Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:37, лекция

Описание работы

Понятие «Резерв» происходит от французского слова «reserv» или от латинского слова «reservus», что означает сберегаю, сохраняю и имеет два значения: — запас чего-либо на случай надобности; — источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, силы. Государственный резерв — это создаваемые и планомерно пополняемые государством запасы сырья и материалов, топлива, зерна и других продовольственных товаров, некоторых видов машин и оборудования, необходимые для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и удовлетворения других потребностей государства и общества.

Файлы: 1 файл

резерв.docx

— 64.43 Кб (Скачать файл)

В первые годы образования государственных  продовольственных резервов СССР управление и контроль за ними осуществляли Народный Комиссариат внешней и внутренней торговли, Совет Труда и Обороны и в 1927 году воздается мобилизационный фонд пшеницы, ржи, овса и крупы в размере 1, 6 млн. тонн. Проблема государственных хлебных ресурсов нашла отражение и в первом пятилетнем плане народного хозяйственного строительства СССР, утвержденном в 1929 году. Только в результате увеличения производства сельскохозяйственной продукции к 1931 году были созданы постоянные Запасы хлеба и фуража. Таким образом, история государственных резервов советского периода фактически началась в конце 20-х - начале 30-х годов XX века.

В связи  с расширением номенклатуры закладываемых  в резерв товаров и материалов и возросшими объемами накопления постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 года был  образован Комитет резервов при  Совете Труда и Обороны (Комитет  резервов). Этот день считается датой  рождения системы государственных  резервов в СССР. Первым руководителем Комитета резервов был назначен В.В.Куйбышев. В регионах постановлением СНК СССР от 18 ноября 1931 года были организованы отделы и инспекции резервов при уполномоченных НКВД.

С образованием Комитета резервов в его ведение  были переданы все мобилизационные  запасы, находящиеся в разных учреждениях, организациях и предприятиях, а также  мобилизационный и государственный  хлебные фонды. В начальный период создания системы госрезервов объемы накопления материалов устанавливались исходя из годового потребления и производства. Первоначально резервы были незначительными и к концу 1931 года оценивались в 30 млн. рублей (2 млн. тонн хлеба, 1827 тыс. тонн угля и т.д..). В 1931 году была утверждена номенклатура резервов по стратегическим материалам отечественного производства по 11 наименованиям и 68 импортным. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах были возложены задачи количественного учета запасов и контроль за экономным расходованием.

В связи  с ликвидацией Совета Труда и  Обороны постановлением СНК СССР от 29 августа 1937 года Комитет резервов был преобразован в Управление государственных  резервов при СНК СССР (Управление резервов), которое возглавил А.П.Розенгольд.

С 1 ноября 1937 года отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов (на местах было организовано 16 отделов и 19 инспекций, что положило начало образованию современных территориальных управлений — местных органов госрезервов). В 1938 году Управление госрезервов возглавил А.В. Николаев.

В октябре 1938 года руководителем Управления госрезервов был назначен М.В. Данченко, на долю которого выпали самые тяжелые испытания в истории системы госрезерва.

В конце 1939 года Управлением госрезервов была начата работа по подготовке Положения о госрезервах - первого основополагающего документа о принципах формирования в СССР единой системы государственных материальных резервов, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения государственных запасов, структуры системы госрезервов, которая в основных чертах сохранена до настоящего времени. В систему госрезервов этого периода входило 16 территориальных управлений, численностью 1500 человек. В ведении каждого территориального управления находилось от 2 до 10 баз госрезерва, а под контролем находились тысячи пунктов ответственного хранения госрезервов.

В связи  со сложной международной обстановкой  в предвоенные годы возникла необходимость  в увеличении мобилизационных запасов  для армии и оборонных отраслей промышленности. Материальные ценности для мобилизационных резервов на всех этапах накапливали в результате централизованного выделения ресурсов. Порядок накопления и структура  материальных ценностей мобилизационного резерва постоянно совершенствовались. Вначале это трактовалось как  накопление мобилизационных запасов  для войск, а затем как накопление наиболее важных материалов для потребностей оборонных отраслей промышленности. В 1929 году на заседании рассматривались  вопросы о мобилизационных фондах как о дополнительном снабжении  армии в период мобилизационного развертывания и о создании специальных  резервов обороны. Было решено, что  на период мобилизации армия должна обеспечиваться за счет неприкосновенных запасов, а в первые два месяца войны - за счет мобилизационных резервов. В 1932 году было принято постановление об образовании мобилизационных резервов для нужд армии ветеринарного, вещевого, обозного, медицинского и санитарного имущества, а с 1934 года запас хлорной извести. Госплан СССР выделял Специальные фонды на образование мобилизационных запасов. В 1937 году СНК СССР утвердил инструкцию Комитета резервов об освежении мобилизационных запасов. Предусматривалось освежение запасов без разрыва во времени, а готовых изделий - с разрывом во времени до трех месяцев. С 1939 года расширяется номенклатура материальных ценностей мобилизационного резерва: закладываются изделия и материалы для вооружения, авиационной, автотракторной и другой боевой технике, а также санитарно-хозяйственное, вещевое, обозное и медико-санитарное имущество. Были разработаны табели оснащения медицинским имуществом специальных формирований, расходное медицинское имущество (лекарственные средства, перевязочные материалы и т.п.) для тыловых госпиталей было рассчитано на трехмесячную потребность, а сложное и дорогостоящее оборудование, используемое в медицинских учреждениях в мирное время, приписывалось в мобилизационный период к специальным формированиям. Своевременному накоплению Мобилизационных резервов придавалось большое значение. Этот вопрос периодически рассматривали и наркоматы, и правительство страны. Особенно большое значение придавалось укомплектованию имуществом специальных формирований, подлежащих развертыванию в военное время, в том числе службы гражданской обороны.

