Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения.

Задачи:

· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

· Изучить основы формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;

· Рассмотреть психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья

· Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях ДОУ.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

1.2 Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью

1.3 Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья

Глава 2. Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ

2.1 Цель и задачи программы

2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 47.82 Кб (Скачать файл)

 

И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности — от потребности  к здоровому образу жизни - таким  должен быть алгоритм деятельности дошкольного  образовательного учреждения.

 

Третьим условием формирования у детей потребности  в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о  своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

 

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни  у ребенка формируется также  на основе представлений о самом  себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных  занятиях.

  Система знаний о своем организме,  здоровье представляет собой  целостный интегрированный курс с другими образовательными областями. Этот курс, несмотря на то, что некоторая часть его содержания совпадает с содержанием широко распространенного в системе дошкольного образования России курса ОБЖ, имеет ряд существенных отличий, в том числе и по методике организации занятий.

 

Во-первых, этот курс легко интегрируется в  другие образовательные курсы, что  позволяет "укладываться" в отведенное для занятий время и не перегружать  детей.

 

Во-вторых, методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса, дети должны сами сформулировать соответствующие выводы, подобно  герою из произведения В.Маяковского: «...и сказала кроха - буду делать хорошо, а не буду плохо».

 

В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать  практику самомониторинга здоровья.

 

В-четвертых, содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно-оздоровительной  работы, проводимой в дошкольном учреждении.

 

Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь  с тем, что требуют от них в  плане ухода за своим телом  взрослые, дети полнее осознают связь  между состоянием своего организма  и их собственной заботой о  нем.

 

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации  физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми  бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  «БУДЬ ЗДОРОВ» В УСЛОВИЯХ ДОУ

 

2.1 Цель и задачи программы

 

Дошкольный  возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок  быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы в МДОУ «Теремок» (ХМАО Ханты-Мансийский р-н с.Селиярово) мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.

  На основании вышесказанного  воспитателями была разработана  программа «Будь здоров!», которая  направлена на воспитание основ  культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника  о себе и о здоровом образе  жизни, о правилах гигиены,  охране здоровья и основывается  на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.

 

В программу включены разделы:

 

«Я!»,

 

«Физкульт - ура!»,

 

«Внимание!»",

 

«Опасность!»,

 

«Мой - до - дыр!».

 

Программа составлена с учетом документов:

 

·           программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»  под ред. Логинов В.И. «Детство». «Программа развития и воспитания детей в  детском саду». Цель: валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения.

 

·           программы «Здоровье» Л.Г.Татарниковой. Цель: ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций.

 

·           региональной программы физического  и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т.Э.Токаевой, Цель: с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья.

 

·           программы «Школа здорового человека»  Г.И.Кулика, Н.Н.Сергиенко. Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.

 

·           программы «Я и мое тело» С.Е.Шукшина. Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов.

 

·           программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»  Р.Стеркиной, Н.Авдеевой, О.Князевой. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.

 

·           программы «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. Цель в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.

 

·           «Игровой массаж» - методики спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки. Цель: профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния дошкольников.

 

·           нестандартной оздоровительно-развивающей  программы «Игропластика», разработанной авторским коллективом ДОУ № 383 Приволжского района г.Казани. Цель: развитие возможностей, заложенных в детях от природы.

 

Целью нашей программы является следующее: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного  выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

 

·           сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);

 

·           помочь ребенку создать целостное  представление о своем теле,

 

·           научить «слушать» и «слышать»  свой организм;

 

·           осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

 

·           формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

 

·           привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать  умение предвидеть возможные опасные  для жизни последствия своих  поступков для себя и своих  сверстников;

 

·           развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни  другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

 

·           ознакомить с правилами поведения  на улице, в быту;

 

·           научить ребенка обращаться с  опасными для здоровья веществами;

 

·           ознакомить детей с травмирующими  ситуациями, дать представления о  правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и  поручения).

 

·           формировать правильное поведение  ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;

 

В программе отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правила  личной гигиены, строение организма, правила  поведения в различных ситуациях.

 

Для детей 4-5лет (средней группы) поставлены следующие задачи:

 

«Я!». Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.

  Уточнить знания ребенка об  имени, фамилии, возрасте, своем  доме.

 

«Физкульт - ура!». Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть». Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.

 

«Внимание!». Рассказать о Правилах дорожного  движения.

 

«Опасность!». Рассказать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе - разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги - переоденься  в сухое.

 

«Мой - до - дыр!». Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана.

  Спокойно садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить "спасибо". Провести беседу о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

 

Принципы  реализации программы.

 

1. Доступность: 

 

- учет возрастных особенностей  детей

 

- адаптированность материала к возрасту

 

2. Систематичность и последовательность:

 

- постепенная подача материала  от простого к сложному

 

- частое повторение усвоенных  правил и норм.

 

Наглядность:

 

- учет особенностей мышления

 

Динамичность:

 

- интеграция программы в разные  виды деятельности

 

Дифференциация:

 

- создание благоприятной среды  для усвоения норм и правил  здорового образа жизни каждым  ребенком.

 

2.2 Условия реализации, формы, средства  и дидактические приемы, используемые  в программе

 

Целью нашей системы оздоровления стало  создание таких условий, которые  помогут каждому ребенку стать  телесно и психически здоровым, многогранно  способным, радостным и счастливым.

 

Для реализации данной программы в детском  саду созданы следующие условия:

 

·           музыкально-физкультурный зал, оборудованный  современным оборудованием;

 

·           физкультурный уголок в групповой  комнате. Пособия, которые есть, стимулируют  активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных  на занятиях физкультурой. Каждое пособие  остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей  и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все  групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии.

 

·           спортивная площадка (на участке детского сада),

 

·           уголок релаксации в групповой комнате;

 

·           медицинский кабинет.

 

Физкультурно-оздоровительная  деятельность включает в себя:

 

1. Создание системы двигательной  активности в течение дня: 

Информация о работе Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения