Деятельность полиции по профилактике насильственной преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования профилактики насильственных преступлений обусловлена распространенностью данного явления, которое носит глобальный характер. Проблемы насильственных преступлений в нашей стране не снижается уже много лет. Статистика свидетельствует, что этот процесс начался задолго до 1991 года, просто с началом экономических и политических реформ количество насильственных преступлений стало расти буквально взрывными темпами. Вопрос о профилактике насильственных преступлений с этого времени стал особенно насущным в том смысле, что привычные методы профилактики преступлений уже не годились, что показала практика.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ………………………………………………………...…..9
1.1. Развитие российского законодательства
о насильственных преступлениях………………………….….….9
1.2. Уголовно – правовая характеристика преступлений
связанных с насилием……………………………………………...15
1.3. Причины и условия насильственной преступности.…………21
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ…………………………………28
2.1. Правовое регулирование профилактики преступлений….…..25
2.2. Организация деятельности различных служб
и подразделений органов внутренних дел
по профилактике насильственных преступлений………….……..39
2.3. Профилактика насильственных преступлений
в Вологодской области…………………………………………….46
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ……………………………...…………………………………56
3.1. Зарубежное законодательство о насильственных
преступлениях
3.2. Международный опыт предупреждения
насильственной преступности…………………………………… ..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………81

Файлы: 1 файл

0854212_F0354_deyatelnost_policii_po_profilaktike_nasilstvennyh_prestuplen (1).doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Данным законом изменена профессиональная идеология органов  внутренних дел. Можно считать, что  она становиться действительно  правоохранительной. В этой статье 1 закона «О полиции» определено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка и для обеспечения общественной безопасности. При этом полиция должна «незамедлительно» приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

В Законе «О полиции» адаптирован  положительный опыт зарубежных стран в области создания полицейских институтов, а также нормы ряда международных документов, касающихся правоохранительной деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицейской этики, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах и др.

К числу законов, в  которых содержатся положения, регулирующие правовой статус либо касающиеся регулирования деятельности полиции, относятся: УПК РФ40 (ст. 40, 40.1, 151 и др.), КоАП РФ41 (ст. 12.25, 12.26, 19.3, 19.13, 23.3 и др.), федеральные законы: от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»42, от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»43 (ст. 28 и др.), от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности.44

Обязательными для исполнения полицией также признаются некоторые  ведомственные нормативные правовые акты. Это, прежде всего: Инструкция о  порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях45; Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений46; Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации47 и др.

К другим правовым актам, направленным на предупреждение преступности, следует отнести: Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»48; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»49 и др.;

Указ Президента РФ от 2 марта 1998 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики»50; Указ Президента РФ от 27 октября 1997 г. «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма»51 и др.

Итак, по признаку сферы  регулирования профилактики преступлений они составляют почти 300 норм из 74 источников – законов и других, юридических  актов нормативно-правового характера.

Между тем, в существующей в настоящее время совокупности правовых актов в России, регулирующих различные аспекты предупреждения преступности, нет четкой системы, имеются существенные пробелы. Поэтому в криминологической литературе неоднократно высказывалось мнение о необходимости совершенствования правового регулирования предупреждения преступности, в частности, путем принятия, «Основ законодательства профилактической деятельности в борьбе с преступностью».

Таким образом, нормативно-правовые акты России играют немаловажную роль в системе правовых норм, регулирующих профилактику преступлений. В них юридически закрепляется курс на профилактику как генеральную линию борьбы с преступностью, определены ее основные направления, поставлены конкретные задачи в этой области перед правоохранительными и другими государственными органами, общественными организациями.

 

 

 

2.2.  Организация деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел по профилактике насильственных преступлений

В теории уголовного права  и криминологии профилактику принято рассматривать как предупредительную деятельность, имеющую целью не допустить совершение преступлений, как путем устранения их причин, так и путем прерывания предварительной преступной деятельности. Такая деятельность является многоаспектной, включающей в себя собственно криминологическое предупреждение, а так же виктимологическое, представляющее собой одну из разновидностей предупреждения, конечной целью которого так же является недопущение преступлений, но предупредительные усилия направлены не на поведение преступника, а на поведение жертвы. Основной объем работы по профилактике преступлений выполняют полиция и органы внутренних дел в целом, поскольку их оперативные аппараты имеют возможность осуществлять оперативно-розыскную профилактику, обеспеченную необходимой осведомительной информацией, полученной из специальных, в том числе конфендициальных источников.

Их особая роль в этом деле определяется разнообразием компетенции, широким  спектром полномочий в сферах уголовно-процессуальной, оперативно - розыскной, административно -юрисдикционной и иных видов деятельности по борьбе с правонарушениями,  наличием  в структуре разноплановых служб, включая такие, которые специализируются на криминологической профилактике, например подразделений по делам несовершеннолетних.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Из всех органов, ведущих  борьбу с преступностью, органам  внутренних дел  чаще  других  приходится  иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных  мер. Связано  это с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы полиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со  стороны  конкретных  лиц. 