Таким образом, к 1940 году система государственных  материальных резервов располагала  широким ассортиментом продовольственных  и промышленно-сырьевых товаров, топливных  и мобилизационных запасов.

В годы Великой  Отечественной войны огромные потери сырья, материалов, продуктов питания  восполнялись в основном за счет государственных  резервов. С огромным уважением оценивал значение материальных резервов, заложенных накануне войны, прославленный маршал Г.К. Жуков: «Они преследовали цель обеспечить перевод хозяйства на военный лад и питание войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком на нужды войны. Эти запасы, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству, несмотря на тяжелый 1941 год, быстро взять темп и размах, необходимые для успешного ведения войны». Все работы с государственным резервом были Подчинены бесперебойному снабжению фронта, промышленности, сельского хозяйства и населения. В начале войны часть накопленных резервов была израсходована, но, как это ни парадоксально, объемы государственных резервов в годы войны не только не уменьшились, но по некоторым видам возросли в 1,8 раза (хлеб, мясные консервы, никель, алюминий, олово, цинк и др.).

Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1946 года были образованы Министерство государственных продовольственных  резервов СССР (руководитель Д.И.Фомин) и Министерство государственных  материальных резервов СССР (руководитель М.В.Данченко) и ведутся работы по восстановлению разрушенных во время  войны и строительству новых  баз госрезервов. Для послевоенного периода работы системы госрезервов характерны неоднократные значительные структурные преобразования органов управления и баз хранения. За период с 1946 по 1953 годы центральные органы четыре раза меняли свое название, дважды система делилась на параллельные, дублирующие структуры и дважды соединялась. Постановлением Совмина СССР от 15 марта 1953 года создано Главное управление государственных резервов при Совмине СССР (руководитель до 1960 года А.М. Тибабишев, а с 1960 года Г.С. Хламов).

В 1959 году ЦК КПСС и Совмин СССР утвердили  мобилизационный план на расчетный  год, в котором предусматривалось  значительное увеличение мобилизационных  резервных запасов.

Середина 60-х годов - особый период по укреплению мобилизационных резервов. Только за 1968 год по инициативе руководства  госрезерва правительство приняло около 10 постановлений по организации и совершенствованию мобилизационной подготовки народного хозяйства. Утверждено новое положение о мобилизационном резерве. Разработана система заимствования материалов из мобилизационного резерва, их возврата, порядок накопления, пересмотрели инструкции по хранению, в которой были установлены сроки хранения, условия, а также порядок проведения консервации, проверки на работоспособность материалов и механизмов, лабораторного контроля материалов и др.. На предприятиях министерств созданы постоянные технические комиссии для контроля за накоплением и хранением мобилизационного резерва, за ходом работ по созданию мобилизационных мощностей, разработки документации на расчетный год. В штатах этих предприятий включены дополнительно работники по мобилизационным резервам.

На развитие системы госрезервов в 1970-1980 годы существенное влияние оказали многие внешние факторы (период застоя в экономике страны, спад сельскохозяйственного производства и обострение продовольственной проблемы, начало перестройки), а также изменения в системе (структурные преобразования, сиена трех руководителей отрасли - в мае 1969 года систему госрезервов возглавил А.А. Кокарев). Постановлением Совмина СССР от 25 декабря 1978 года Главное управление материальных резервов при Совмине СССР было преобразовано в Государственный Комитет СССР по государственным резервам (Госкомрезерв СССР), который в декабре 1980 года возглавил А.В. Коваленко, а с 1986 года Ф.И. Лощенков. При изменении структуры Сивмина СССР в сентябре 1989 году Госкомрезерв был преобразован в Главное управление по материальным резервам при Совмине СССР, которое в 1990 году возглавил В.Н. Ладыгин.

Для готовности страны к возможным стихийным  бедствиям, авариям и катастрофам  Совмин СССР принимает решение об образовании в составе госрезерва фонда материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. С декабря 1990 года в системе госрезервов организована новая структура — Управление материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций.

Запасы  материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций являются составной частью единой государственной системы  чрезвычайных резервных фондов, включающих в себя финансовые, продовольственные, медицинские и материально - технические  ресурсы. Они созданы для принятия первоочередных мер при ликвидации чрезвычайных ситуаций общегосударственного масштаба. Номенклатура и объемы этих ресурсов разработаны Госрезервом совместно с МЧС России и утверждены правительством. В основу положены результаты анализа статистических данных, экспертные оценки по выпуску материальных ценностей при чрезвычайных ситуациях, среднестатистические сведения о численности пострадавших. Запасы размешаются на собственных предприятиях госрезерва или в пунктах ответственного хранения во всех регионах России.

Выпуск  государственных резервов, предназначенных  для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется по распоряжению правительства России и по согласованию с МЧС России. Последнее десятилетие ХХ века стали временем поиска путей реформирования механизма функционирования системы государственных резервов в условиях децентрализацииуправления и перехода к рыночной экономике, временем межгосударственного раздела единого общесоюзного резервного фонда, становления и развития российской структуры государственных резервов, ликвидация союзной и создание российской системы госрезерва, образование новой структуры управления материальными резервами для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В связи с реорганизацией правительства СССР в апреле 1991 года Главное управление по материальным резервам при Совмине СССР реорганизуется в Комитет по государственным резервам при Кабинете Министров СССР. В связи с провозглашением союзными республиками суверенитета и независимости, Комитет по государственным резервам при Кабинете Министров СССР издал приказ от 23 ноября 1991 года о создании ликвидационной комиссии, которой поручалось осуществить передачу Объектов системы госрезерва и всех материальных ценностей на территорию союзных республик, в ведение правительства суверенных государств. К 15 декабря 1991 года передача основных фондов и резервы всех видов на 56 Предприятиях и многих пунктах ответственного хранения были переданы в владение правительств бывших союзных республик.

А в ноябре 1991 года указом «О формировании системы  государственного резерва РСФСР» был  образован Комитет по государственным  резервам при Правительстве РСФСР, который стал правопреемником союзного комитета. В связи с изменением Конституции и структуры правительства  Российской Федерации в сентябре 1992 года Комитет по государственным  резервам при Правительстве РСФСР  переименован в Комитет Российской Федерации по государственным резервам, который возглавил В.Н. Бешкарев.

Решающим  моментом в современной истории  госрезервов стали подготовка и введение в конце 1994 года федерального Закона «О государственном материальном резерве». Закон установил, что госрезерв является особым федеральным запасом материальных ценностей, предназначенным для обеспечения мобилизационных нужд России, неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания гуманитарной помощи и государственной поддержки предприятиям, организациям и субъектам Российской Федерации, оказание регулирующего воздействия на рынок. Поставлена точка в вопросе приватизации: госрезерв, а также здания, сооружения, земельные участки, на которых они расположены, участки недр, которые используются для хранения запасов независимо от места размещения, являются федеральной собственностью и приватизации не подлежат. В 1997 году Главным ревизионным управлением при президенте Российской Федерации была проведена длительная и всесторонняя проверка системы госрезерва с привлечением органов ВМД, ФСБ, прокуратуры. Было отмечено, что система госрезервов в новых экономических условиях работает стабильно и заняла свое место в государственной структуре.

В марте 1998 года после объявления об отставке правительства был сформирован  новый состав кабинета министров  и новым председателем Госкомрезерва назначен С.Г. Новиков. Правительством была поставлена задача систематизации подходов к госрезервам и в частности уточнить процедуру работы с товарами и материалами, хранящимися в резерве на федеральном уровне и в регионах, закупки товара в резерв, отдавая предпочтение отечественным производителям. В 1999 году Госкомрезерв возглавил И.Х. Юсуфов, а в 2001 году А.А. Григорьев. После утверждения Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 структуры федеральных органов исполнительной власти Госкомрезерв переименован в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и стало подведомственным Минэкономразвития России.

Всего в 2001-2006 годах резерв использовался  в 28 операциях по ликвидации последствий  ЧС, а также обеспечил оперативное  оказание гуманитарной помощи более 20 иностранным государствам Европы, Африки и западного полушария, включая  США. 17 октября 2006 года госрезервы отметят свое 75-летие. В рамках подготовки к этому юбилею Федеральное агентство по государственным резервам решило приоткрыть завесу секретности и допустило небольшую часть журналистов на «секретный комбинат» (так в агентстве называют хранилища) Росрезерва. На вопрос журналистов, допущенных «в святая святых - запасники национальных кладовых», на сколько хватит стране ее стратегических запасов, А.А. Григорьев ответил «на 90 суток со дня полного прекращения снабжения». Даже после апокалипсиса три месяца сладкой жизни нам гарантированы, такой вывод сделал корреспондент еженедельной общественно-политической газеты «Трибуна» от 26 мая 2006 года № 20, в спецрепортаже «Неприкосновенный запас».

Информация о работе Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества