Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения.

Задачи:

· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

· Изучить основы формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;

· Рассмотреть психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья

· Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях ДОУ.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

1.2 Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью

1.3 Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья

Глава 2. Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ

2.1 Цель и задачи программы

2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 47.82 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей  в условиях детского учреждения

 

1.1 Анализ психолого-педагогической  литературы

 

1.2 Формирование у ребенка осознанного  отношения к своему здоровью

 

1.3 Психологические основы формирования  у дошкольников позиции созидателя  в отношении своего здоровья

 

Глава 2. Методика организации программы  «Будь здоров» в условиях ДОУ

 

2.1 Цель и задачи программы

 

2.2 Условия реализации, формы, средства  и дидактические приемы, используемые  в программе

 

Заключение

 

Библиографический список

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Задача раннего  формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового  образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического  и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических  занятиях физической культурой и  спортом.

 

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в  том, чтобы научиться с детства  следить за своим здоровьем. То, что  упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня  является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков  здорового образа жизни (ЗОЖ), а также  устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

  Данные разных исследований показывают, что за последнее время число  здоровых дошкольников уменьшилось  в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих  в школу. 

 

Вместе  с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный  опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для  здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться  с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые  тесно связаны с самовоспитанием.

 

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой  происходила интеграция оздоровительной  деятельности в образовательную, что  в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

 

Объект  исследования - процесс физического  воспитания в дошкольных образовательных  учреждениях.

 

Предмет исследования - средства, методы, формы  организации и факторы физического  воспитания, обеспечивающие формирование основ здорового образа жизни  у детей 4-5 лет.

 

Цель  исследования – анализ методических особенностей формирования здорового  образа жизни у детей 4-5 лет в  условиях детского учреждения.

 

Задачи:

 

·           Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

 

·           Изучить основы формирования у ребенка  осознанного отношения к своему здоровью;

 

·           Рассмотреть психологические основы формирования у дошкольников позиции  созидателя в отношении своего здоровья

 

·           Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни  у детей 4-5 лет в условиях ДОУ.

 

Структура исследования: курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  библиографического списка из 26 источников.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ  В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

1.1 Анализ психолого-педагогической  литературы

 

Современное общество отличается многообразием  примеров образа жизни человека, с  которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в  результате создается хаотичность  в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже  сложившиеся представления. Кроме  того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего  поколения, поэтому потребность  в формировании у детей представлений  о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей  в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

 

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).

 

Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный  и противоречивый, на него влияют особенности  развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

 

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

 

И. Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

 

Вокруг  детей с самого раннего детства  необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

 

Формирование  культуры ЗОЖ является главным рычагом  первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение  стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических  знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных  сторон, связанных с жизненными ситуациями.

 

Большое значение в создании благоприятных  условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного  образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд  авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

 

·           уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового  образа жизни;

 

·           исследование состояния здоровья детей  дошкольного возраста и определение  основных групп факторов, оказывающих  влияние на формирование здоровья ребенка;

 

·           выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

 

·           создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.

 

Здоровый  образ жизни - категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой.

 

Формирование  здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, СЮ. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования здоровье сберегающей культуры работников ДОУ, педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.

 

Дошкольный  возраст - один из наиболее ответственных  периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде  закладываются основы здоровья, правильного  физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

 

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических  и др.), которые оказывают влияние  на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия  физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.

 

В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует  о недостаточной эффективности  процесса физического воспитания в  дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным НИИ гигиены  и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние  десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось  количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в  состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и  хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

 

Исследованиями  Е.А. Пимоновой установлено, что занятия в объеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста. По мнению А.Б. Лагутина, работа по единой, жестко регламентированной "Программе воспитания и обучения в детском саду" неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества, ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития.

 

Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались О.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. Вопросы экологического воспитания, способствующего осознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались А.Ф. Аменд, Е.Г. Кушниной, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, В.Г. Фокиной. Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З.И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е.Г. Кушнина, О.А. Овсянникова, Т.В. Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей неразрывности с природой.

 

Формирование  у дошкольников представлений о  здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

 

·           определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как  биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего  зависимость здорового образа жизни  от состояния окружающей экологической  среды;

 

·           спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений  о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость  здоровья и образа жизни от состояния  окружающей социальной и экологической  среды", «здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья» - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

Информация о работе Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения