Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:38, реферат
Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя разработку и принятие соответствующих правил и других норм по безопасности, обучение соблюдению этих норм, убеждение в целесообразности их соблюдения, а при необходимости - принуждение к соблюдению этих норм, опирающееся на силу закона.
Государственная
система обеспечения
Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя разработку и принятие соответствующих правил и других норм по безопасности, обучение соблюдению этих норм, убеждение в целесообразности их соблюдения, а при необходимости - принуждение к соблюдению этих норм, опирающееся на силу закона.
Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения в России имеет более чем трехвековую историю.
В 1681 г. указом царя Федора Алексеевича была введена регламентация зависимости от чина вид его экипажа и числа упряжных лошадей (боярам и «душным людям» разрешалось ездить - летом в каретах, а зимой в санях - на паре лошадей. В праздничные дни бояре могли выезжать на 4-х лошадях, на сговорах и свадьбах - на 6-ти. Остальные должны были ездить зимой в санях на одной лошади, а летом - верхом.)
Петербург, возникший по замыслу его державного основателя как «окно в Европу», должен был стать не только столицей обновленной России, но и образцовым европейским городом.
В 1720 г. генерал-адъютант
А.Э. Девиер, начальник генерал-полицмейстер
В 1763 г. (эпоха царствования Екатерины II) в целях противопожарной безопасности при езде было запрещено использование факелов. Этим указом вводилось большое количество ограничений на движение различных видов транспорта и по вопросам безопасности на дорогах России. Усилия Екатерины II по наведению порядка в столице были оценены ее современником И. Георги. В своей книге «Описание столичного города Санкт-Петербурга» он писал: «Заслуживает нынешняя полиция общую благодарность и признательность всей публики, ибо никогда повсеместная безопасность, наипаче же по улицам, не была так наблюдаема как ныне, никогда распутство, шум, беспорядок и несчастные случаи на дорогах не были столь редкими на дорогах, как ныне».
Екатерина II первая становится на защиту жизни и здоровья детей-участников дорожного движения.
В 1764 году под лозунгом «Берегите ребенка!» она издает Указ «О применении смертной казни к кучерам и извозчикам, виновным в наезде на детей со смертельным исходом».
На рубеже XVIII и XIX вв. на дорогах стала складываться ситуация требовавшая все более четкой организации движения.
В 1812 г. в России разрабатываются «Наставления старостам извозчьим и извозчикам». Наставление требовало: «Извозчикам ездить рысью, тихо и со всею осторожностью. Где же случится многолюдно, там ехать шагом, а когда кто перебегает через дорогу, то в таком случае остановить лошадь, дабы на перебегающего не наехать. Особую осторожность проявлять и наблюдать, когда перевозят и переносят на руках маленьких детей».
Был установлен возрастной ценз извозчика или кучера: «Ездить на извозе не дозволялось моложе 15 лет от роду». Тогда же впервые управляющим транспортными средствами было вменено в обязанность требование, действующее вплоть до сегодняшнего дня, - оказывать помощь блюстителям порядка.
В 1909 г. в Париже состоялась конференция, на которой были установлены общие для всей Европы Правила дорожного движения.
Одна только разница до сих пор осталась и сохраняется - во всех европейских странах транспортные средства ездят по правой стороне дорог, а в Великобритании - по левой.
В СССР вплоть до 1940 г. не
было единых Правил дорожного движения,
они разрабатывались и
В 1973 году страна вступает в международную организацию по безопасности дорожного движения и подписывает международную Конвенцию о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах.
Как и все предыдущие редакции Правил, Правила, действующие с 1 июля 1994 г., являются основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, а также являются обязательным документом, регламентирующим организацию дорожного движения во всех субъектах Федерации. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Правила отражают достигнутый уровень автомобилизации и всей экономики в стране.
Первоначально изучение Правил дорожного движения в школах было введено Приказом Министра просвещения СССР от 4 марта 1968 г. № 24 «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах».
В 1995 г. Закон РФ № 196 ФЗ
от 10.12.95г. «О безопасности дорожного
движения» закрепил основные принципы
и необходимую сферу
Одним из существенных моментов в законе является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам безопасного поведения на дорогах страны - в статье 29 записано: «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».
Учитывая вышеизложенное, совокупность действующих на сегодняшний день Правил дорожного движения и существующей системы обязательств по обучению граждан (в первую очередь детей) данным Правилам и следует рассматривать как единую систему преемственности государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения и системы образования.
Рассмотрение вопроса системы обучения детей Правилам дорожного движения, прежде всего, требует четкого определения понятия «профилактика» в теории и практике обеспечения безопасности дорожного движения. Имеющиеся в медицинской и технической литературе подобные понятия не раскрывают сущности и особенностей педагогического процесса профилактики детских дорожно - транспортных происшествий.
Теоритический анализ основных дефиниций исследования позволил определить профилактику детских дорожно - транспортных происшествий как педагогический процесс предупреждения правонарушения в сфере дорожного движения, а также, выявления и устранения причин, способствующих возникновению дорожно - транспортных происшествий, и создание условий, обеспечивающих эффективность пропаганды норм и правил безопасного поведения на дороге.
