Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа
Цель исследования – анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения.
Задачи:
· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
· Изучить основы формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;
· Рассмотреть психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья
· Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях ДОУ.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
1.2 Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью
1.3 Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья
Глава 2. Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ
2.1 Цель и задачи программы
2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе
Заключение
Библиографический список
И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности — от потребности к здоровому образу жизни - таким должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях.
Система знаний о своем
Во-первых, этот курс легко интегрируется в другие образовательные курсы, что позволяет "укладываться" в отведенное для занятий время и не перегружать детей.
Во-вторых, методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса, дети должны сами сформулировать соответствующие выводы, подобно герою из произведения В.Маяковского: «...и сказала кроха - буду делать хорошо, а не буду плохо».
В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга здоровья.
В-четвертых, содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении.
Становясь
активными участниками
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «БУДЬ ЗДОРОВ» В УСЛОВИЯХ ДОУ
2.1 Цель и задачи программы
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы в МДОУ «Теремок» (ХМАО Ханты-Мансийский р-н с.Селиярово) мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.
На основании вышесказанного
воспитателями была
В программу включены разделы:
«Я!»,
«Физкульт - ура!»,
«Внимание!»",
«Опасность!»,
«Мой - до - дыр!».
Программа составлена с учетом документов:
· программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Логинов В.И. «Детство». «Программа развития и воспитания детей в детском саду». Цель: валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения.
· программы «Здоровье» Л.Г.Татарниковой. Цель: ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций.
· региональной программы физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т.Э.Токаевой, Цель: с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья.
· программы «Школа здорового человека» Г.И.Кулика, Н.Н.Сергиенко. Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.
· программы «Я и мое тело» С.Е.Шукшина. Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов.
· программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стеркиной, Н.Авдеевой, О.Князевой. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.
·
программы «Разговор о
· «Игровой массаж» - методики спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки. Цель: профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния дошкольников.
·
нестандартной оздоровительно-
Целью нашей программы является следующее: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
· сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);
· помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
· научить «слушать» и «слышать» свой организм;
· осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
·
формировать потребность в
· привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
·
развивать охранительное
· ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
· научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
· ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
· формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;
В
программе отражены вопросы ознакомления
детей с охраной здоровья, правила
личной гигиены, строение организма, правила
поведения в различных
Для детей 4-5лет (средней группы) поставлены следующие задачи:
«Я!». Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.
Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.
«Физкульт - ура!». Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть». Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.
«Внимание!». Рассказать о Правилах дорожного движения.
«Опасность!». Рассказать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе - разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги - переоденься в сухое.
«Мой - до - дыр!». Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана.
Спокойно садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить "спасибо". Провести беседу о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.
Принципы реализации программы.
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту
2.
Систематичность и
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных правил и норм.
Наглядность:
- учет особенностей мышления
Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности
Дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе
Целью нашей системы оздоровления стало создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.
Для реализации данной программы в детском саду созданы следующие условия:
· музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;
· физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии.
· спортивная площадка (на участке детского сада),
· уголок релаксации в групповой комнате;
· медицинский кабинет.
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
1. Создание системы двигательной активности в течение дня: