Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:20, доклад
Потеря работы для большинства людей означает неустойчивость экономического положения и снижение жизненного уровня. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятости характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.
- неформальную занятость, к которой относятся: занятость индивидуальным предпринимательством, занятость по найму у физических лиц, занятость в домашнем хозяйстве производством товаров для последующей продажи.
Рассматривая проблемы занятости и безработицы, нельзя не остановиться на выяснении того, какое влияние на занятость оказывает человеческий капитал.
В общем виде под человеческим капиталом понимается совокупность имеющихся у человека способностей и здоровья, а также запаса знаний, навыков, опыта и мотиваций.
Достижение полной и эффективной занятости неотделимо от формирования человеческого капитала, а значит инвестиций в образование, здоровье, профессиональную подготовку.
2.2 Факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы
Демографические факторы. К ним относятся:
- изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровнях рождаемости и смертности;
- половозрастная структура населения;
- средняя продолжительность жизни
Экономические факторы включают в себя:
-состояние национального производства;
-степень инвестиционной активности и направления движения инвестиций;
-направленность налогово-бюджетной политики и денежно- кредитной политики государства;
-уровень цен и инфляции.
Социальные факторы:
- уровень образования населения;
-уровень здоровья и качество жизни;
-отношение и мотивация к труду;
- развитость профсоюзов.
- законодательные факторы, среди которых – разработанность законов и нормативных актов, регулирующих занятость.
Организационно-управленческие факторы:
-грамотность и эффективность принимаемых правительством решений;
- уровень научной организации труда, производства и управления;
- организация деятельности государственной службы занятости и бирж труда;
- степень информированности населения о состоянии рынка труда.
Следовательно, отдавать предпочтение тому или иному типу политики занятости надо с учетом направленности, продолжительности и интенсивности действия указанных факторов.
3. Государственное регулирование занятости и безработицы
Рынок рабочей силы – специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что на нем перемещаются не товары, а живые люди. Поэтому регулирование занятости и безработицы имеет огромное социально- экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Однако задача государства - не обеспечить каждого желающего работой, так как это увеличит инфляцию, а удерживать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.
Сторонники монетаризма и «теории предложения» видят основную задачу правительства в обеспечении эффективных изменений в структуре занятости. В первую очередь сюда следует отнести усиление мотивации к труду и возможности для повышения квалификации и получения новых профессий.
Какая бы теоретическая концепция не лежала в основе мероприятий государства, очевидно одно - без соответствующей экономической политики добиться полной и эффективной занятости невозможно. В России для этого проводится политика занятости, согласно которой, в соответствии с Законом о занятости, государство должно осуществлять:
- разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощерение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
-правовое регулирование в области занятости;
-разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
-создания государственной службы занятости.
Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.
Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.
Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные), по источнику финансирования.
Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).
Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный и активный. В случае пассивного воздействия речь идет о регистрации безработных и выплате пособий по временной безработице. В РФ установлены минимальный и максимальный размеры пособия по безработице, 850 руб. и 4900 руб. соответственно.
Мероприятия активного воздействия означают проведение активной политики занятости. К ним относятся: помощь в трудоустройстве, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, квотирование рабочих мест (для наиболее социально незащищенных категорий населения- инвалидов, молодежи), досрочный выход на пенсию, меры помощи регионам и др.
К основным функциям службы занятости населения можно отнести:
- анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу;
- разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;
-учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
- организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;
- оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;
- обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах;
- осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам;
- осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения, использования предприятиями законодательства о занятости.
Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, и содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.
Расходы служб занятости условно можно сгруппировать по четырем направлениям:
1. на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий;
2. на подготовку и переподготовку, организацию общественных работ;
3. на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы;
4. на развитие службы занятости (содержание, капиталовложения, реклама).
Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:
· продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;
· помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключающаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;
· формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.
Необходимо обратить внимание на следующий аспект государственного регулирования занятости и безработицы. Все осуществляемые мероприятия направлены, как правило, на сокращение безработицы и увеличение занятости. Но основой экономического роста и благосостояния является эффективная занятость, то есть продуктивное использование человеческих ресурсов и кадрового потенциала общества.
К эффективной отдаче от использования человеческого капитала в первую очередь должны стремиться работодатели и собственники рабочей силы. Но и государство в состоянии стимулировать эту мотивацию экономических субъектов рынка труда, выполняя следующие функции:
- контроль за соблюдением государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда;
- поддержание необходимых уровней оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводства рабочей силы и рекомендаций МОТ (например, разрыв между минимальной и средней заработанной платой не должен превышать 4,5-5 раз);
- обеспечение нормальных условий для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и трудовых споров.
Эффективность системы мер государственного воздействия на занятость и рынок труда зависит от активного проведения политики занятости, улучшения функционирования рынка труда и создания эффективной сети специальных институтов и социальной инфраструктуры, действующих в соответствии с рынком, а также практического решения проблемы безработицы, возможного только в условиях развивающегося производства.
Разработка Программы в 2010 году призвана смягчить влияние негативных последствий мирового финансового кризиса на экономику области и сдержать уровень безработицы в допустимых пределах. Одновременно с этим реализация на территории области федеральных программ позволила минимизировать сокращение граждан, занятых всеми видами экономической деятельности, на 23,6 тыс. человек, в том числе по программе по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области – на 14,5 тыс. человек, по Программе поддержки малого предпринимательства – на 5,0 тыс. человек, в рамках реализации инвестиционных проектов – на 4,1 тыс. человек.
Реализация мероприятий Программы позволила смягчить ситуацию на рынке труда области, создать временные рабочие места для граждан, занятых неполное рабочее время, снизить напряженность и обеспечить оптимальный уровень безработицы и социальной поддержки граждан.
Информация о работе Экономическая, информационная, продовольственная безопасность