Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения как основа деятельности системы образования по обеспечению педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:38, реферат

Описание работы

Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя разработку и принятие соответствующих правил и других норм по безопасности, обучение соблюдению этих норм, убеждение в целесообразности их соблюдения, а при необходимости - принуждение к соблюдению этих норм, опирающееся на силу закона.

Файлы: 1 файл

Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения как основа деятельности системы образования по обеспечению педагог

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения как основа деятельности системы образования по обеспечению  педагогического процесса предупреждения правонарушений в сфере дорожного  движения 

 

Государственная система  обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя разработку и принятие соответствующих правил и других норм по безопасности, обучение соблюдению этих норм, убеждение в целесообразности их соблюдения, а при необходимости - принуждение к соблюдению этих норм, опирающееся на силу закона.

Государственная система  обеспечения безопасности дорожного  движения в России имеет более  чем трехвековую историю.

В 1681 г. указом царя Федора Алексеевича была введена регламентация  зависимости от чина вид его экипажа  и числа упряжных лошадей (боярам и «душным людям» разрешалось ездить - летом в каретах, а зимой в санях - на паре лошадей. В праздничные дни бояре могли выезжать на 4-х лошадях, на сговорах и свадьбах - на 6-ти. Остальные должны были ездить зимой в санях на одной лошади, а летом - верхом.)

Петербург, возникший  по замыслу его державного основателя как «окно в Европу», должен был  стать не только столицей обновленной  России, но и образцовым европейским  городом.

В 1720 г. генерал-адъютант А.Э. Девиер, начальник генерал-полицмейстерского управления объявил указ Петра 1, в котором было записано: «На спине каждого извозчика должен быть номер, зарегистрированный в полиции для того, чтобы знать, кого бить кошками за первое нарушение правил дорожного движения, а за второе - бить кошками и штрафовать, а за третье нарушение правил дорожного движения ссылать на каторгу».

В 1763 г. (эпоха царствования Екатерины II) в целях противопожарной  безопасности при езде было запрещено  использование факелов. Этим указом вводилось большое количество ограничений на движение различных видов транспорта и по вопросам безопасности на дорогах России. Усилия Екатерины II по наведению порядка в столице были оценены ее современником И. Георги. В своей книге «Описание столичного города Санкт-Петербурга» он писал: «Заслуживает нынешняя полиция общую благодарность и признательность всей публики, ибо никогда повсеместная безопасность, наипаче же по улицам, не была так наблюдаема как ныне, никогда распутство, шум, беспорядок и несчастные случаи на дорогах не были столь редкими на дорогах, как ныне».

Екатерина II первая становится на защиту жизни и здоровья детей-участников дорожного движения.

В 1764 году под лозунгом «Берегите ребенка!» она издает Указ «О применении смертной казни  к кучерам и извозчикам, виновным в наезде на детей со смертельным исходом».

На рубеже XVIII и XIX вв. на дорогах стала складываться ситуация требовавшая все более четкой организации движения.

В 1812 г. в России разрабатываются  «Наставления старостам извозчьим  и извозчикам». Наставление требовало: «Извозчикам ездить рысью, тихо и со всею осторожностью. Где же случится многолюдно, там ехать шагом, а когда кто перебегает через дорогу, то в таком случае остановить лошадь, дабы на перебегающего не наехать. Особую осторожность проявлять и наблюдать, когда перевозят и переносят на руках маленьких детей».

Был установлен возрастной ценз извозчика или кучера: «Ездить  на извозе не дозволялось моложе 15 лет  от роду». Тогда же впервые управляющим  транспортными средствами было вменено  в обязанность требование, действующее вплоть до сегодняшнего дня, - оказывать помощь блюстителям порядка.

В 1909 г. в Париже состоялась конференция, на которой были установлены  общие для всей Европы Правила  дорожного движения.

Одна только разница  до сих пор осталась и сохраняется - во всех европейских странах транспортные средства ездят по правой стороне дорог, а в Великобритании - по левой.

В СССР вплоть до 1940 г. не было единых Правил дорожного движения, они разрабатывались и утверждались местными органами власти и имели  существенные различия. Некоторое единообразие было достигнуто после утверждения в 1940 г. типовых Правил, на базе которых стали создаваться более или менее единообразные Правила на местах.

В 1973 году страна вступает в международную организацию  по безопасности дорожного движения и подписывает международную Конвенцию о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах.

Как и все предыдущие редакции Правил, Правила, действующие  с 1 июля 1994 г., являются основным нормативным  актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, а также являются обязательным документом, регламентирующим организацию дорожного движения во всех субъектах Федерации. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Правила отражают достигнутый уровень автомобилизации и всей экономики в стране.

Первоначально изучение Правил дорожного движения в школах было введено Приказом Министра просвещения  СССР от 4 марта 1968 г. № 24 «О повышении  безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах».

В 1995 г. Закон РФ № 196 ФЗ от 10.12.95г. «О безопасности дорожного  движения» закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации  безопасности дорожного движения, определил права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.

Одним из существенных моментов в законе является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам безопасного  поведения на дорогах страны - в статье 29 записано: «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».

Учитывая вышеизложенное, совокупность действующих на сегодняшний  день Правил дорожного движения и  существующей системы обязательств по обучению граждан (в первую очередь  детей) данным Правилам и следует рассматривать как единую систему преемственности государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения и системы образования.

Рассмотрение вопроса  системы обучения детей Правилам дорожного движения, прежде всего, требует  четкого определения понятия «профилактика» в теории и практике обеспечения безопасности дорожного движения. Имеющиеся в медицинской и технической литературе подобные понятия не раскрывают сущности и особенностей педагогического процесса профилактики детских дорожно - транспортных происшествий.

Теоритический анализ основных дефиниций исследования позволил определить профилактику детских дорожно - транспортных происшествий как педагогический процесс  предупреждения правонарушения в сфере  дорожного движения, а также, выявления и устранения причин, способствующих возникновению дорожно - транспортных происшествий, и создание условий, обеспечивающих эффективность пропаганды норм и правил безопасного поведения на дороге.

В ходе исследования установлено, что на сегодняшний день в стране накоплен достаточно большой научно-теоретический и практический потенциал, использование которого во многом может решить проблему снижения показателей детской аварийности на автотранспорте.

Вместе с тем один из педагогических аспектов актуализации исследуемой проблемы связан с тем, что подготовке дисциплинированного участника дорожного движения из числа подрастающего поколения, в педагогической теории и практике до настоящего времени уделяется недостаточное внимание. Имеющиеся исследования (В.Н. Володарская, Е.А. Мальцева, Р.Н. Минниханов, М.Л. Форштат, И.А. Халилулин, С.Г. Шуралев, A.M. Якупов и др.) раскрывают лишь отдельные стороны предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Проводимые исследования по совершенствованию содержания обучения Правилам дорожного движения, организации учебно-воспитательного процесса в различных типах образовательных учреждений, созданию методических рекомендаций по организации профилактической работы в учебных заведениях дополнительного образования (К.В. Агафонов, М.Б. Афанасьев, В.И. Семенюк, Л.Н. Овчаренко, В.Р. Клименко, Н.В. Владимиров и др.), рассматрение отдельных психологических аспектов подготовки участников дорожного движения (СВ. Белов, Д. Клебельсберг, М.М. Котик и др.) также подтверждают отсутсвие в педагогике единой системы организационно-педагогических условий повышения эффективности профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми.

Возвращаясь к теме преемственности  системой образования основных позиций  государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения в части снижения показателей детской аварийности, следует отдельно рассмотреть вопрос профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с точки зрения деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД).

Согласно основным нормативным  документам, регламентирующим деятельность Госавтоинспекции (ФЗ № 196 ФЗ-95 г. «О безопасности дорожного движения», Указ Президента РФ № 711-98 г., утверждающий наставление  «О госавтоинспекции «, Приказ МВД РФ № 930-2003 г., утверждающий Положение «Об организации деятельности подразделений пропаганды безопасности дорожного движения», одним из приоритетных направлений деятельности является организация работы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма и пропагаде безопасности дорожного движения в целом.

Учитывая значимость данной проблемы Приказом МВД РФ № 627-2002 г. предписывалось ввести во все подразделения гос. автоинспекции штатные должности  инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения.

Более подробно рассмотреть вопрос организации профилактически работы по предупреждению детского дорожно-транспортного  травматизма целесообразно на примере  деятельности гос. автоинспекции Ставропольского  края.

Структура гос. автоинспекции безопасности дорожного движения Ставропольского края представляет собой систему территориальных подразделений и строевых подразделений, действие которых планирует и координирует Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Ставропольского края.

Существует система закрепления  личного состава подразделений  из числа наиболее подготовленных сотрудников  за образовательными учреждениями, в  целях организации в них профилактических и пропагандистских мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

В Ставропольском крае решению проблемы снижения показателей детской аварийности  уделяется особое внимание.

По инициативе Госавтоинспекции ГУВД СК во всех городах и районах  края определены базовые образовательные учреждения по обучению детей Правилам дорожного движения, концентрации и систематизации учебно- методических разработок по данному направлению деятельности. Наиболее активно и плодотворна данная работа ведется на базе городского штаба юных инспекторов движения городского дворца детского творчества г.Ставрополя (руководитель Терехова Е.С.), центра детского творчества г.Ипатово (руководитель Кравченко Л.А.), средней общеобразовательной школы № 26 п. Ясная Поляна Предгорного района (руководитель Лиходеева Оксана Васильевна) и д. р.

С целью максимального  охвата детей и подростков пропагандистской работой, практически во всех учебных учреждениях края созданы отряды юных инспекторов движения (ЮИД). На сегодняшний день в более чем 650 отрядах юных инспекторов движения свыше 8000 учащихся 5-7 классов изучают Правила дорожного движения, несут свои знания младшим и старшим товарищам, организуя различные воспитательно-пропагандистские мероприятия.

В течение 10 лет в Ставропольском крае проводятся ежегодные смотры-конкурсы учреждений образования «Законы  дорог уважай!» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обязательной частью которых являются элементы патриотического воспитания. В рамках смотра-конкурса ребята вместе с изучением действующих Правил дорожного движения участвуют и в поисковой работе - встречаются с ветеранами службы, лучшими сотрудниками ГИБДД края сегодняшних дней. Обязательным атрибутом итоговых, краевых соревнований является проведение торжественных линеек, возложение цветов к памятникам сотрудникам ГИБДД, погибшим при исполнении служебного долга, посещение музеев боевой славы. По традиции команда - победительница краевых соревнований принимает участие во Всероссийских соревнованиях юных велосипедистов «Безопасное колесо», где представляет движение ЮИД Ставропольского края.

Не остаются без внимания и самые маленькие участники дорожного движения. Ежегодно на территории края проводятся смотры - конкурсы дошкольных образовательных учреждений «В стране дорожных знаков».

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  ведется в тесном взаимодействии с Министерством образования Ставропольского края и строится согласно ежегодным совместным планам.

Совместная деятельность управления гос. автоинспекции края и министерства образования Ставропольского  края направлена не только на работу непосредственно с детскими и родительскими коллективами, но так же и на профессиональную подготовку педагогов и инспекторов пропаганды подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения. В этих целях ежегодно в крае проводятся совместные семинары - совещания инспекторского и педагогических коллективов, в ходе которых идет поиск новых форм совместной работы, ориентированных на обучение юных граждан безопасному поведению на улицах и дорогах, формирование правовой культуры участников дорожного движения.

Сотрудниками управления гос. автоинспекции систематически проводятся лекции для слушателей курсов повышения квалификации педагогов-практиков  и руководителей учреждений образования  на базе Ставропольского краевого института  повышения квалификации работников образования (СКИПКРО).

Информация о работе Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения как основа деятельности системы образования по обеспечению педагог