Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения.

Задачи:

· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

· Изучить основы формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;

· Рассмотреть психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья

· Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях ДОУ.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

1.2 Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью

1.3 Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья

Глава 2. Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ

2.1 Цель и задачи программы

2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 47.82 Кб (Скачать файл)

 

·           утренняя гимнастика (ежедневно);

 

·           физкультурные занятия (3 раза в неделю);

 

·           музыкально-ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

 

·           прогулки с включением подвижных  игр;

 

·           оздоровительный бег (ежедневно);

 

·           пальчиковая гимнастика (ежедневно  во время режимных моментов)

 

·           зрительная, дыхательная, корригирующая  гимнастика на соответствующих занятиях)

 

·           оздоровительная гимнастика после  дневного сна (ежедневно);

 

·           физкультминутки и паузы (на малоподвижных  занятиях, ежедневно);

 

·           эмоциональные разрядки, релаксация;

 

·           ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

 

·           спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

 

2. Дни здоровья (с привлечением  родителей) – 1 раз в квартал. 

 

3. Летняя оздоровительная площадка.

 

Реализация  программы осуществляется через  занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную  деятельность детей.

 

Используются  следующие методические приемы:

 

·           рассказы и беседы воспитателя;

 

·           заучивание стихотворений;

 

·           моделирование различных ситуаций;

 

·           рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

 

·           сюжетно-ролевые игры;

 

·           дидактические игры;

 

·           игры-тренинги;

 

·           игры-забавы;

 

·           подвижные игры;

 

·           психогимнастика;

 

·           пальчиковая и дыхательная гимнастика;

 

·           самомассаж;

 

·           физкультминутки.

 

Художественное  слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме  бесед и рассматривания иллюстраций  и картинок широко используем художественную литературу. Детская книга действует  на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после  прочитанной книги углубляет  ее воспитательное воздействие. Путем  бесед устанавливается связь  рассказа с опытом детей, делаются несложные  обобщения.

 

Видное  место занимают игры, кукольный и  пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудикассет и просмотр диафильмов Постоянно организуем в группе выставки и конкурсы.

 

При проведении работы используем положительную  оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Учитываем  и настроение детей: если они возбужденные, разговариваем голосом негромким  и спокойным, и наоборот, если дети грустные, ведем разговор громко и  веселым голосом. Стараемся заметить старание ребенка его личные достижения, способность преодолеть страх и  неуверенность.

 

От  воспитателя зависит эмоциональный  настрой на занятиях, поэтому стараемся  быть искренней, эмоционально открытой, артистичной. Идеально выполнять предложенные детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям.

 

Особое  место уделяется работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно  с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что  ни одна даже самая лучшая программа  и методика не могут гарантировать  полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для  которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов  каждого, его прав и обязанностей.

 

Что касается именно нашей работы по воспитанию у детей здорового образа жизни, то с 2009 г. мы работаем в средней группе. Первое, что мы сделали, это побеседовали с родителями каждого ребенка. Выяснили, в каких условиях живет ребенок. Затем вместе с медицинской сестрой  подробно изучили медицинские карты детей и в зависимости от состояния здоровья разделили детей на группы. В первую группу выделили детей относительно здоровых, а во вторую - детей с ослабленным здоровьем. Проводя физкультурные занятия, мы делим детей на эти группы и для ослабленных детей физическая нагрузка дается ниже. В утреннюю гимнастику мы включаем специальные дыхательные упражнения, упражнения для глаз, элементарный самомассаж. Все это происходит в игровой форме, в благоприятной эмоциональной атмосфере. Если ребенок отказывается делать утреннюю гимнастику, мы его не принуждаем. Предлагаем посидеть на стульчике и посмотреть на других детишек. Иногда даем дидактическую игрушку «мишку-физкультурника» и предлагаем сделать зарядку вместе с ним. Как показывает опыт, ребенок, глядя на других детей, начинает делать зарядку с мишкой, тоже включается в этот процесс. Вообще, главной задачей для создания условий работы по ЗОЖ мы считаем эмоциональный настрой малыша, саму атмосферу, в какую он попадет, приходя из дома. Поэтому утром мы часто планируем игры и занятия, которые приносят детям радость. Например, часто делаем с детьми «шар радости», для этой игры мы вырезаем смешные фигурки и раздаем детям, и мы вместе с детьми наклеиваем фигурки на обыкновенный воздушный шар, а затем в него играем, дети визжат от удовольствия и все их тревоги от расставания с родителями уходят, и уже в течение всего дня малыши охотно идут на общение с воспитателем и персоналом детского сада.

