вполне оправдано, литературный редактор согласился с такой композицией.

Из заговорщиц – в академики

Какой была княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810), первая и единственная женщина, возглавляв­шая Петербургскую и Российскую академии наук? Чем ув­лекалась, кто окружал ее, как управляла академиями? Об этом рассказывает выставка «Сей путь тебе принадлежит», которая проходит в Историческом музее в рамках проекта «Женщины в русской истории и культуре».

Вглядываясь в экспонаты, словно погружаешься в ат­мосферу эпохи Просвещения. Вот на портрете 19-летняя княгиня в мундирном платье: умные, живые глаза, не кра­савица, но в облике ее море обаяния, воодушевления, энер­гии! Это 1762 год, тот период, когда она оказалась участни­цей дворцового переворота, в результате которого Екате­рина II стала императрицей. А на позднем портрете начала XIX века Дашкова показана в ссылке: после блестящих ус­пехов в молодости ей пришлось пройти через горькие ис­пытания в старости.

В центре зала портреты Екатерины Великой и Екатери­ны Малой (как называли Дашкову) специально помещены друг против друга, как напоминание об их непростых от­ношениях. Большой интерес представляют экспонаты, свя­занные с академической деятельностью Дашковой: подлин­ные архивные документы, издания Академии наук, в том числе и «Словарь Академии Российской» – персональная заслуга княгини Екатерины Романовны. Выставка в Историческом музее воссоздает многогран­ный облик этой удивительной женщины – литератора, це­нителя музыки, певицы, матери, сестры... Книги из ее биб­лиотеки, коллекция античных гемм. О ярких и насыщен­ных путешествиях Дашковой напоминают гравюры с видами городов, портреты знаменитых собеседников (Дидро, Воль­тер, французская королева Мария-Антуанетта), автографы королей. Все это плюс умело подобранные предметы мебе­ли, посуда, красиво сгруппированные безделушки позво­ляют посетителям выставки ощутить аромат эпохи русско­го Просвещения. (В. Хан-Магомедова)

Строгую композицию описания, в котором последова­тельно перечисляются все детали, привлёкшие внимание автора и определившие обилие однородных членов предло­жения, выраженных именами существительными и прилага­тельными, ценят писатели. В их произведениях описания нередко составляют важную часть сюжетной линии. Вспом­ним, например, в «Записках охотника» И.С. Тургенева рас­сказ «Татьяна Борисовна и её племянник»:

Информация о работе Литературное редактирование