В ходе предупреждения преступлений органы внутренних дел могут: проводить беседы; применять меры административно-правового воздействия; изымать вещи и предметы, недопускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения; требовать проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, торговой, финансовой деятельности; производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов продукции. Наряду с гласными способами сбора информации применяются и оперативно-розыскные меры.

Выявление, предотвращение и пресечение преступлений, а также установление лиц, их подготавливающих или начавших совершать, осуществляется в основном при помощи оперативно-розыскных методов в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»52.

Именно с помощью  негласных оперативно-розыскных  сил, средств и методов появляется уникальная возможность следить  за криминальными явлениями как  бы изнутри, методом включенного  наблюдения, постоянно отслеживать  изменения в криминогенной и  криминальной среде, получать редкую разновидность социальной информации о скрытых процессах, функционирующих очагах преступности, о криминально активной части населения.

Основными  задачами органов  внутренних  дел  по  предупреждению  преступлений  являются:

- противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения преступности;

- выявление и анализ  причин и условий, способствующих  совершению насильственных преступлений, принятие мер по их устранению  или нейтрализации;

- установление и пресечение фактов приготовления к преступлению и покушению на преступление, принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- установление лиц,  противоправные действия которых  не содержат признаков преступления, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия;

- привлечение к работе  по предупреждению преступлений  общественных объединений правоохранительной  направленности и граждан.53

Объектом воздействия  органов внутренних дел в сфере  профилактики преступлений является выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию личности правонарушителя. При этом сотрудники органов внутренних дел в пределах своей компетенции должны осуществлять профилактическую работу в отношении:

- лиц, состоящих в органах внутренних дел на учетах, в отношении поведения которых законодательством Российской Федерации установлены ограничения;

- лиц, которые своим  поведением способствуют совершению  в отношении их правонарушений.

В  целях профилактики преступлений участковые инспектора полиции:

- выявляют среди населения  обслуживаемого участка лиц, допускающих  противоправное поведение, организаторов  и содержателей притонов для  потребления наркотических средств  и психотропных веществ, обеспечивают  своевременное принятие к ним мер, установленных законодательством Российской Федерации, постановку таких лиц на профилактический учет в целях последующего контроля за их поведением;

- осуществляют индивидуальную профилактику насильственных преступлений с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов:

выявления лиц, ведущих  антиобщественный образ жизни и  склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства;

постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного  поведения и условий, способствующих этому поведению;

принятия мер для  устранения указанных причин и условий; применение разнообразных форм и  методов профилактического воздействия.

     Круг лиц,  нуждающихся в индивидуальной  профилактике, определяется на основе  информации, поступающей в органы  внутренних дел от граждан,  администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, жилищно -эксплуатационных контор, из суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.).

     Успех в профилактике  насильственных преступлений зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников.

Сотрудники подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, выявляя причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, в пределах своей компетенции должны принимать меры к их устранению. При выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе склоняющих к потреблению наркотических средств и психотропных веществ либо совершающих иные противоправные действия в отношении несовершеннолетних, и в пределах своей компетенции принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сотрудники Государственной инспекции  безопасности дорожного движения проводят профилактическую работу по незаконному  провозу оружия, боеприпасов, наркотических  средств, психотропных и взрывчатых веществ.

Сотрудники подразделений уголовного розыска:

- выявляют при проведении оперативно - розыскных мероприятий причины  и условия, способствующие совершению  преступлений, принимают в пределах  своей компетенции меры по  их устранению;

- проводят оперативно - розыскные  мероприятия по выявлению лиц,  занимающихся приготовлением или  покушением на преступление, принимают  к ним меры, предусмотренные законодательством  Российской Федерации;

- проводят оперативно - розыскные  мероприятия по документированию и пресечению противоправных действий, направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление;

- поддерживают взаимодействие  с участковыми инспекторами милиции,  сотрудниками подразделений по  предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, обмениваются информацией в отношении лиц, находящихся на профилактических учетах в этих подразделениях. Принимают участие в осуществлении совместных мер по предупреждению преступлений указанной категорией лиц;

- осуществляют оперативно - розыскные мероприятия среди несовершеннолетних правонарушителей и на основе полученной оперативной информации осуществляют целенаправленные мероприятия по выявлению и разобщению организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несовершеннолетних;

- информируют подразделения по  предупреждению преступлений несовершеннолетних  о совершенных данной категорией  граждан правонарушениях, ином  противоправном поведении этих  лиц для принятия к ним профилактических  мер воздействия;

- обеспечивают проведение оперативно-розыскных  мероприятий по контролю за  лицами, состоящими под административным  надзором милиции, а также осужденными  к наказаниям, не связанным с  лишением свободы, с целью предупреждения  с их стороны повторных преступлений.

Информация о работе Деятельность полиции по профилактике насильственной преступности