Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 17:47, курсовая работа
Актуальность решения проблемы устойчивого обеспечения продовольствием и обеспечения продовольственной безопасности регионов с учетом их специфических особенностей развития, а также недостаточная изученность ее отдельных теоретических и прикладных аспектов предопределили выбор темы диссертационной работы и рассматриваемый в ней круг вопросов.
Цель исследования заключается в обосновании направлений обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне с учетом специфических условий территории в условиях перехода аграрной сферы экономики на рыночные отношения.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ....................................................5
1.1.Понятие продовольственной безопасности и ее элементы...........................5
1.2. Основные задачи в области обеспечения продовольственной
безопасности..........................................................................................................11
1.3. Современное состояние мировой продовольственной безопасности.......15
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ..............................................................................................23
2.1. Основные показатели продовольственной безопасности...........................23
2.2. Политика обеспечения продовольственной безопасности страны............30
2.3. Меры государственного регулирования и международная помощь.........33
3.ОЦЕНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.................................................................................................................37
3.1. Анализ продовольственной безопасности в РФ..........................................39
3.2. Анализ состояния продовольственной безопасности Курской области....................................................................................................................44
3.3. Направления социально-экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности........................................................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................50
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ..................
1.1.Понятие продовольственной
безопасности и ее элементы......................
1.2. Основные задачи в области
обеспечения продовольственной
безопасности..................
1.3. Современное состояние мировой
продовольственной безопасности.......15
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ.................
2.1. Основные показатели продовольственной
безопасности..................
2.2. Политика обеспечения продовольственной
безопасности страны............30
2.3. Меры государственного регулирования
и международная помощь.........33
3.ОЦЕНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ........................
3.1. Анализ продовольственной
безопасности в РФ............................
3.2. Анализ состояния продовольственной
безопасности Курской области.......................
3.3. Направления социально-экономической
политики в сфере обеспечения продовольственной
безопасности..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
Продовольственная безопасность является составной частью национальной безопасности страны. В России, как и в большинстве стран мира, обеспечение продовольственной безопасности является важнейшим направлением государственной политики. Здесь пересекаются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, развития продовольственного рынка и питания, зависимости последнего от социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах страны. Обеспечение оптимального уровня продовольственной безопасности - это не только глобальная, национальная или региональная проблема. Она затрагивает разносторонние аспекты жизнедеятельности человека, семьи, жителей села, города, воспроизводства будущего поколения и народосбережения.
В связи с этим поиск оптимальных способов управления системой обеспечения продовольственной безопасности на различных уровнях организации общества рассматривается нами как ключевой фактор экономического роста и национальной безопасности страны.
Пока еще в России и ее регионах отсутствует стройная система продовольственной безопасности, которая бы целенаправленно создавалась и развивалась субъектами государственного и местного управления, хозяйствующими субъектами всех сфер и подсистем, обеспечивающих продовольственную безопасность национального, регионального и местного масштабов.
Как известно, в Минсельхозпроде России была создана рабочая группа, которая по поручению Совета Безопасности Российской Федерации разработала доктрину продовольственной безопасности страны. Доктрина определяет цель, задачи, принципы и государственную стратегию в области продовольственной политики государства. Дело теперь за разработкой и принятием нормативных актов и программных документов по ее реализации. В соответствии с доктриной будет осуществляться координация деятельности исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций в обеспечении населения продовольствием.
Актуальность решения проблемы устойчивого обеспечения продовольствием и обеспечения продовольственной безопасности регионов с учетом их специфических особенностей развития, а также недостаточная изученность ее отдельных теоретических и прикладных аспектов предопределили выбор темы диссертационной работы и рассматриваемый в ней круг вопросов.
Цель исследования заключается в обосновании направлений обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне с учетом специфических условий территории в условиях перехода аграрной сферы экономики на рыночные отношения.
Сейчас сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на строго правовой основе. Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.
Несмотря на то, что процессы обеспечения продовольственной безопасности государства подвергаются детальному изучению со стороны экспертов, ученых и специалистов, тенденции и противоречивые проявления продовольственной безопасности на федеральном и региональном уровне несут в себе еще много неисследованного и нуждаются в осмыслении.
1.1Понятие продовольственной безопасности и ее элементы
Одной из наиболее серьезных проблем, является проблема продовольственной безопасности. Поскольку обеспечение населения продовольствием - это в физическом смысле обеспечение его жизнедеятельности, то продовольственная безопасность является доминирующим объектом анализа ученых-экономистов. Встает теоретическая задача определения стратегии обеспечения продовольственной безопасности - через внутренние или внешние механизмы.
В последние годы потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 50% с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на продовольственных рынках. Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18 - 35% потребности. Существенное превышение критической точки, даже по самым низким оценкам, в России обусловлено прежде всего кризисным положением отечественного сельского хозяйства, производство в котором составляет около 60% от среднегодового уровня за 1986 - 90гг. Такое падение производства обусловлено как трансформационным спадом, так и неэффективными способами проведения в целом экономической реформы и аграрной, в частности. Существенное сокращение государственной поддержки сельского хозяйства, которая уменьшилась с трети огромного государственного бюджета до 2,7% ВВП в бюджете на 1998г., оставило крестьянство один на один со множеством проблем. Однако несмотря на общий упадок сельского хозяйства, полки магазинов остаются переполненными. Это происходит, во-первых, из-за снижения потребления населением продуктов питания почти в 1,5 раза (исключениями являются такие малоценные продукты питания, как хлебные изделия и картофель, потребление которых несколько выросло, несмотря на существенный рост цен). Во-вторых, наиболее важной причиной данной ситуации является все более возрастающий импорт сельскохозяйственной продукции, объемы которого превысили все допустимые нормы и уже напрямую угрожают безопасности страны.[13,с.56]
Доля импорта в общем объеме продовольствия по разным оценкам составляет от 30 до 50%. Это неудивительно, поскольку сейчас на душу населения в России производится за год 43 кг мяса и 194 кг молока. При этом физиологически обоснованная норма потребления на одного человека составляет 81 кг мяса и 392 кг молока. Нехватка продовольствия покрывается за счет импорта, но далеко не полностью.
Население нашей страны не обеспечивается нормальным уровнем питания. По оценочным данным, суточное потребление на одного человека в России составляет в среднем 2200 ккал (2590 ккал - в 1990 году). Мы уже отстаем от Африки, где в среднем потребляется 2300 ккал, не говоря о США и ЕС, где уровень калорийности питания составляет 3500-3600 ккал. При этом, по международной классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО), питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 калорий.
Эти неутешительные цифры объясняются тем, что за годы реформ производство основных продуктов питания в России неуклонно сокращалось. Назову лишь некоторые показатели. По сравнению с 1990 г. сбор зерна снизился в 2,5 раза, сахарной свеклы - в 3 раза, производство мяса сократилось в 2 раза, молока - в 1,6 раза, яиц - в 1,5 раза, в 2 раза сократилось поголовье крупного рогатого скота, птицы - в 1,5 раза, свиней - в 2 раза, овец и коз - почти в 4 раза.
Правда, в прошлом году наметились определенные положительные симптомы. Повысилось производство отдельных видов продовольствия, сократилась доля импорта. Но не следует самообольщаться: это связано с девальвацией рубля в 1998 г., несколько повысившей конкурентоспособность отечественных товаров за счет сокращения импорта продовольствия. С другой стороны, на 15% упали реальные доходы населения, продолжался рост цен, в том числе и на отечественную продукцию. Поэтому даже при падении валового производства основных продуктов питания (мяса, молока, животного масла) доля товаров российского производства на внутреннем рынке увеличилась. Однако если не начнется реальное возрождение сельского хозяйства, ситуация может измениться и доля импортной продукции снова начнет нарастать. [18,с.342]
Однако предпосылок для реального возрождения сельского хозяйства пока нет. Достаточно взглянуть на валовые показатели производства за последние годы. Мы видим неуклонное падение его объемов, которые на сегодняшний день составляют лишь 50% от дореформенного уровня. Объем капиталовложений в АПК сократился в 20 раз. Из оборота изъято 22 млн. га сельхозугодий, почти на 14 млн. га сократились посевные площади. По данным Института экономики РАН и РАСХН, к 2003 г. при сохранении современной тенденции будет обрабатываться 30% земель от уровня 1997 г. В целом почти 90% хозяйств всех видов собственности убыточны,
Одной из главных причин такого положения АПК является диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленной. Цены на промышленную продукцию в годы реформ росли в 4-5 раз быстрее, чем на сельскохозяйственную продукцию. АПК оказался не в состоянии окупать затраты на производство, из-за чего стал должником как федерального бюджета, так и частных финансовых структур.
В России необходимо переходить от жесткой протекционистской политики к адресной поддержке отечественных сельхозпроизводителей через субсидирование доходов и поддержание общего уровня цен в условиях их резкого колебания. В обеспечении продовольственной безопасности надо перестраиваться с внешних, чисто фискальных способов (таможенных пошлин), на поддержание отечественного сельскохозяйственного производства.
Рассматривая проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку, нельзя не отметить следующие явления, которые напрямую связаны с нанесением ущерба экономической безопасности нашему государству:
- резкое ухудшение демографической ситуации;
- криминализация экономики;
- разрушение науки и технологического потенциала;
- разрушение финансово-кредитной сферы.
- Продовольственная безопасность может рассматриваться
- применительно ко всему миру, отдельным регионам, странам, группе населения, семье и отдельному человеку.
В настоящее время под продовольственной безопасностью понимается доступ всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровой и активной жизни. При достижении продовольственной безопасности продукты питания имеются в достаточном количестве, их поставки являются стабильными и каждый нуждающийся человек может получить продовольствие. Соответственно, под продовольственной безопасностью понимается такое положение, при котором все члены общества фактически пользуются правом на доступное питание или продовольственные ресурсы, имеется необходимое количество продовольствия.
Достижение продовольственной безопасности на уровне домашнего хозяйства подразумевает обеспечение надлежащего количества продуктов на конкретной территории, сравнительно устойчивое снабжение ими, гарантирование каждому человеку, нуждающемуся в продовольствии на данной территории, возможности получить его с тем, чтобы вести здоровую и продуктивную жизнь.
Продовольственная безопасность государства – это обеспеченная соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства вне зависимости от внешних и внутренних угроз удовлетворить потребности населения в продуктах питания в объемах, качестве и ассортименте, соответствующих принятых стандартам и нормам.
В такой трактовке понятие продовольственной безопасности имеет два аспекта. Первый – социально-экономический – характеризует способность государства обеспечивать своим гражданам потребление основных продуктов питания в соответствии с принятыми стандартами и нормами. Второй аспект – политико-экономический – характеризует способность государства к мобилизации внутренних ресурсов и агроэкономического потенциала страны для организации снабжения населения преимущественно за счет собственного производства и тем самым гарантировать экономическую самостоятельность и политический суверенитет.
Различают хроническую и временную продовольственную зависимость. Страна, район, группа населения испытывают хроническую продовольственную зависимость, если в течении длительного времени потребление пищевых продуктов недостаточно из-за невозможности приобрести или произвести необходимое количество продовольствия. Временная продовольственная зависимость наступает периодически при нарушениях стабильности доступа к продовольствию ввиду роста цен на продукты питания, неурожаев, падения уровня доходов населения.