Поводы и основания применения мер безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:00, реферат

Описание работы

На фоне всех приведенных фактов чрезвычайно актуальной становится проблема обеспечения безопасности участников уголовного процесса наших стран. Проблема обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства в отечественном законодательстве стала актуальной лишь в последние два десятилетия. Вместе с тем, в зарубежных странах правовое регулирование безопасных условий участия в производстве по уголовному делу давно решено
Обеспечение безопасности личности, вовлекаемой в сферу производства по уголовному делу, для достижения цели (назначения) судопроизводства — обязанность государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..
Поводы и основания применения мер безопасности………………………………………………..
Меры обеспечения безопасности, не противоречащие УПК и иным законам Республики Беларусь………………………………………
Участие субъектов обеспечивающих безопасность участников
уголовного процесса…………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Поводы и основания применения мер безопасности.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

По решению органа, обеспечивающего безопасность защищаемого лица, может быть наложен запрет на выдачу сведений о его личности из адресных бюро, паспортных служб, подразделений Государственной автомобильной инспекции, справочных служб автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондов, за исключением случаев, когда такие сведения запрашиваются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу.

Защищаемое лицо в целях обеспечения безопасности с его согласия переселяется на другое, временное или постоянное, место жительства.

При переселении на другое место жительства защищаемому в случае необходимости предоставляются жилая площадь и материальная помощь, а также оказывается содействие в трудоустройстве. При переселении человека на временное место жительства ранее занимаемая площадь сохраняется за ним в течение всего времени отсутствия.

Переселение в другое место жительства, а также замена документов и изменение внешности могут быть произведены по решению регионального или иного приравненного к нему прокурора, а также Генерального прокурора (прокурора республики) или его заместителей либо по решению суда лишь по письменному заявлению защищаемого лица и только при наличии обстоятельств, при которых угроза его жизни и безопасности не может быть устранена другими мерами.

Если устранение угрозы безопасности защищаемого лица требует оставления им прежнего места работы (службы) или учебы, то по его заявлению или с его письменного согласия ему оказывается содействие в устройстве на другое (временное или постоянное) место работы (службы) или учебы.

В случае необходимости защищаемое лицо, достигшее совершеннолетия, с его согласия, а лицо, не достигшее совершеннолетия, с согласия родителей или лиц, их заменяющих, может быть помещено в место, в котором будет обеспечена его безопасность.

Безопасность военнослужащего обеспечивается мерами, применяемыми с учетом нахождения указанного лица на военной службе. Для обеспечения безопасности военнослужащего с его письменного согласия может быть произведено:

  • откомандирование в другую военную часть, другое военное училище;
  • перевод на новое место службы;
  • применение мер безопасности командованием воинской части.

Безопасность защищаемого лица, находящегося в изоляторе временного содержания, следственном изоляторе или месте лишения свободы обеспечивается перечисленными мерами с ограничениями, вытекающими из положения указанного лица. Для обеспечения его безопасности может также применяться:

  • перевод из одного места содержания под стражей или лишения свободы в другое;
  • раздельное или одиночное содержание;
  • изменение меры пресечения в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.

В случае гибели защищаемого лица в связи с его содействием уголовному процессу семье пострадавшего и его иждивенцам выплачивается за счёт средств соответствующих бюджетов единовременное пособие и в установленном действующим законодательством порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении защищаемым лицом увечья, наступившего в связи с его содействием уголовному процессу, ему выплачивается единовременное пособие, а при утрате трудоспособности назначается также и пенсия по инвалидности в порядке, установленном для лиц, ставших инвалидами при защите государственных интересов.

Имущественный ущерб, причинённый защищаемому лицу в связи с его содействием уголовному процессу, подлежит возмещению в установленном действующим законодательством порядке.

В соответствии с положениями закона защищаемое лицо имеет право:

  • знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности;
  • просить о применении или неприменении в отношении его конкретных мер безопасности;
  • требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения в отношении его иных мер безопасности, предусмотренных настоящим законом, кроме осуществляемых или отмены каких-либо из осуществляемых мер;
  • обжаловать в вышестоящий орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.

Защищаемое лицо обязано:

  • выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность;
  • незамедлительно информировать орган, обеспечивающий безопасность, о каждом случае поступления угрозы или совершения в отношении его противоправных действий;
  • бережно обращаться с имуществом, оружием и документами, выданными ему во временное личное пользование для обеспечения безопасности;
  • использовать выданное оружие в соответствии с законодательством  Республики Беларусь исключительно в интересах обеспечения своей защиты;
  • не разглашать сведения о принимаемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, обеспечивающего безопасность.

Основанием для отмены мер безопасности, может быть:

1) устранение угрозы безопасности  защищаемого лица;

2) заявление защищаемого лица  об отмене принимаемых в отношении  его мер безопасности;

3) истечение срока, установленного  для реализации конкретной меры  обеспечения безопасности;

4) систематическое невыполнение  защищаемым законных требований  органа, обеспечивающего безопасность, если он (она) письменно был предупрежден о возможности такой отмены.

Для отмены мер безопасности уполномоченным на это должностным лицом органа, обеспечивающего безопасность, выносится соответствующее мотивированное постановление, которое незамедлительно объявляется защищаемому. Указанное постановление может быть обжаловано в определенном законом порядке.

Должностные лица органов, обеспечивающих безопасность, виновные в непринятии или ненадлежащем осуществлении мер безопасности в отношении защищаемых лиц либо в разглашении сведений об указанных мерах, должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых направлены постановления органов, обеспечивающих безопасность, в случае неисполнения этих постановлений, а равно разглашения сведений об осуществляемых мерах безопасности привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Разглашение защищаемым лицом сведений о применяемых в отношении его мерах безопасности в случае, если это привело к тяжким последствиям для других лиц, влечет за собой уголовную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Жизнь и здоровье защищаемых лиц подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В случае гибели лиц в связи с участием в уголовном процессе (оказанием содействия уголовному процессу) семье погибшего, его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетней заработной платы (дохода) погибшего, но не менее двухсот пятидесяти минимальных заработных плат, из средств республиканского бюджета в порядке, определяемом правительством Республики Беларусь, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

В случае причинения лицам в связи с их участием в уголовном процессе (оказанием содействия уголовному процессу) телесных повреждений или иного вреда их здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно за счет средств республиканского бюджета выплачивается компенсация в виде разницы между их ежемесячной заработной платой (доходом) и назначенной им в связи с этим пенсией в порядке, определяемом правительством Республики Беларусь, с последующим взысканием этой суммы с виновных.

Ущерб, причиненный защищаемым в связи с их служебной деятельностью (работой), участием в уголовном процессе (оказанием содействия уголовному процессу), выразившийся в уничтожении или повреждении имущества, возмещается в полном объеме в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты осуществляется за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Местные советы депутатов могут предусматривать дополнительное выделение средств на указанные цели из местного бюджета.

Расходы, связанные с применением мер безопасности, не могут быть возложены на защищаемое лицо.

Орган дознания, следователь, прокурор или суд (судья), принимающие решение о применении мер безопасности, имеют право:

  • требовать и получать необходимые материалы и объяснения лиц, производящих следственные и судебные действия, в целях установления оснований применения мер безопасности;
  • требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, применения дополнительных мер;
  • отменять меры безопасности полностью или частично по согласованию с органами, их осуществляющими;
  • требовать передачи уголовного дела из суда, которому оно подсудно, в другой суд.

Орган, осуществляющий меры безопасности, имеет право:

  • определять перечень мер безопасности, средства и методы их применения, при необходимости изменять и дополнять осуществляемые меры безопасности;
  • требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения мер безопасности, а также выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;
  • обращаться в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд (к судье, в производстве которого находится уголовное дело), с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об отмене осуществляемых мер.

Орган, принимающий решение о применении мер безопасности, и орган, осуществляющий меры безопасности, обязаны:

  • немедленно реагировать на каждый ставший им известным случай противоправных действий в отношении защищаемых лиц;
  • обеспечивать защиту жизни, здоровья, жилища и имущества защищаемых лиц путем применения соответствующих мер безопасности;
  • своевременно уведомлять защищаемых лиц о применении или отмене мер безопасности, а также о принятии по соответствующему уголовному делу процессуальных решений, имеющих значение для обеспечения безопасности указанным лицам;
  • при обеспечении безопасности соблюдать законность, проявлять уважение к правам и свободам граждан.

Применение и осуществление мер безопасности возлагается:

  1. в отношении судей, заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов, а также их близких родственников - на органы внутренних дел;
  2. в отношении лиц, производящих дознание, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и проходящих службу в органах внутренних дел, государственной безопасности, государственной охраны, финансовых расследований, в таможенных органах, следователей органов внутренних дел и государственной безопасности, а также их близких родственников - на указанные  органы соответственно;
  3. в отношении должностных лиц налоговых и таможенных органов, а также их близких родственников - на указанные органы соответственно;
  4. в отношении участников уголовного процесса, лиц, содействующих уголовному процессу, а также их близких родственников - на органы внутренних дел и государственной безопасности.

В органах внутренних дел, государственной безопасности, государственной охраны, финансовых расследований, таможни в целях обеспечения безопасности защищаемым лицам создаются в установленном порядке специальные подразделения.

Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, а

равно их близких родственников осуществляются также командованием соответствующих воинских частей или начальниками соответствующих военных  учреждений.                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие субъектов обеспечивающих безопасность участников

уголовного процесса

                                                                                                                                      Важным условием эффективности будущего законодательства должно является оптимальное определение его структуры и разграничение содержания образующих его нормативных актов. Очевидно, что перечень мер безопасности, и порядок их применения должны быть установлены в государственном законе. В нем же следует определить совокупность и формы взаимодействия различных субъектов в процессе применения защитных мер. При этом следует учесть, что данный процесс состоит из двух основных этапов: принятия решений об осуществлении мер безопасности и их реализации. И в зависимости от содержания конкретной меры указанные этапы могут проводиться как одним субъектом (в частности, следователем при предъявлении опознания вне визуального наблюдения опознаваемым опознающего), так и разными субъектами, например, в случае принятия судом решения о помещении защищаемого в безопасное место и реализации компетентным органом данной меры безопасности.

Информация о работе Поводы и основания применения мер безопасности