Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:39, курс лекций

Описание работы

1. Введение о БЖД
2. Теоретические основы и практические цели БЖД
3. БЖД и производственная среда
4. Промышленная безопасность
5. Электробезопасность

Файлы: 8 файлов

Lesson 1-3 введение.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 10 охрана труда.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

10. Управление охраной труда  на предприятии

 

Проблемы охраны труда затрагивают многие стороны  жизни и деятельности трудовых коллективов, организации управления производством, организации производства и труда, носят разносторонний и многоплановый характер.

Создание принципиально  новой, безопасной и безвредной для  человека техники и технологии требует  системного, комплексного подхода к решению проблем охраны труда и их решение должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте.

Отсутствие  комплексного, системного подхода к  решению проблем охраны труда, низкий уровень информационного обеспечения не позволяют осуществлять научно обоснованное планирование, определять наиболее важные и первостепенные направления профилактической работы, приводит к разработке большого количества малоэффективных мероприятий, к нерациональному распределению и расходованию средств, выделяемых на охрану труда.

10.1. Цели и задачи  управления охраной труда.

Охрана труда является сложной, многоаспектной системой, имеющей свои специфические цели, задачи и средства их достижения. Одним из важнейших принципов организации производства является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственного процесса. Поэтому основной, главной целью управления охраной труда следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему «человек — машина — производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда. Управление охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий: оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач, составление программ, оперативное управление программами, оценка эффективности осуществления программ, стимулирование исполнителей.

В решении многообразных  задач в сфере охраны труда  принимают непосредственное участие  руководители предприятия, структурных  подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от директора до рабочего. Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ). В СУОТ, как и в любой другой системе управления, необходимо определять основные задачи и функции управления, четко представлять структуру информационных и управленческих связей, формы учетных и отчетных документов и т.д. При этом основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека.

Нормативно-правовой основой системы управления охраной  труда являются государственные  законодательные акты, ГОСТы «Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), межотраслевые и отраслевые нормы и правила безопасности и производственной санитарии» и др.

Задачи  управления охраной труда. Каждая задача по сути представляет собой целевую подсистему управления, которая может быть рассчитана и детализирована на большое число конкретных задач. Степень детализации и конкретизации задач определяется масштабами данного производства, сложностью решаемых вопросов, уровнем управления, значимостью конечных результатов, сложностью и объемом требуемой исходной и выходной информации и т.д.

Детализация задач  позволяет во всем объеме представить весь круг решаемых вопросов, четко определить исполнителей, информационные и управленческие связи, правильно и во всем объеме реализовать функции управления, создать действенный механизм управления подсистемой, оформленный в виде стандарта предприятия или «Положения» об организации работ в данном направлении.

Наиболее часто  применяется метод детализации задач с помощью построения многоуровневой структуры задач (дерева задач).

В зависимости  от сложности задач каждого уровня можно переходить на детализацию задач более высокого уровня. Однако чрезмерная детализация задач может привести к неоправданному увеличению объема информационных и управленческих связей, поэтому в каждом конкретном случае необходимо ограничиться оптимальной детализацией. Разделение всей проблемы управления сферой охраны труда на основные задачи управления является достаточно условным. Каждая задача не является обособленной в решении, а тесно связана с решениями других задач, т.е. решается комплексно. Так, например, решение задачи обеспечения безопасности технологических процессов, кроме конкретных вопросов, связанных с содержанием, организацией и оснащением технологического процесса, предусматривает реализацию задач обеспечения безопасности оборудования, зданий и сооружений, оснащения средствами индивидуальной защиты и т.д. Это и объясняет необходимость применения системного комплексного подхода к управлению охраной труда на предприятии.

10.2. Функция управления  охраной труда.

Каждая из задач, решаемых в системе управления, должна реализовываться посредством функций управления. К ним относятся: функции учета, анализа и оценки, функции контроля, планирования и прогнозирования, стимулирования, организации, координации и регулирования. По своей сути функции управления выражают основные направления управленческой деятельности при решении задач управления на различных уровнях управления. Причем каждая из задач решается посредством всех , перечисленных функций управления, конкретное содержание которых определяется в свою очередь содержанием задач и определением объектов управления.

Рассмотрим  в общем виде содержание основных, функций управления:

Функции учета, анализа и оценки объектов управления в каждой из задач должны быть направлены на формирование необходимой информации об объекте управления для разработки и принятия управленческих решений руководителями всех уровней управления (от мастера до директора).

Так, для учета, анализа и оценки состояния условий  труда, необходимых для решения  практически всех задач управления должны использоваться данные аттестации и сертификации условий труда в цехе, на участке и рабочих местах, материалы о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, предписания органов государственного надзора и технической инспекции труда, результаты всех видов контроля, материалы специальных обследований.

Функция контроля предусматривает контроль за состоянием объекта управления, выявление отклонений от требуемого уровня, проверку выполнения ранее принятых управленческих решений с целью выработки управленческих действий, направленных на устранение выявленных недостатков.

Основными видами контроля являются:

— оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц;

— контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;

— ведомственный контроль вышестоящих органов;

— контроль, осуществляемый органами государственного надзора и технической инспекцией труда.

Анализ процесса контроля позволяет установить три необходимых  элемента контроля:

— цели и стандарты, реально выраженные в наглядной форме;

— средства измерения, позволяющие проверить соответствие целям или стандартам;

— средства коррекции, позволяющие вносить изменения, когда измерения показывают отклонения от целей или стандартов.

Контроль как функция  социального управления людьми представляет собой систему проверки соответствия функционирования объекта контроля принятым управленческим решениям — законам, планам, нормам, стандартам и т.д., оценивания результатов воздействия на объект и отклонений от принятых управленческих решений.

Конкретными объектами контроля являются такие элементы управляемой  системы и характеристики объектов управления, которые обеспечивают безопасность состояния рабочего, его квалификацию и дисциплинированность, исправность машин и прочие параметры, обеспечивающие безопасность.

Функция планирования и прогнозирования работ по охране труда включает в себя определение заданий подразделениям и службам предприятия, участвующих в решении каждой из задач управления.

Планирование работ по охране труда осуществляется на основе разработки планов:

— перспективных (пятилетних) — комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;

— текущих (годовых) — планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда для заключения коллективных договоров;

— оперативных (квартальных, месячных) — планов по цехам и участкам.

Прогнозирование работ по охране труда предусматривает установление обоснованных перспективных целей деятельности структурных подразделений, отражающихся на результатах научного анализа и исследований в сфере охраны труда. В частности, при прогнозировании работ по охране труда необходимо использовать результаты всестороннего анализа травматизма и заболеваний на предприятии, причем анализ должен охватывать длительный период — не менее 5...10 лет. Правильное прогнозирование — залог реальности планов, направленных на улучшение условий и безопасности труда.

Функция стимулирования за работу по охране труда направлена на создание заинтересованности работающих в решении задач в сфере охраны труда по обеспечению безопасных и безвредных условий труда на рабочих местах, участках, в цехах и на предприятии в целом. Виды и формы материального и морального стимулирования разрабатываются администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом с учетом постановлений и указаний государственных и профсоюзных органов по вопросам стимулирования.

Функции организации  «координации» регулирования работ в области охраны труда предусматривают объединение разрозненных действий различных служб предприятия для решения задач управления, установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении, принятие и реализацию управленческих решений (приказов, распоряжений, указаний и т.д.).

Следует иметь в виду, что функции управления органически  связаны между собой, дополняют  друг друга, но во многих случаях вытекают одна из другой. Пренебрежение или  снижение полноты реализации одной  функции управления немедленно сказывается на возможности и полноте реализации другой.

Так, при решении любой  задачи управления охраной труда  неполная реализация функции учета, анализа и оценки состояния объекта управления резко ограничивает возможности и эффективность реализации и функции контроля и особенно функций планирования и прогнозирования работ и др.

Действительно, не имея достоверной  и полной информации о состоянии  объекта управления, невозможно осуществлять действенный контроль за изменением этого состояния, планировать мероприятия по его улучшению, стимулировать поддержание необходимого уровня состояния объекта управления, организовать и координировать работы в этом направлении.

С другой стороны, например, полная и всесторонняя реализация функции  «стимулирования», т.е. создание действенной системы заинтересованности каждого коллектива, каждого работающего в решении задач охраны труда, позволяет широко привлекать к управлению охраной труда трудовые коллективы с более полной реализацией всех других функций управления и в конечном итоге в значительной мере повысить эффективность решения задач управления. Таким образом, можно заключить, что правильное применение и «насыщение содержания» функций управления для решения каждой задачи во многом определяет эффективность и четкость действия системы управления охраной труда на предприятии.

10.3. Служба охраны  труда на предприятии, её функции  и основные задачи

Законом Российской Федерации «Об основах охраны труда» (статья 12) и Трудовым Кодексом Российской Федерации (статья 217)  установлено, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность (на предприятии) с численностью более 100 работников создаётся служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации  с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учётом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

 Структура  и численность работников службы  определяются работодателем с  учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. Министерством труда РФ постановлением от 10 марта 1995 г. № 13 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда на предприятии. Вместе с тем этой же статьей ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя.

Ранее, в целях  реализации Основ и оказания помощи работодателям в организации  работы службы охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях Минтрудом РФ было принято постановление  «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации» от 30 января 1995 г. № 6.

Лиц, имеющих  высшее образование, но не имеющих квалификации инженера по охране труда, до исполнения ими должностных обязанностей, рекомендуется направлять за счет средств предприятия на обучение в высшие профессиональные учебные заведения на специальные факультеты по переподготовке кадров с присвоением квалификации — инженер по охране труда.

Работодателю  рекомендуется организовывать для работников службы охраны труда систематическое повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.

Основными задачами службы охраны труда являются:

— организация  и координация работы по охране труда  на предприятии;

— контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия;

— совершенствование  профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;

Lesson 4 промыш.безопасность.doc

— 79.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 5 электробезопасность.doc

— 71.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 6 пожарная безопасность.doc

— 85.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 7 производст.травматизм.doc

— 52.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 8 ЧС понятия 21 стр.doc

— 115.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Lesson 9 правовые основы БЖД.doc

— 63.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"