Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа
Цель исследования – анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения.
Задачи:
· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
· Изучить основы формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;
· Рассмотреть психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья
· Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях ДОУ.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
1.2 Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью
1.3 Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья
Глава 2. Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ
2.1 Цель и задачи программы
2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе
Заключение
Библиографический список
· утренняя гимнастика (ежедневно);
· физкультурные занятия (3 раза в неделю);
· музыкально-ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
· прогулки с включением подвижных игр;
· оздоровительный бег (ежедневно);
· пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
· зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
· оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
· физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
· эмоциональные разрядки, релаксация;
· ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
· спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
3.
Летняя оздоровительная
Реализация программы осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Используются следующие методические приемы:
· рассказы и беседы воспитателя;
· заучивание стихотворений;
·
моделирование различных
· рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
· сюжетно-ролевые игры;
· дидактические игры;
· игры-тренинги;
· игры-забавы;
· подвижные игры;
· психогимнастика;
·
пальчиковая и дыхательная
· самомассаж;
· физкультминутки.
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем художественную литературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.
Видное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудикассет и просмотр диафильмов Постоянно организуем в группе выставки и конкурсы.
При
проведении работы используем положительную
оценку, похвалу, поощрение. Известно:
похвала подстегивает, а сердитое
слово, наоборот, обижает. Учитываем
и настроение детей: если они возбужденные,
разговариваем голосом
От
воспитателя зависит
Особое место уделяется работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Что касается именно нашей работы по воспитанию у детей здорового образа жизни, то с 2009 г. мы работаем в средней группе. Первое, что мы сделали, это побеседовали с родителями каждого ребенка. Выяснили, в каких условиях живет ребенок. Затем вместе с медицинской сестрой подробно изучили медицинские карты детей и в зависимости от состояния здоровья разделили детей на группы. В первую группу выделили детей относительно здоровых, а во вторую - детей с ослабленным здоровьем. Проводя физкультурные занятия, мы делим детей на эти группы и для ослабленных детей физическая нагрузка дается ниже. В утреннюю гимнастику мы включаем специальные дыхательные упражнения, упражнения для глаз, элементарный самомассаж. Все это происходит в игровой форме, в благоприятной эмоциональной атмосфере. Если ребенок отказывается делать утреннюю гимнастику, мы его не принуждаем. Предлагаем посидеть на стульчике и посмотреть на других детишек. Иногда даем дидактическую игрушку «мишку-физкультурника» и предлагаем сделать зарядку вместе с ним. Как показывает опыт, ребенок, глядя на других детей, начинает делать зарядку с мишкой, тоже включается в этот процесс. Вообще, главной задачей для создания условий работы по ЗОЖ мы считаем эмоциональный настрой малыша, саму атмосферу, в какую он попадет, приходя из дома. Поэтому утром мы часто планируем игры и занятия, которые приносят детям радость. Например, часто делаем с детьми «шар радости», для этой игры мы вырезаем смешные фигурки и раздаем детям, и мы вместе с детьми наклеиваем фигурки на обыкновенный воздушный шар, а затем в него играем, дети визжат от удовольствия и все их тревоги от расставания с родителями уходят, и уже в течение всего дня малыши охотно идут на общение с воспитателем и персоналом детского сада.
В
процессе воспитательской деятельности
мы стараемся так строить свою
работу, чтобы дети много двигались.
Недаром древнегреческие
Нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания, которые мы используем в работе. Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта на прогулке стараемся:
· не допускать сокращения времени пребывания на открытом воздухе
· обеспечить достаточно высокую двигательную активность во время прогулки при условии рациональной одежды детей.
Эффективным
средством укрепления здоровья, снижения
заболеваемости является закаливание.
У нас в группе нет условий
для специального какого-то закаливания
по определенной методике. Поэтому
за основу закаливания берется солнце,
воздух и вода. Эти три фактора,
при систематическом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование
здоровой личности дошкольника возможно
при обеспечении действенной
взаимосвязи физического
На протяжении дошкольного
Возраст 4-5 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Амосов Н.М. Раздумья о
2. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 10. - С. 21-25.
3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5. Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание. - №4. - 2003. - С.44
6.
Волошина Л. Организация
7. Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей , родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2002.
8. Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999.
9. Журавлёва М, Стасюк А.О системе физкультурно-оздоровительной работы//Дошкольное воспитание. - №9. - 1997. - С.39
10. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996.
11.
Здоровье и физическое
12. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
13. Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. – 1986. - №11.
14. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). - М.: ФиС, 1985. - 93 с.
15.
Кожухова Н. Некоторые аспекты
физического воспитания
16.
Кудрявцев В. Физическая
17.
Лагутин А.Б. Физическое
18. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 1999.
19.
Осокина Т.И. Физическая
20.
Панкратьев Е.И.
21. Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис. - М., 1990. - 23 с.
22.
Сухарев А.Г. Здоровье и
23. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 248с.
24. Филлипова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №4.
25. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 245с.
26.
Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая
физкультура нужна дошкольнику.