В ходе исследования установлено, что на сегодняшний день в стране накоплен достаточно большой научно-теоретический и практический потенциал, использование которого во многом может решить проблему снижения показателей детской аварийности на автотранспорте.
Вместе с тем один из педагогических аспектов актуализации исследуемой проблемы связан с тем, что подготовке дисциплинированного участника дорожного движения из числа подрастающего поколения, в педагогической теории и практике до настоящего времени уделяется недостаточное внимание. Имеющиеся исследования (В.Н. Володарская, Е.А. Мальцева, Р.Н. Минниханов, М.Л. Форштат, И.А. Халилулин, С.Г. Шуралев, A.M. Якупов и др.) раскрывают лишь отдельные стороны предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Проводимые исследования по совершенствованию содержания обучения Правилам дорожного движения, организации учебно-воспитательного процесса в различных типах образовательных учреждений, созданию методических рекомендаций по организации профилактической работы в учебных заведениях дополнительного образования (К.В. Агафонов, М.Б. Афанасьев, В.И. Семенюк, Л.Н. Овчаренко, В.Р. Клименко, Н.В. Владимиров и др.), рассматрение отдельных психологических аспектов подготовки участников дорожного движения (СВ. Белов, Д. Клебельсберг, М.М. Котик и др.) также подтверждают отсутсвие в педагогике единой системы организационно-педагогических условий повышения эффективности профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми.
Возвращаясь к теме преемственности системой образования основных позиций государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения в части снижения показателей детской аварийности, следует отдельно рассмотреть вопрос профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с точки зрения деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД).
Согласно основным нормативным документам, регламентирующим деятельность Госавтоинспекции (ФЗ № 196 ФЗ-95 г. «О безопасности дорожного движения», Указ Президента РФ № 711-98 г., утверждающий наставление «О госавтоинспекции «, Приказ МВД РФ № 930-2003 г., утверждающий Положение «Об организации деятельности подразделений пропаганды безопасности дорожного движения», одним из приоритетных направлений деятельности является организация работы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма и пропагаде безопасности дорожного движения в целом.
Учитывая значимость данной проблемы
Приказом МВД РФ № 627-2002 г. предписывалось
ввести во все подразделения гос.
автоинспекции штатные
Более подробно рассмотреть вопрос
организации профилактически
Структура гос. автоинспекции безопасности дорожного движения Ставропольского края представляет собой систему территориальных подразделений и строевых подразделений, действие которых планирует и координирует Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Ставропольского края.
Существует система
В Ставропольском крае решению проблемы
снижения показателей детской
По инициативе Госавтоинспекции ГУВД СК во всех городах и районах края определены базовые образовательные учреждения по обучению детей Правилам дорожного движения, концентрации и систематизации учебно- методических разработок по данному направлению деятельности. Наиболее активно и плодотворна данная работа ведется на базе городского штаба юных инспекторов движения городского дворца детского творчества г.Ставрополя (руководитель Терехова Е.С.), центра детского творчества г.Ипатово (руководитель Кравченко Л.А.), средней общеобразовательной школы № 26 п. Ясная Поляна Предгорного района (руководитель Лиходеева Оксана Васильевна) и д. р.
С целью максимального охвата детей и подростков пропагандистской работой, практически во всех учебных учреждениях края созданы отряды юных инспекторов движения (ЮИД). На сегодняшний день в более чем 650 отрядах юных инспекторов движения свыше 8000 учащихся 5-7 классов изучают Правила дорожного движения, несут свои знания младшим и старшим товарищам, организуя различные воспитательно-пропагандистские мероприятия.
В течение 10 лет в Ставропольском крае проводятся ежегодные смотры-конкурсы учреждений образования «Законы дорог уважай!» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обязательной частью которых являются элементы патриотического воспитания. В рамках смотра-конкурса ребята вместе с изучением действующих Правил дорожного движения участвуют и в поисковой работе - встречаются с ветеранами службы, лучшими сотрудниками ГИБДД края сегодняшних дней. Обязательным атрибутом итоговых, краевых соревнований является проведение торжественных линеек, возложение цветов к памятникам сотрудникам ГИБДД, погибшим при исполнении служебного долга, посещение музеев боевой славы. По традиции команда - победительница краевых соревнований принимает участие во Всероссийских соревнованиях юных велосипедистов «Безопасное колесо», где представляет движение ЮИД Ставропольского края.
Не остаются без внимания и самые маленькие участники дорожного движения. Ежегодно на территории края проводятся смотры - конкурсы дошкольных образовательных учреждений «В стране дорожных знаков».
Работа по профилактике
детского дорожно-транспортного
Совместная деятельность управления гос. автоинспекции края и министерства образования Ставропольского края направлена не только на работу непосредственно с детскими и родительскими коллективами, но так же и на профессиональную подготовку педагогов и инспекторов пропаганды подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения. В этих целях ежегодно в крае проводятся совместные семинары - совещания инспекторского и педагогических коллективов, в ходе которых идет поиск новых форм совместной работы, ориентированных на обучение юных граждан безопасному поведению на улицах и дорогах, формирование правовой культуры участников дорожного движения.
Сотрудниками управления гос. автоинспекции систематически проводятся лекции для слушателей курсов повышения квалификации педагогов-практиков и руководителей учреждений образования на базе Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования (СКИПКРО).