Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении Одобрена резолюцией 2826 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1971 года
Государства — участники настоящей Kонвенции, преисполненные решимости действовать в целях достижения эффективного прогресса на пути всеобщего и полного разоружения, включающего запрещение и ликвидацию всех видов оружия массового уничтожения, и уверенные в том, что запрещение разработки, производства и накопления запасов химического и бактериологического (биологического) оружия и их уничтожение путем эффективных мер будут способствовать достижению всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем, признавая важное значение Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.

Файлы: 1 файл

основное.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

(в ред. Федерального закона  от 29.11.2007 N 283-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них);

экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;

оружие массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАТИФИКАЦИИ  СОГЛАШЕНИЯ О ЕДИНОМ ПОРЯДКЕ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

 

 

Принят 

Государственной Думой 

7 ноября 2007 года 

 

Одобрен 

Советом Федерации 

16 ноября 2007 года 

 

Ратифицировать Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества, подписанное в городе Москве 28 октября 2003 года. 

 

Президент 

Российской Федерации 

В.ПУТИН

Москва, Кремль

29 ноября 2007 года

N 277-ФЗ

 

 

 

 

 

Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями и товарами и

технологиями  двойного применения (ВД)

Вассенаарские договоренности – международное соглашение в области контроля над экспортом обычных вооружений, подписанное в 1995 году представителями 28 государств. 

Участники Вассенаарских договоренностей в настоящее время разрабатывают режим контроля за товарами двойного назначения, которые могут быть использованы для создания вооружений и военной техники, а также режим контроля за экспортом обычного вооружения.

 

ВАССЕНААРСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ

С окончанием "холодной войны" западные станы пришли к выводу, что существовавший режим контроля за поставками вооружений и военных технологий в социалистические страны КОКОМ устарел. Чтобы противостоять  угрозам международной и региональной безопасности и стабильности необходима была более глобальная система контроля за распространением обычных вооружений, товаров и технологий двойного применения. Поэтому после упразднения КОКОМа в 1994 году в городе Вассенааре (Нидерланды) было заключено новое соглашение, к которому кроме стран-участников КОКОМа присоединились у другие государства, являющиеся производителями/экспортерами вооружений или соответствующих технологий, в том числе страны Восточной и Центральной Европы, СНГ, а также Аргентина и Южная Корея. Россия участвует в Вассенаарских соглашениях с 1995 года. Окончательно система соглашений была одобрена и вступила в силу в 1996 году.

 
Вассенаарские соглашения предусматривают  добровольный обмен информацией  между странами-участниками в  отношении поставок или отказа в поставках в третьи страны товаров и технологий двойного применения, указанных в прилагаемых к соглашению списках. Государства-участники также с огласились два раза в год предоставлять друг другу сведения о поставках обычных вооружений, номенклатура которых основывается на Регистре обычных вооружений ООН.



 

 
 
Вопросы экспортного контроля за обычными вооружениями и связанными с ними материалами входят в приоритеты российской политики. Россия предпринимает  постоянные усилия по укреплению системы экспортного контроля и налаживанию международного взаимодействия в отношении передач обычных вооружений и связанных с их производством технологий. В этой связи Россия вошла в число стран -учредителей ВД, которые начали функционировать осенью 1996 года. К изначальной цели этого механизма - предотвращению дестабилизирующих накоплений обычных вооружений в различных регионах мира - в настоящее время добавилась задача недопущения попадания особо опасных систем вооружений и технологий двойного применения в руки террористов.

Вассенаар не направлен  против какого-либо государства или  группы государств. Договоренности не препятствуют праву государств приобретать  законные средства самообороны согласно статье 51 Устава ООН.

Участие в Вассенааре позволило России активизировать взаимодействие с ведущими державами в области контроля за поставками вооружений и двойных технологий. Работа в ВД дала нам возможность использовать зарубежный опыт для совершенствования национальной системы контроля за экспортом вооружений и соответствующей продукции двойного применения.

Россия занимает активную позицию в ВД, плодотворно  сотрудничая со странами-участницами  в укреплении механизмов контроля за экспортом вооружений, не "подсекая" при этом легитимную деятельность в  этой области.

В 2001 году при  нашей поддержке было принято  решение о включении проблематики контртерроризма в число стоящих  перед форумом уставных задач. В 2002 году при российском активном участии  был принят документ о наилучшей  практике в области передач легкого и стрелкового оружия (ЛСО).

В 2003 года проведен обзор деятельности Вассенаара за последние  годы. По его итогам впервые в  истории Договоренностей было принято  министерское заявление от имени  всех стран - участниц ВД (размещено  на сайте МИД). В числе важнейших результатов - документ о принципах контроля за переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК).

В 2004 году впервые  с момента основания ВД произошло  расширение членского состава ВД за счет Словении. В течение 2005 года в ВД последовательно были приняты Литва, Латвия, Эстония, Мальта и Хорватия. Таким образом, в настоящее время ВД насчитывают 39 членов.

Работа в  рамках ВД призвана играть существенную роль в борьбе с "черными" рынками  оружия и развитии ответственной  национальной политики стран - участниц ВД в сфере экспортного контроля за обычными вооружениями и товарами и технологиями двойного применения.

Российская  Федерация намерена и далее активно  сотрудничать со всеми участниками  Вассенаара в реализации задач этого  форума.

 

 

Комитет Цангера

Комитет Цангера – неформальная организация, которая была создана в 1971 году в целях реализации статьи III.2 ДНЯО, в соответствии с которой каждое государство-участник договора обязалось не предоставлять ядерные материалы и оборудование любому государству, если на эти материалы и оборудование не распространяются гарантии МАГАТЭ.

Комитет Цангера определил исходный список материалов и оборудования, подпадающих под экспортный контроль. В рамках данной организации также  были оговорены нормы и процедуры, которые должны быть включены в национальные законодательства, чтобы регулировать экспорт таких материалов и оборудования.

Экспортный контроль – Комитет Цангера - неформальная организация, не связывающая членов юридическими обязательствами, ее мандат был ограничен интерпретацией статьи III/2 Договора о нераспространении ядерного оружия. В 1992 году Группа ядерных поставщиков и Комитет Цангера объединились.

 

Группа ядерных поставщиков

Группа ядерных поставщиков была создана в 1974 году для того, чтобы выработать основные принципы и критерии ядерного экспорта, дополняющие договоренности Комитета Цангера.

На сегодняшний день членами  ГЯП являются 44 государства, которые  вовлечены в оборот ядерных материалов. В рамках ГЯП разработаны списки контроля и Руководящие принципы ядерного экспорта, а также товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы в топливном ядерном цикле. 

В Руководящие принципы  ГЯП входит положение о полноохватных гарантиях со стороны МАГАТЭ всей мирной ядерной деятельности страны-импортера в качестве обязательного условия ядерного экспорта в неядерные государства.

 

Договор о нераспространении ядерного оружия  
 
Одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 года

 

Государства, заключающие  настоящий Договор, ниже именуемые  «Участниками Договора»,

Учитывая опустошительные  последствия, которые имела бы для  всего человечества ядерная война, и вытекающую из этого необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны и принять меры для обеспечения безопасности народов,

Считая, что  распространение ядерного оружия серьезно увеличило бы опасность ядерной  войны,

В соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающими к заключению соглашения о предотвращении более широкого распространения ядерного оружия,

Обязуясь сотрудничать в целях содействия применению гарантий Международного агентства по атомной  энергии в отношении мирной ядерной деятельности,

Выражая свою поддержку  усилиям по исследованию, усовершенствованию и другим усилиям, направленным на содействие применению в рамках системы гарантий Международного агентства по атомной  энергии принципа эффективных гарантий в отношении движения исходных и специальных расщепляющихся материалов посредством использования приборов и других технических способов в определенных ключевых местах,

Подтверждая тот  принцип, что блага мирного применения ядерной технологии, включая любые технологические побочные продукты, которые могут быть получены государствами, обладающими ядерным оружием, от развития ядерных взрывных устройств, должны быть доступны для мирных целей всем государствам-участникам Договора, как обладающим, так и не обладающим ядерным оружием,

Будучи убежденными, что в осуществление этого  принципа все Участники настоящего Договора имеют право участвовать  в возможно самом полном обмене научной  информацией для дальнейшего  развития применения атомной энергии  в мирных целях и вносить в это развитие свой вклад по отдельности или в сотрудничестве с другими государствами,

Заявляя о своем  намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных  вооружений и принять эффективные меры в направлении ядерного разоружения,

Настоятельно  призывая к сотрудничеству всех государств в достижении этой цели,

Напоминая о  решимости, выраженной участниками  Договора о запрещении испытаний  ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. в его преамбуле, стремиться достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия и продолжать переговоры с этой целью,

Стремясь содействовать  смягчению международной напряженности  и укреплению доверия между государствами, с тем чтобы способствовать достижению прекращения производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов и исключению ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем,

Напоминая, что  в соответствии с Уставом Организации  Объединенных Наций государства  должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций, и что следует содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения,

Согласились о  нижеследующем:

Статья I

Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным  оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или  другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.

Статья II

Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным  оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Статья III

1. Каждое из  государств-участников Договора, не  обладающих ядерным оружием, обязуется  принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с Международным агентством по атомной энергии в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии и системой гарантий Агентства, исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемых настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала, независимо от того, производится ли он, обрабатывается или используется в любой основной ядерной установке или находится за пределами любой такой установки. Гарантии, требуемые настоящей статьей, применяются ко всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было.

2. Каждое из  государств-участников Договора  обязуется не предоставлять: а) исходного или специального расщепляющегося материала или b) оборудования или материала, специально предназначенного или подготовленного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии, требуемые настоящей статьей.

Информация о работе Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия