Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:00, реферат
На фоне всех приведенных фактов чрезвычайно актуальной становится проблема обеспечения безопасности участников уголовного процесса наших стран. Проблема обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства в отечественном законодательстве стала актуальной лишь в последние два десятилетия. Вместе с тем, в зарубежных странах правовое регулирование безопасных условий участия в производстве по уголовному делу давно решено
Обеспечение безопасности личности, вовлекаемой в сферу производства по уголовному делу, для достижения цели (назначения) судопроизводства — обязанность государства.
Введение…………………………………………………………..
Поводы и основания применения мер безопасности………………………………………………..
Меры обеспечения безопасности, не противоречащие УПК и иным законам Республики Беларусь………………………………………
Участие субъектов обеспечивающих безопасность участников
уголовного процесса…………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………..
Таким образом, Уголовно-процессуальный кодекс предусмотрел надлежащие гарантии защиты участника уголовного процесса в ходе судебного разбирательства.ессуальный
Кроме процессуальных в Уголовно-процессуальном кодексе предусмотрены иные меры безопасности:
1)использование технических средств контроля;
2)прослушивание переговоров,
ведущихся с использованием
Эти меры безопасности применяются лишь при наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия в соответствии со статьей 214 УПК;
К первоочередным мерам безопасности относятся право защищаемого на личную охрана, охрану жилища и имущества; выдачу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.
Дополнительными мерами безопасности являются:
1. Обеспечение
2. Временное помещение в безопасное место;
3. Перевод защищаемого лица на новое место военной службы;
4. Командирование защищаемого лица в другую воинскую часть, другое военное учреждение;
5. Командирование или
перевод военнослужащего, проходящего
военную службу по призыву, от
которого может исходить
6. Направление защищаемого
лица и лица, от которого исходит
угроза насилия, при их задержании,
заключении под стражу и
7. Переселение на другое, временное или постоянное, место жительства.
8. Наряду с указанными мерами, защищаемому лицу в целях обеспечения его безопасности может быть оказано содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или учебы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при сравнении иных мер безопасности участников уголовного процесса в законодательстве зарубежные стран, можно сделать вывод о том, что УПК РФ более детальнее регулирует данный вопрос, чем законодательство РБ, примером является то, что по упк РФ защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства.
Следует помнить, что перечисленные меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса членов их семей, близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими, а также их имущества составляют служебную тайну. Поэтому должностные лица органа, ведущего уголовный процесс и органа, обеспечивающего применение мер безопасности виновных в разглашении сведений о защищаемых лицах, несут ответственность согласно законодательству Республики Беларусь. Это связано с тем, что разглашение таких сведений может дать Причиной противоправных действий в отношении участников уголовного процесса.
При наличии поводов и оснований для применения мер безопасности орган, ведущий уголовных процесс, в течение суток выносит мотивированное постановление (определение), которое незамедлительно направляет для исполнения в орган внутренних дел или государственной безопасности по месту жительства, работы или учебы защищаемого лица. Об этом, в необходимых случаях, уведомляется защищаемое лицо. Если в поступившей информации отсутствуют основания для применения мер, то выносится постановление об отказе в применении этих мер.
Получив постановление (определение) о принятии мер безопасности, государственный орган, которому поручено осуществление таких мер, незамедлительно устанавливает перечень необходимых для защиты лица или его имущества мер и приступает к их реализации. О принятых мерах в течение суток извещается орган, вынесший решение о реализации мер безопасности.
Следует помнить, что в отношении защищаемого лица меры безопасности могут применяться как в отдельности, так и в допустимой совокупности. Это решает орган, устанавливающий меры безопасности, т.е. орган внутренних дел или государственной безопасности.
Меры обеспечения безопасности, не противоречащие УПК и иным законам Республики Беларусь.
Основным Нормативно правовым актом который регламентирует другие меры безопасности, не противоречащие УПК и иным НПА является, закон Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также участников уголовного процесса и иных лиц, содействующих уголовному процессу».
Указанный закон рассчитан на реализацию системы мер государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих служебную деятельность, выполнение которой может быть сопряжено с посягательствами на жизнь, здоровье и имущество их, а также участников уголовного процесса и лиц, содействующих его реализации.
В законе подчеркивается, что обеспечение государственной зашиты судей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, а также участников уголовного процесса и иных лиц, содействующих уголовному процессу, состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами узаконенных мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц, а также их близких родственников.
Лицо, в отношении которого уполномоченным на то государственным органом принято решение о применении мер безопасности, будет именоваться в настоящем проекте защищаемым лицом.
Правом на обеспечение безопасности должны обладать:
гражданский истец, гражданский ответчик и их законные представители по уголовному делу по иску о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Меры государственной защиты в отношении близких родственников сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, участников уголовного процесса, иных лиц, содействующих его осуществлению, проводятся при наличии реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, иных задействованных в уголовном процессе лиц либо из мести за указанную деятельность.
Поводом для применения мер безопасности может быть: заявление лица; обращение председателя суда, руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа; оперативная и иная информация о наличии угрозы безопасности защищаемого; постановление (определение) о применении мер безопасности к лицам, вынесенное органом дознания, следователем, прокурором, судом (судьей).
Орган дознания, следователь, прокурор, суд (судья), получив заявление (сообщение) об угрозе безопасности, обязан его проверить и в течение не более трех суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно принять решение о применении или об отказе в применении мер безопасности. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое направляется в орган, обеспечивающий безопасность, о чем уведомляется защищаемое лицо.
Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы жизни, здоровью или, имуществу защищаемого лицами.
Решение о применении мер безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите, принимает суд (судья), прокурор, а также с согласия прокурора орган дознания или следователь, в производстве которого находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а после вступления приговора в законную силу – также и орган внутренних дел или орган службы безопасности по местонахождению лица, подлежащего защите.
При получении органом, обеспечивающим безопасность, постановления (определения), вынесенного органом дознания, следователем, прокурором, судом (судьей), меры безопасности применяются без дополнительной проверки. О принятых мерах в течение двадцати четырех часов информируется орган дознания, следователь, прокурор, суд (судья), вынесший постановление об этом.
В случаях, предусмотренных законом, для принятия решения о применении мер безопасности необходимо согласие защищаемого лица.
Мерами безопасности в отношении защищаемого лица являются:
При наличии реальной угрозы для жизни, здоровья, достоинства, имущественных и иных прав и законных интересов защищаемого лица могут осуществляться также другие меры, предусмотренные действующим законодательством.
Настоящий перечень может быть изменён только законом.
Неразглашение сведений о защищаемом лице обеспечивается путём:
Данные меры могут быть применены при наличии реальной угрозы для жизни или здоровья защищаемого лица, а изменение фамилии, имени, отчества – по делам о тяжких преступлениях и только с санкции регионального прокурора или иного приравненного к нему прокурора, а также Генерального прокурора (прокурора республики) или его заместителей.
В случаях, если этого требуют интересы безопасности защищаемого лица, по мотивированному определению суда или постановлению судьи допускается проведение закрытого судебного разбирательства в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
В случае необходимости органами, осуществляющими меры безопасности, обеспечиваются личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица, которые с его согласия могут быть оборудованы средствами противопожарной и охранной сигнализации; возможна также замена номеров его телефонов и государственных регистрационных знаков на используемых им транспортных средствах.
Личная охрана, охрана жилища и имущества с проникновением в жилище могут быть произведены только по заявлению или с согласия защищаемого. По его письменному заявлению может производиться прослушивание его телефонных переговоров, а при наличии реальной угрозы для жизни и здоровья защищаемого органы, осуществляющие меры безопасности, могут выдавать ему служебное оружие, специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.
Информация о работе Поводы и основания применения мер безопасности