Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа
Цель исследования – анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения.
Задачи:
· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
· Изучить основы формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;
· Рассмотреть психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья
· Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях ДОУ.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
1.2 Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью
1.3 Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья
Глава 2. Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ
2.1 Цель и задачи программы
2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе
Заключение
Библиографический список
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения
1.1
Анализ психолого-
1.2
Формирование у ребенка
1.3
Психологические основы
Глава 2. Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ
2.1 Цель и задачи программы
2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования. Задача раннего
формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточна сложна.
Как укрепить и сохранить здоровье
наших детей? Каким образом способствовать
формированию физической культуры ребенка?
Как привить навыки здорового
образа жизни? Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим
в формировании фундамента физического
и психического здоровья. Ведь именно
до семи лет идет интенсивное развитие
органов и становление
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований
Вместе
с тем по прежнему наблюдается "перекос"
образовательных программ дошкольных
учреждений в сторону предметной
подготовки к школе, что не обеспечивает
формирования тех качеств личности,
которые помогают ребенку учиться:
в школу приходят дети читающие,
считающие, но имеющие скудный сенсорный
опыт. Особо следует отметить отсутствие
у детей физических качеств (усидчивости,
умения напрягаться без ущерба для
здоровья, элементарно корректировать
свое эмоциональное состояние, переключаться
с одной деятельности на другую),
то есть тех показателей, которые
тесно связаны с
Следовательно,
возникает необходимость
Объект исследования - процесс физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет
исследования - средства, методы, формы
организации и факторы
Цель исследования – анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения.
Задачи:
· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
· Изучить основы формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;
·
Рассмотреть психологические
· Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях ДОУ.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка из 26 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1
Анализ психолого-
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
В
настоящее время проблемой
Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
И. Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.
Вокруг
детей с самого раннего детства
необходимо создавать такую учебно-
Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:
·
уточнение понятийного
· исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;
· выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;
· создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.
Здоровый образ жизни - категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой.
Формирование
здорового образа жизни во многом
обусловлено процессом
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Среди
многих факторов (социально-экономических,
демографических, культурных, гигиенических
и др.), которые оказывают влияние
на состояние здоровья и развитие
детей, по интенсивности воздействия
физическое воспитание занимает важное
место. Сегодня не вызывает сомнения,
что в условиях возрастания объема
и интенсивности учебно-
В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.
Исследованиями Е.А. Пимоновой установлено, что занятия в объеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста. По мнению А.Б. Лагутина, работа по единой, жестко регламентированной "Программе воспитания и обучения в детском саду" неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества, ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития.
Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались О.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. Вопросы экологического воспитания, способствующего осознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались А.Ф. Аменд, Е.Г. Кушниной, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, В.Г. Фокиной. Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З.И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е.Г. Кушнина, О.А. Овсянникова, Т.В. Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей неразрывности с природой.
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:
·
определено содержание понятия "здоровый
образ жизни", включающего как
биологические и социальные представления,
так и экологические и
·
спроектирована педагогическая технология,
включающая формы, методы, условия, принципы,
этапы формирования представлений
о здоровом образе жизни: "здоровье"
и "образ жизни человека", "зависимость
здоровья и образа жизни от состояния
окружающей социальной и экологической
среды", «здоровый образ жизни
- основа сохранения и укрепления здоровья»
- и диагностику определения