Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:37, лекция

Описание работы

Понятие «Резерв» происходит от французского слова «reserv» или от латинского слова «reservus», что означает сберегаю, сохраняю и имеет два значения: — запас чего-либо на случай надобности; — источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, силы. Государственный резерв — это создаваемые и планомерно пополняемые государством запасы сырья и материалов, топлива, зерна и других продовольственных товаров, некоторых видов машин и оборудования, необходимые для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и удовлетворения других потребностей государства и общества.

Файлы: 1 файл

резерв.docx

— 64.43 Кб (Скачать файл)

Тема № 7 «Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества»

 

 

Учебные вопросы  и распределение времени.

  1. Определение, предназначение и история формирования государственного резерва                                                                          – 40 мин.
  2. Законодательное и нормативно-правовое регулирование работы с государственным  и  мобилизационным резервом:
  • формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва                                                                                            – 25 мин.
  • структура системы мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества                                       – 20 мин.
  • организация работ по накоплению, освежению и хранению материальных ценностей в мобилизационном резерве                     – 25 мин.
  • управление системой мобилизационного резерва                – 20 мин.
  1. Операции с материальными ценностями мобилизационного резерва

                                                                                                            – 40 мин. 

 

 

Государственный материальный резерв медицинского и  санитарно-хозяйственного имущества

 

Понятие «Резерв» происходит от французского слова «reserv» или от латинского слова «reservus», что означает сберегаю, сохраняю и имеет два значения: — запас чего-либо на случай надобности; — источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, силы.

Государственный резерв — это создаваемые и  планомерно пополняемые государством запасы сырья и материалов, топлива, зерна и других продовольственных  товаров, некоторых видов машин  и оборудования, необходимые для  бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий  стихийных бедствий и удовлетворения других потребностей государства и  общества.

С древних  времен человечество заготавливало  запасы продовольствия впрок до нового урожая, на случай непредвиденных обстоятельств, для обмена. Искусство длительно сохранять накопленные запасы пришло из глубины веков и как бесценный опыт человечества передается из поколения в поколение. С образованием государства стали создаваться общественные, а затем и государственные материальные запасы. Сильное государство всегда имело большие запасы продовольствия, топлива, военного снаряжения, которые страховали страну от неурожая, стихийных бедствий, а также обеспечивали армию в военное время. Образование и накопление продовольствия и промышленных ценностей является экономической необходимостью государства любой общественной формации.

В современных  условиях накопление материальных средств приобретает особое значение не только для повышения устойчивости и восстановления экономики, но и в целом для обороноспособности государства.

Какой бы ни был достигнут уровень устойчивости экономики и государства в целом в мирное время, как бы не были совершенны Вооруженные Силы, они не могут выполнить возлагаемые на них задачи, если в мирное время не будут накоплены материальные резервы, которые дадут возможность в особый период какое-либо время обеспечивать военные потребности экономики.

 

История формирования государственного резерва

 

В России общественные запасы появились в  IX веке, когда родовую общину крестьян сменила соседская. Организационные основы накопления, хранения, учета, контроля и формирования централизованной системы управления государственными запасами были заложены при Петре I, а у истоков научного обоснования длительного хранения продукции стояли русские ученые М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев. Впоследствии отдельные исследования в области длительного хранения выделились в самостоятельные научные направления.

Сведения  о сохранении зерна в доклассовом  обществе были получены результате раскопок поселений Трипольской культуры, относящейся к III тысячелетию до н.э. и получившей название от села Триполье (недалеко от Киева). В то время зерно хранили в ямах, обмазанных изнутри глиной, или в больших сосудах - корчагах, размещенных в жилищах по 10-15 штук.

Как известно, к V1-V11 вв. славяне прошли большой путь культурного развития и жили оседло. Они жили патриархально-родовыми общинами в поселениях, размещенных на возвышенных местах и огороженных рвом и валом с частоколом. В каждом селении имелись строения для хранения общинных продовольственных запасов, где зерно хранилось в больших деревянных кадках или цилиндрических ямах со сводчатым верхом, вырытых в материковой глине. Стены таких ям обычно перед загрузкой зерном обжигали докрасна. Ямы различных размеров и конфигурации, нередко выложенные изнутри деревом или берестой, расположенные под жилищем или по соседству с ними, были обнаружены при раскопках Донецкого городища вблизи Харькова, на месте древнего Киева, а также при раскопках одного из главных городов Булгарского государства Х-Х1V веков (на территории нынешней Татарии) и столицы Рязанского княжества.

При феодальном строе большие запасы продовольствия хранились в монастырях, замках, укрепленных княжеских или боярских усадьбах, на территории которых обязательно  находились хозяйственные постройки  и помещения: погреба, подземелья, ямы, амбары, клетки и другие приспособления, в которых хранили зерно, вино, мед, орудия труда, вооружение ратников.

Большую роль в хранении продукции играла церковь. Все находившиеся в торговом центре города церкви и монастыри  имели складские помещения, что  получило отражение и в архитектуре  древнерусских церквей, имевших  так называемые подцерковья.

В Московском Кремле издавна существовал городской  житный двор (городские житницы), расположенные  вдоль Кремлевской стены от Собакиной  башни до Троидких, ворот (эта сторона Кремля была наиболее защищена от вражеских нападений). Улица в Кремле, шедшая от Никольских ворот к Троицким, называлась Житницкой, так как на ней находились хранилища зерна.

Для создания запасов использовали дань, взимаемую  натурой или деньгами, военную  добычу, результаты труда эксплуатируемых  смердов. Запасы князей и феодалов расходовались на ведение войн, содержание дружин, т.е. имели государственное назначение.

В XV веке княжества объединились в единое государство с центром в Москве, при правлении Ивана Калиты (1462-1505 годы) на общегосударственное благо были созданы материальные запасы целевого назначения, прежде всего оборонного. Князь добился у Золотой Орды права собирать с русских земель дань для хана, при этом часть ее утаивал и умело использовал для объединения земель вокруг Москвы.

Для смягчения  губительного последствия частых неурожаев, Иван Калита учредил во всех городах магазины, где хранились запасы хлеба из расчета на 3-х летнюю потребность населения городов. Каждый год 1/3 запасов продавали и вместо них заготавливали свежий хлеб. При Иване Калите впервые были созданы постоянные правительственные учреждения, названные впоследствии приказами. Количество и качество продовольственных запасов подвергали ревизии - проверке.

Значительное  социально-экономическое явление  в истории русского государства  ХVI-ХVII веков представляли собой монастыри, которые активно осваивали огромные незаселенные пространства Древней Руси. Впоследствии они стали держателями больших запасов продовольствия. Дошедшие до нас подробные сведения о Соловецком монастыре свидетельствуют о том, что в нем многочисленные житницы и погреба были заполнены продуктами, которых могло хватить на многие годы.

Усилия  государственной власти допетровской России в деле государственной системы  снабжения войск продовольствием  подготовили предпосылки для  последующих радикальных реформ. Петр 1 коренным образом преобразовал систему продовольственного снабжения  войск, в том числе и хранения запасов, создав сеть магазинов (1718 год  в Петербурге, 1719 год в Риге, Ревеле, Смоленске, Киеве и Выборге). В указанных магазинах сверх Плановой нормы хлеба предписывалось иметь запасы хлеба из расчета двухлетней потребности гарнизона города. Большое внимание уделялось качеству продуктов, предназначенных для запасов и их сохранности. Петром I был внесен существенный вклад и в создание государственных сырьевых и промышленных резервов (создаются запасы так называемых железноделательных и медеплавильных заводов, а также запасы различных руд, включая так называемые болотные руды. Были заложены организационные основы Накопления, хранения и учета запасов, контроля за их расходованием, построена система централизованного управления запасами. Но идея Петром I о повсеместном создании хлебных запасных магазинов на случай неурожая не была реализована, несмотря на то, что к ней неоднократно возвращались в 1733, 1754 и 1758 годах!

При Екатерине  II была сделана новая попытка создания государственных запасов в городах по указу от 20 августа 1762 года. А в 1766 году ей утверждена «ведомость о запасном хлебе, полагаемом для содержания в магазинах».

Запасные  хлебные магазины в Петербурге и  Москве имели особое значение и находились в непосредственном ведении царицы, а хлеб в них должны были закупать из «первых рук».

К концу  XVIII века наряду с хлебными запасами были созданы двухгодичные централизованные запасы соли.

С конца  XVIII века в России в недрах феодально - капиталистической системы зарождаются капиталистические отношения. В связи с этим существенно меняются организация и содержание запасов, основанная на принципах свободной торговли, присущих капитализму. Государственные запасы заготавливаются подрядным способом по договорам с поставщиками-подрядчиками и как разновидность ее — комиссионерская закупка. А в 1816 году были разработаны и введены в практику законы, регламентирующие создание постоянных государственных запасов продовольствия для гражданского населения. В 1834 году при Николае I было разработано «Положение о запасах для пособия в продовольствие» (с 1857 года - «Устав о народном продовольствии»). После крестьянской реформы устав был несколько переработан и действовал вплоть до 1917 года.

В 1834 году было разработано подробное наставление  о строительстве сельских хлебных  запасных магазинов, хранении, освежении  и отпуске запасного хлеба, проверке запасов, обязанностях смотрителя магазина, причем эту должность утверждало волостное начальство или помещики. Смотритель должен был принимать  хлеб, следить за сохранностью и  выдавать его. Хлеб в магазин принимали  только зерном. В наставлении четко  регламентировались положения о  порядке возведения магазина: фундаменте, высоте от пола до потолка, покрытии крыши, отделениях с закромами, борьбе с  грызунами, проветривании, сроках освежения  запасов.

С отменой  крепостного права с 1861 года изменился  и порядок создания запасов продовольствия для гражданского населения. Сельские магазины перешли в собственность  крестьянских обществ, и помимо государственных  запасов стали создавать общественные (страховые) запасы продовольствия. Сельский сход назначал смотрителей и определял  размеры ссуд. Сохранность и использование  запасного общественного хлеба  контролировали сельские старосты и  волостные старшины, а с 1864 года —  земские учреждения.

После войны  с Турцией (1877-1878 годы) были сделаны  попытки накопить запасы провианта  и фуража в количестве, необходимом  на период мобилизации и сосредоточения войск в случае войны. Достаточные продовольственные запасы были созданы только в районах примыкающих к западным границам. На других границах продовольственные запасы были незначительными, особенно на Дальнем Востоке на границе с Японией. Война с Японией (1903-1905 годы) показала, что русская армия потерпела поражение из-за необеспеченности не только военным снаряжением, но и одеждой, обувью, продовольствием. Русско-японская война продемонстрировала острую необходимость создания государственных запасов продовольствия и управления ими.

В 1913 году были пересмотрены нормы запасов  для муки и крупы, сроки их хранения (минимальные - три года, средние - пять лет и максимальные - десять лет).

Создание  в мирное время больших запасов  для целей войны считалось  дорогим и хлопотным делом. Однако с первых дней войны 1914 года продовольственные  запасы нарастали с каждым днем. В централизованном порядке правительство  в 1914-1915 годах заготовило 305 млн. пудов  хлеба, в 1915-1916 годах - 502 млн. пудов, а  в 1916-1917 годах - 540 млн. пудов. Снабжение  гражданского населения продовольствием  было недостаточным, и правительство  вынуждено было только за период с 1 августа 1915 года по 1 февраля 1916 года передать из армейских запасов 31395 тыс. пудов  различного хлеба.

Начало  XX века ознаменовалось наступлением технической революции - эры моторов. В связи с чем возросла потребность в его запасах, в первую очередь государственных, для оборонных целей, а также для различных отраслей промышленности и транспорта. Рост добычи нефти и выработки нефтепродуктов поставил перед русскими учеными ряд сложных технических проблем по организации транспортирования и хранения. Многие из них были решены В.Г.Шуховым, создавшим первым в России железные клепаные хранилища, которые использовались для хранения запасов топлива.

Производство  цветных металлов (медь, свинец и  цинк) в 1913 году было незначительным, а  олово, никель, сурьма, алюминий, редкие металлы импортировали, что вызвало  необходимость создания их государственных  запасов.

Рост  объемов запасов вызвал необходимость  хранения продовольственных запасов  в консервированном виде в банках. Наравне с мясными консервами начали изготавливать сушеные овощи, а позже и мясо-растительные консервы. В 1907 году была утверждена «Инструкция по наблюдению за изготовлением, укупоркой и приемом жестяночных томатных консервов, поступающих в неприкосновенные запасы» и устанавливался годичный срок их хранения.

В 1867 году при Военном министерстве был  создан технический комитет, в задачу которого входило следить за всеми  новинками и производстве нужной для армии продукции и разрабатывать  технические приемы для определения  «истинного качества» продуктов. В 1869 году техническим комитетом наработаны и технические требования к армейским  продовольственным складам.

Первые  годы после Февральской буржуазной и Октябрьской социалистической революций происходили в условиях голода, разрухи и развала железнодорожного транспорта и промышленности. Советское  правительство принимает титанические усилия по выводу страны из создавшегося серьезного Положения. В период индустриализации (1925-1926 годы) в государстве все  еще нет никаких продовольственных  резервов. В истории страны 1926 год  занимает особое место, так как в  этом году было положено начало образованию  постоянного государственного продовольственного фонда, а в 1927 Совет Народных Комиссаров СССР принимает положение о постоянном государственном хлебном фонде, регулирующее образование, хранение и  использование государственных  хлебных запасов.

Информация о работе Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества