Деятельность полиции по профилактике насильственной преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования профилактики насильственных преступлений обусловлена распространенностью данного явления, которое носит глобальный характер. Проблемы насильственных преступлений в нашей стране не снижается уже много лет. Статистика свидетельствует, что этот процесс начался задолго до 1991 года, просто с началом экономических и политических реформ количество насильственных преступлений стало расти буквально взрывными темпами. Вопрос о профилактике насильственных преступлений с этого времени стал особенно насущным в том смысле, что привычные методы профилактики преступлений уже не годились, что показала практика.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ………………………………………………………...…..9
1.1. Развитие российского законодательства
о насильственных преступлениях………………………….….….9
1.2. Уголовно – правовая характеристика преступлений
связанных с насилием……………………………………………...15
1.3. Причины и условия насильственной преступности.…………21
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ…………………………………28
2.1. Правовое регулирование профилактики преступлений….…..25
2.2. Организация деятельности различных служб
и подразделений органов внутренних дел
по профилактике насильственных преступлений………….……..39
2.3. Профилактика насильственных преступлений
в Вологодской области…………………………………………….46
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ……………………………...…………………………………56
3.1. Зарубежное законодательство о насильственных
преступлениях
3.2. Международный опыт предупреждения
насильственной преступности…………………………………… ..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………81

Файлы: 1 файл

0854212_F0354_deyatelnost_policii_po_profilaktike_nasilstvennyh_prestuplen (1).doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

- осуществляют оперативно - розыскные  мероприятия по выявлению и  разобщению организованных преступных  групп или преступных сообществ  (преступных организаций), действующих  в сфере экономики.

Сотрудники подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков:

- выявляют причины и условия,  способствующие незаконному обороту  наркотических средств и психотропных  веществ, разрабатывают и реализуют  меры по их нейтрализации и  устранению;

- разрабатывают и осуществляют совместно с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел комплексные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на перекрытие каналов и источников незаконного поступления в оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также проводят в этих целях проверки предприятий, медицинских учреждений, занимающихся производством, хранением и реализацией лекарственных наркотических препаратов, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ;

- выявляют причины и условия, способствующие поступлению в незаконный оборот лекарственных наркотикосодержащих препаратов, психотропных и сильнодействующих веществ, а также прекурсоров, иных химических веществ и оборудования, применяемого для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, и принимают в установленном порядке меры по их устранению;

- выявляют лиц, допускающих немедицинское  потребление наркотических средств  или психотропных веществ, принимают  к ним предусмотренные законодательством  меры с целью побуждения их к отказу от потребления указанных средств и веществ;

- осуществляют оперативно-розыскные  мероприятия в отношении лиц,  занимающихся незаконным производством,  изготовлением, хранением, перевозкой  и сбытом наркотических средств  и психотропных веществ, принимают меры к предупреждению данных преступлений;

- проводят совместно с сотрудниками  других подразделений органов  внутренних дел мероприятия по  выявлению и установлению организаторов  либо содержателей притонов для  потребления наркотических средств или психотропных веществ, лиц, склоняющих к их потреблению.

Сотрудники следственных подразделений  своевременно передают в соответствующие  подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел  и имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений.

Таким образом, профилактика насильственных преступлений основывается на взаимодействии всех служб МВД и на общих положениях профилактики преступлений включает меры как общесоциального, так и специально криминологического характера. Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений осуществляется в ходе социально - экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь, специально криминологическая профилактика насильственных преступлений и хулиганства включает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, также меры индивидуально - профилактического воздействия на конкретных лиц.

 

2.3.  Профилактика  насильственных  преступлений  в   Вологодской области

В течение последних  трех лет в Вологодской области  наблюдался стабильно высокий уровень  умышленных убийств  и умышленного  причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть. В 2008 г. в области совершено 160 умышленных убийств и  43  изнасилования или покушения на  изнасилования, в 2009 г. - 180 и 33 соответственно, в 2010 г. - 146 и 31,  в 2011 – 129 и 41. В 2008 г. были лишены жизни в результате насильственных действий 258 человек, в 2009 г. - 261 человек, в 2010 г. - 238 человек. Разумеется, можно наблюдать снижение уровня насильственных преступлений, кроме роста в 2011 году  изнасилований,  но для сравнения, в 1980 г. в результате указанных причин были лишены жизни 199 человек, в 1985 г. - 121, в 1990 - 130 человек54.

Таким образом, за последние 30 лет  количество лишенных жизни в результате умышленных насильственных действий на территории области значительно  возросло. В 2009 г. в пересчете на 100 тыс. населения в результате умышленных преступных действий погиб 21 человек, в 2010 г. - 20 человек. Причиной значительного количества убийств и нанесения тяжкого вреда здоровью в быту наряду с социально-экономическими причинами (отсутствие работы, низкий жизненный уровень и т.п.) является

распространенность пьянства, особенно в сельской местности и  небольших городах. Этому, безусловно, сопутствует и доступность дешевого и низкокачественного алкоголя и  спиртосодержащих напитков.

Многих преступлений, направленных против жизни и здоровья людей, совершенных в быту, можно было бы избежать, если бы были приняты своевременные и в полном объеме меры по профилактике преступлений и правонарушений, в первую очередь - со стороны службы участковых уполномоченных. Проведенные проверки показали, что Приказ министра внутренних дел от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»55 (с изменениями от 3 мая 2003 г., 30 марта 2006 г., 12 апреля 2007 г.) в полной мере участковые уполномоченные и их руководители не выполняют.

Речь идет о том, что участковые должны выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств  и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих; применять к ним своевременные меры профилактического и правового воздействия; контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы; осуществлять регулярный обход административного участка, проверку подъездов домов, чердачных и подвальных помещений и т.д. с целью выявления и задержания лиц, представляющих оперативный интерес, пресечения преступлений и других правонарушений; поддерживать постоянную связь с населением, органами местного самоуправления, не реже одного раза в квартал отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед жителями административного округа, а при необходимости - перед органами местного самоуправления.

Поэтому  был  выработан комплекс мероприятий для повышения эффективности профилактической деятельности службы участковых уполномоченных. Среди комплекса мер, направленных на снижение бытовой преступности, особо тяжких ее проявлений предусмотрено инициировать принятие законов с профилактической составляющей. В порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание области был внесен проект закона области «Об ограничении на территории области продажи алкоголя крепостью свыше 15% в ночное время»56. Закон принят и вступил в действие с 1 декабря 2010 г.

Задача предупреждения совершения правонарушений и преступлений, как в отношении несовершеннолетних, так и самими несовершеннолетними потребовала принятия в конце 2009 г. по инициативе прокурора области Закона области № 2124-ОЗ «О внесении изменений в Закон области от 29.12.2003 № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области»57, устанавливающего обязанность обеспечить соблюдение ограничений по недопущению нахождения детей на объектах (на территориях, в помещениях), в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию; по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах (так называемый закон о комендантском часе). За время действия этого Закона в 2010 г. преступность несовершеннолетних снизилась на 12,4%, количество преступлений в отношении несовершеннолетних - на 15%.

К решению проблемы профилактики  насильственных  преступлений  была  привлечена  и  прокуратура Вологодской  области. Для  решения  проблемы  профилактики прокуратура области подготовила и направила указание горрайпрокурорам «О дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении органами внутренних дел профилактики особо тяжких преступлений против личности». В соответствии с указанием прокуроры обязаны по каждому случаю совершения особо тяжкого преступления на бытовой почве проводить проверку причин, по которым эти преступления не были предотвращены, и производить оценку полноты и достаточности профилактических мер с внесением актов прокурорского реагирования с учетом требований Приказа МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 90058. Прокурорам необходимо с целью получения объективной информации о деятельности участкового проводить выборочный опрос граждан. При выявлении фактов нарушения закона надлежит добиваться привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Также прокуроры обязаны не реже одного раза в квартал проводить межведомственные совещания по вопросам профилактики особо тяжких преступлений в быту с заслушиванием на них отчетов участковых уполномоченных. Не реже раза в полугодие с учетом анализа состояния преступности с участием глав местных администраций, руководителей территориальных органов внутренних дел, участковых уполномоченных следует проводить встречи с населением, при проведении которых выяснять вопросы эффективности и результативности профилактики преступлений.

В феврале 2011 г. по инициативе прокуратуры состоялось координационное  совещание при губернаторе Вологодской  области, организованное в соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка». 
Руководству УВД рекомендовано усилить контроль за деятельностью участковых уполномоченных. Обращено внимание глав муниципальных образований на необходимость проявления инициативы в проведении сходов и собраний населения, на которых следует заслушивать отчеты участковых. С ноября 2010 г. прокуроры проводят активную работу по проверке наличия и полноты мер профилактического характера со стороны службы участковых уполномоченных и принятию мер прокурорского реагирования. Прокуроры после совершения на подведомственной территории особо тяжкого преступления в быту выезжают на место преступления, беседуют с соседями, членами семей пострадавших и дают оценку состояния профилактической деятельности на участке. В случае если прокуроры приходят к мнению, что преступление можно было бы предотвратить средствами профилактики, принимаются меры прокурорского реагирования с требованием привлечь к ответственности виновных лиц.

Одновременно прокуроры  выясняют у населения информацию о совершенных преступлениях, неизвестных правоохранительным органам. В случае выявления ставят их на учет. Комплекс мер, принятый прокурорами с целью снижения бытовой преступности, уже приносит свои плоды. За 2 месяца 2012 г. произошло снижение количества убийств на 16%, случаев причинения тяжкого вреда здоровью - на 14,3% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года)59.

Профилактика  насильственных  преступлений – это  многоплановое  явление,  которое  затрагивает  не  только  правоохранительные  органы,  но  так  же  и  семью,  школу  и,  в  большой  степени,  средства  массовой  информации.  Проблема  заключается  в  том,  что  телевидение  стало  не  столько органом информации, досуга и культурного просвещения,  сколько рекламным агентством, зарабатывающем себе на жизнь продажей  эфирного  времени.  Это было  бы  еще полбеды,  но  беда  в том,  что и фильмы  и передачи,  которые транслирует телевидение, так же  являются  рекламой. Но это реклама не товаров, а образа поведения, причем влияние этой  рекламы на телеаудиторию очень велико, т.к. рекламируемый стандарт поведения внедряется в сознание не прямолинейно, а опосредованно, через сюжет фильма и любимых актеров. Ведь  не  секрет,  что насилием телефильмы переполнены, пусть даже это насилие и направлено  на  реализацию благих  намерений.  И  это  даже хуже, ведь именно такое поведение кино  героев, которые  совершают  добрые  дела, используя насилие в качестве способа. Так формируется стереотип поведения и способ решения конфликтных проблем у  молодежи,  что  давно вызывает обоснованную тревогу у общественности. Проблема  усугубляется  тем, что наиболее  подвержены  воздействию пропаганды  насилия  дети, у них вырабатывается стереотип поведения, который впоследствии с трудом поддается изменению. И здесь не  обойтись только  демонстрациями  протеста,  пусть в подобных акциях и  будут  участвовать  сотни  тысяч  людей.  Проблема  должна  решаться  на  законодательном  уровне, когда Федеральное Собрание РФ должно принять  законодательный акт, который бы  запрещал пропаганду насилия на телевидении. Кроме того, необходимо подвергнуть запрету и  пропаганду сексуальной вседозволенности, которая так же негативно  влияет  на  поведение  и  мировоззрение  людей,  особенно  детей.  Все  это  должно быть запрещено законом, который бы строго наказывал  нарушителей.

Так же необходимо начать постепенное ужесточение продажи  алкогольной продукции, увеличив цену и повысив ответственность  продавцов.  Все  меры в этой  области  должны  иметь  целью  фактический  запрет  на  торговлю  алкогольными  напитками,  но  этот  процесс  должен  быть  растянут на  годы, причем повышение цены на алкогольные  напитки  должно совпадать с усилением ответственности за незаконное  производство  и  сбыт  данной  продукции.  И  опять  же  все  зависит  от  политического  решения,  которое  должно  принять  правительство,  от  воли  и  решимости  довести  дело  до  логического  конца.  Причем  начало  этого  процесса  так  же  будет  законодательным,  т.е.  Совет  Федерации  должен  будет принять соответствующий закон.

Информация о работе Деятельность полиции по профилактике насильственной преступности