 

В процессе воспитательской деятельности мы стараемся так строить свою работу, чтобы дети много двигались. Недаром древнегреческие мудрецы  говорили: «Хочешь быть здоровым бегай!». Мероприятия по формированию основ  ЗОЖ у детей 4-5 лет в течение  дня, правильно составленный режим  дают свои результаты: наши дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и  просыпаются бодрыми.

 

Нахождение  в помещении и на воздухе в  соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания, которые мы используем в работе. Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта на прогулке стараемся:

 

·           не допускать сокращения времени  пребывания на открытом воздухе

 

·           обеспечить достаточно высокую двигательную активность во время прогулки при  условии рациональной одежды детей.

 

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости является закаливание. У нас в группе нет условий  для специального какого-то закаливания  по определенной методике. Поэтому  за основу закаливания берется солнце, воздух и вода. Эти три фактора, при систематическом воздействии  которых повышается устойчивость организма  к холоду, жаре, ветру, дожде.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование  здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной  взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его  личности в специально созданной  и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

  На протяжении дошкольного возраста  при соответствующей воспитательной  работе наблюдается позитивная  динамика отношения ребенка к  своему здоровью.

 

Возраст 4-5 лет является наиболее благоприятным  периодом формирования осознанного  отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

 

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка  позиции созидателя по отношению  к своему здоровью является наличие  у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется  при соблюдении ряда специфических  условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с  состоянием здоровья.

 

Полученные  ребенком знания и представления  о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности  позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

 

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать  здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.    Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - Кемерово, 1981. - 198 с. 

 

2.    Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 10. - С. 21-25.

 

3.    Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.

 

4.    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

 

5.    Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание. - №4. - 2003. - С.44

 

6.    Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - С.115

 

7.    Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей , родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2002.

 

8.    Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999.

 

9.    Журавлёва М, Стасюк А.О системе физкультурно-оздоровительной работы//Дошкольное воспитание. - №9. - 1997. - С.39

 

10.  Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996.

 

11.  Здоровье и физическое развитие  детей в ДОУ. - М.: изд-во ГНОМ  и Д, 2002.

 

12.  Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.

 

13.  Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. – 1986. - №11.

 

14.  Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). - М.: ФиС, 1985. - 93 с.

 

15.  Кожухова Н. Некоторые аспекты  физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - №3. - 2000.

 

16.  Кудрявцев В. Физическая культура  и развитие здоровья ребёнка//Дошкольное  воспитание. - №1. - 2004. - с.81; №5. - 2004. - с.66.

 

17.  Лагутин А.Б. Физическое воспитание  ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической  культуры. – 1994. - № 7.

 

18.  Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 1999.

 

19.  Осокина Т.И. Физическая культура  в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с. 

 

20.  Панкратьев Е.И. Педагогические  проблемы физического воспитания  детей дошкольного возраста // Теория  и практика физической культуры. – 1990. - №11 . - С. 13-15.

 

21.  Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис. - М., 1990. - 23 с.

 

22.  Сухарев А.Г. Здоровье и физическое  воспитание детей и подростков. – М., 1991.

 

23.  Торохова Е. И. Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 248с.

 

24.  Филлипова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №4.

 

25.  Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 245с.

 

26.  Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая  физкультура нужна дошкольнику.  М.: Просвещение, 2005.


Информация о работе Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения